Вопрос: Прочитала статью об Эдмонде Кеосаяне в рубрике "Это интересно". Очень понравилась. Действительно очень талантливый кинорежиссер. Читая статью, мне почему-то вспомнилась картина "3+2". По-моему ее тоже поставил Эдмон Кеосаян. Так ли это? С уважением, Галина Бабаян (62 года, Хайфа, Израиль)Ответ:
К сожалению, вынуждены Вас огорчить. К постановке очень популярной в СССР в начале 60-х годов картины "3+2" Эдмон Кеосаян никакого отношения не имеет. Хотя ее главным режиссером-постановщикам – и Вы в этом абсолютно правы – также был армянин – Генрих Оганесян.
Генрих Оганесян
Родился 1 сентября 1918 года в Ереване.
Армянский советский режиссёр и сценарист.
Окончил Ереванскую театральную студию имени Сундукяна (1937), режиссёрский факультет ВГИКа (1954, мастерская С.А. Герасимова) — экстерном.
С 1937 года — актёр Ереванского театра имени Г. Сундукяна, с 1943 года — ассистент режиссёра к/ст «Мосфильм», с 1945 года — ассистент режиссёра, затем режиссёр киностудии имени Горького.
Умер 2 декабря 1964 года в Москве.Когда Генрих Оганесян приехал покорять Москву из Еревана, где он работал в театре им. Сундукяна ассистентом режиссера, то не знал, что его здесь с распростертыми объятьями не ждали. С первого раза он не поступил во ВГИК и отправился ни к кому-нибудь, а к самому Сергею Герасимову, заявив, что он (Г. Оганесян) – лучший ассистент режиссера, о котором Герасимов мечтал. Герасимов не стал верить на слово молодому амбициозному армянину и дал ему задание достать костюмы к фильму «Иван Сусанин». Невероятно, но Оганесян сумел выполнить это задание, достав три грузовика с костюмами. Невероятно тем, что шла Великая Отечественная война, это во-первых, а во-вторых, эти костюмы Герасимову отказались дать в Большом театре, а Оганесяну дали.
И так, Оганесян стал работать с Герасимовым. Он действительно был для Герасимова незаменимым ассистентом, он отлаживал съемочный процесс, организовывал актеров, всюду достигал цель.
И первая его цель – покорение Москвы путем поступления во ВГИК – тоже вскоре сбылась. Он даже окончил ВГИК экстерном в 1954 году. Оганесян много работал ассистентом режиссера, и после окончания института он, естественно, захотел снять и свой собственный фильм. В 1960 году он совместно с режиссером В. Дорманом (на этой картине Г. Оганесян был вторым режиссером) снял фильм «Девичья весна», а в 1961 он снял сам фильм «Приключения Кроша», где свою первую главную роль сыграл молодой Никита Михалков.
Но самым звездным фильмом в его жизни была картина «Три плюс два».
Сценарий для фильма написал Сергей Владимирович Михалков, известный детский писатель, драматург и автор гимнов СССР и России. Основой послужила его пьеса «Дикари». Режиссера (Генриха Оганесяна) также выбирал Сергей Михалков.
Когда появились разговоры об экранизации пьесы на широком экране, все были уверены: на главные роли непременно пригласят актеров, которые по возрасту подходят под описание Михалкова, например, Георгия Вицина, Вячеслава Тихонова, Николая Рыбникова, то есть мужчин, которым серьезно за тридцать. Однако режиссер картины решил по-своему и пригласил совсем еще молодую гвардию.
Поскольку режиссёр Оганесян обладал хорошим чувством юмора, он своеобразно проводил отбор актёров на немногочисленные роли. Отбор проводился на Рижской киностудии в местечке Клапкалнциемс. И непосредственно до актёрских проб допускались только те, кто смог сразу, без запинки выговорить это название (Клапкалнциемс).
Атмосфера на площадке и во время репетиций, и во время съемок была раскрепощенная, легкая, непринужденная, и поэтому съемки проходили легко, весело, импровизированно, и некоторые импровизации актеров вошли в фильм. Шутки лились не переставая, бесконечно.
В фильме нет ни спецэффектов, ни дорогих декораций, ни грандиозного бюджета, а фильм получился таким, что его смотрят уже больше сорока лет, и больше сорока лет смеются, сопереживают героям, повторяют фразы из фильма.
Сам Генрих Оганесян снялся в эпизодической роли в фильме – официант из ресторана.
Снимали фильм в Крыму неподалеку от Судака, на территории завода шампанских вин в Новом Свете. Съемочная группа жила во дворце князя Голицына, где располагались подвалы завода, поэтому шампанское для всей группы надолго стало основным напитком. Однако были и проблемы, особенно связанные с бытовыми удобствами. Мыться можно было в тазике и только подогретой на электроплитках водой. Еду привозили из Судака, причем из-за долгой дороги она превращалась в неаппетитную массу. Единственное, чего было в достатке, так это винограда и белого вкусного хлеба, на котором актеры и стали потихоньку поправляться.
Принцип дикарей «Не пить и не курить» не был исполнен – съемки закончились в ноябре, и не только дикарям, но и девушкам в купальниках приходилось согреваться коньяком.
