13 февраля 2010 года, в субботу, Армянская апостольская церковь справляла праздник Сретение Господа нашего Иисуса Христа (слово "сретение" – древнеславянское, переводится на современный русский язык, как "встреча" – здесь имеется ввиду встреча младенца Иисуса через 40 дней после его рождения с огнём Господа).
На армянском название праздника звучит двояко, как "тьярн ынд дзес" (в народе – Трндез) или «тьарн ынд арач», что означает "Господь с вами!" и " Идти навстречу Господу!". Поэтому так стремятся влюбденные пары обвенчаться именно в этот день. Неслучайно праздник Сретения Господня объявлен армянской церковью еще и днем благословения новобрачных. Число свадеб в этот день рекордно велико. В этот день во всех армянских церквах после праздничного богослужения состоялась церемония благословения молодоженов.
Семьи, где есть молодожёны идут с подарками друг к другу в гости. Вечером молодые люди гуляют, держа в руках стаканчики с маленькими свечками , разжигают во дворах костры и прыгают через них. А девушки на выданье – гадают в этот день. В старину говорили: если прыгнет через костер незамужняя, и к тому же подпалит подол, быть ей замужем к следующему Трндезу
Отмечаемый в последний месяц уходящей зимы праздник предвещающий возрождение жизни на земле, день этот празднуют в Армении еще с дохристианских времен. Вот уже более двух тысяч лет он один из самых любимых и популярных среди других народных праздников. В языческой Армении этот праздник связывался с поклонением огню и был посвящён богу Михру (Митр). Смысл праздника был в том, чтобы усилить тепло солнца, воздействуя на холод с помощью огня.
После утверждения христианства в Армении, Святой Григорий Просветитель, все основные даты евангельской летописи приурочил к традиционным народным обрядам и таким образом древние армянские традиции и обычаи сохранены в веках, а именно они наряду с языком и верой определяют национальное лицо любого народа.
Армянская Апостольская Церковь отмечает Сретение Господне 14-го февраля, на сороковой день после Богоявления. Согласно церковному уставу, накануне праздника, вечером 13-го февраля, по завершении вечернего богослужения совершается Андастан - обряд освящения четырех сторон света, после чего совершается обряд благословения свечи. От благословленной свечи разжигается костер, символизирующий спасительный свет Христа.
Сегодня представляем фоторепортаж
Юрия Акуляна с празднования Трндез на территории церкви Нор Эчмиадзин.
13 февраля 2010 год. Тбилиси