Вначале фильму была присвоена вторая категория, которая означала небольшие ставки для актеров и средненькие кинотеатры для премьеры. Однако вскоре после оглушительного успеха во время проката (за 1963 год «3+2» посмотрело 35 миллионов зрителей) картине была присвоена первая категория, а артистам выплатили дополнительную премию в 300 рублей.
После выхода на широкие экраны фильма Г. Оганесяна «Три плюс два», актеры, приглашенные им на съемки, стали мгновенно популярны и любимы, а Наталья Фатеева и Наталья Кустинская - секс – звездами. Расчет режиссера и арифметика простых чисел дали правильный расчет.
Талантливая работа в совокупности с замечательной музыкой Раймонда Паулса, прекрасной игрой актеров и веселым сюжетом уже долгие годы продолжает покорять зрителей всех возрастов. Фильм по-настоящему добрый, он вызывает только положительные эмоции и доставляет огромное удовольствие!
У Оганесяна, казалось бы, все еще впереди, у него полно творческих сил и замыслов. Творческих планов было много, азарт после успеха комедии «Три плюс два» окрылил его. Но жизнь повернулась иначе. И планам режиссера никогда уже не воплотиться и не реализоваться в жизни.
Всего за два с половиной месяца картина «Три плюс два» оказалась снятой, и эти два с половиной месяца он уже ходил с тяжелой болезнью, о которой он не знал, просто не было еще симптомов. А после выхода картины он сразу тяжело заболел. Сразу слег. Болезнь очень быстро прогрессировала. В конце 1964 года Генрих Оганесян умер. В конце ноября он уже не мог есть, ему вводили капельницами витамины. 2 декабря 1964 года его не стало.
Не удалось сбыться планам и задумкам мастера, не увидели мы его еще более зажигательные картины, но фильм «Три плюс два» остался любимым ни у одного поколения зрителей.
Фильмы Генриха Оганесяна
1954 год - Дамы (короткометражный)
1960 год - Девичья весна
1961 год - Приключения Кроша
1963 год - Три плюс два
Невероятные шутки кинорежиссера Генриха Оганесяна
"Генрих Оганесян, сняв свой звездный фильм «Три плюс два», умер от быстрого, безжалостного рака совсем молодым. Я была тогда еще ребенком и мое понимание личности отца, сформировалась позже, когда я стала узнавать потрясающие истории его розыгрышей, услышала в пересказах его удивительно смешные высказывания. В Армении до сей день пересказывают друг другу все эти истории, и уже сложно разобраться, что, правда, а что вымысел…" - пишет дочь режиссера - Ганна Слуцки, драматург и сценарист.
Однажды он разыграл целый спектакль. Только представьте: стоит на остановке автобуса ярко выраженный армянин. Совсем не бритый, волосатый и нервно курит сигарету. Подходит автобус, он гасит ногой сигарету, но не садится, а только машет вслед рукой. На следующей по маршруту остановке то же самое. На пятой остановке народ в автобусе уже начал интересоваться, что происходит. А собственно ничего не происходило: он просто садился в машину, обгонял автобус и на остановке закуривал.
Коронный его розыгрыш был другой. В ресторане он подбегал к незнакомому человеку, начинал его хватать за руки, трепать за волосы, щипать за щеки, пошлепывать. Все происходило очень шумно. Когда человек уже не мог сопротивляться, Генрих успокаивался и говорил: "Ой! Я ошибся, простите!"
Генрих Оганесян дружил с Арно Бабаджаняном, у них был общий друг, молодой скрипач, который играл на дорогой старинной скрипке, не принадлежавшей ему — она была достоянием республики Армении. И вот Генрих подговорил Арно купить дешевую скрипку и, подменив дорогую скрипку на нее, ударить ею по лбу их друга. Так и сделали. Генрих разыграл ссору, Арно схватил скрипку и ударил ею по голове скрипача. Скрипка сломалась. Скрипач потерял сознание.
—Что же ты сделал! — закричал Г. Оганесян — Я же скрипку не подменил!
Арно потерял сознание.
—Вах,—сказал Г. Оганесян разочарованно—Шуток не понимают…
Генрих Оганесян обладал потрясающим даром имитировать иностранную речь. Не зная ни одного иностранного языка, он быстро и убежденно мог «говорить» по-английски, по-французски, по-испански и т.д. Один раз в буфете ВГИКа он сидел со Львом Кулиджановым, а за соседним столиком интеллигентные дамы, преподавательницы иностранных языков—Долли Феликсовна, Елена Адольфовна и Ирина Наумовна—разговаривали по-английски. Г. Оганесян начал произносить тирады на воляпюке, имитируя английскую речь. Дамы напряглись. Последовала пауза. Потом одна из них обратилась к Генриху по-английски. Он бойко ответил на воляпюке. Все засмеялись, и он добродушно признался:
—Я не знаю языка.
—Не обманывайте меня,—возмутилась Долли Феликсовна.—Я вам все равно не поверю..."
Материал по сайтам
http://www.tri-plus-dva.ru/
http://www.kino-teatr.ru/
http://www.mk.ru/
http://double-dot.info/
http://www.eralash.ru/
http://www.slutsky.ru/
http://edstreet.livejournal.com/
подготовила Аида Бахалян