Сделать стартовойДобавить в избранное
 
 
 
 
Мы армяне Гость номера Армянский бренд Это интересно Панармянские форумы Кулинарная Армения Вопросы и ответы
 
   
 
Секрет СЕМЬДЕСЯТ ПЕРВЫЙ

Секрет СЕМЬДЕСЯТ ПЕРВЫЙ...надо знать и любить напевы своей Родины – ведь музыка, это душа народа...
 

показать все статьи

 
     
 
   
 
Кавказское Армянское Благотворительное Общество (КАБО)

Кавказское Армянское Благотворительное Общество (КАБО)...КАБО было основано в ноябре 1881 года в Тифлисе. Большая заслуга в этом принадлежит врачу Баграту Абраамовичу Навасардяну...
 

показать все статьи

 
     
 
   
 
НЕСГИБАЕМЫЙ АРЦАХ/Ашот Бегларян

НЕСГИБАЕМЫЙ АРЦАХ/Ашот Бегларян...Ашот Бегларян – помощник президента НКР, писателб, журналист, член союзов писателей Нагорного Карабаха и Армении
 

показать все статьи

 
     
 
   
 
Мхитар Себастаци и созданная им Конгрегация (Братство)

Мхитар Себастаци и созданная им Конгрегация (Братство)...Мхитар Себастаци - основатель арменистики, это величина, которая своим масштабом, значимостью может быть сопоставима лишь с Месропом Маштоцем, его деятельность - поворотный пункт армянской культуры...
 

показать все статьи

 
     
 
   
 
«ЛЕТНЯЯ ШКОЛА «ДИАСПОРА» 2016»

«ЛЕТНЯЯ ШКОЛА «ДИАСПОРА» 2016»...Министерство Диаспоры совместно с Ереванским государственным университетом в 2016 году продолжают программу летней школы «Диаспора»...
 

показать все статьи

 
     
 
   
 
Армянская долма

Армянская долма...Долма́ — блюдо, представляющее собой начинённые овощи или листья, голубцы в виноградных листьях. Начинка обычно готовится на основе риса, может также содержать отварной мясной фарш...
 

показать все статьи

 
     
 
   
 
 
Приемная консулаДобро пожаловать в Приемную Консула Республики Армения в Грузии. Здесь Вы можете задать вопрос по любой, волнующей Вас, теме, связанной с консульскими услугами и, заполнив форму, направить электронное послание в адрес нашей редакции.
 

войти в приемную

 
     
 
   
 
ДЕНЬ ПАМЯТИ ЖЕРТВ ГЕНОЦИДА АРМЯН

ДЕНЬ ПАМЯТИ ЖЕРТВ ГЕНОЦИДА АРМЯН...В Советской Армении этот день был впервые отмечен... в 50-ю годовщину трагических событий...
 

показать все вопросы и ответы

 
     
 
   
 
Митинг в Тбилиси, несмотря на форс-мажор, состоялся
 
Митинг в Тбилиси, несмотря на форс-мажор, состоялся
показать все репортажи
 
     
 
     
 
 
Роберт Акопян – Заслуженный артист Армении
 
 
Гость номера
 
   
Не страшно, когда несешь свой крест на свою Голгофу.
Страшнее, если это оказывается бессмысленным...

***

Роберт Акопян – Заслуженный артист АрменииС Робертом Дурмишхановичем, актером ереванского русского драматического театра им. К. Станиславского, я познакомился в Ереване, после его моноспектакля в малом зале театра "К вам обращаюсь..." , в его гримерной, куда я направился выразить свое восхищение его игрой. С того дня минул почти год и я вновь сижу в его маленькой театральной гримерной. Мы уже, как земляки, на "ты", на столе, как всегда кофе в больших стаканах, а за окном, как всегда летом в Ереване, более сорока градусов жары.




***

Начни с истоков – где родился, родители, детство, отрочество, студенчество и т.д.

Родился в 1964 году 17 марта в Тбилиси, как говорили в советские времена – в рабоче-крестьянской семье.
В нашем итальянском дворике на Авлабаре жило одиннадцать семей. Примечательно, что он находился как раз напротив ворот двора армянского драмтеатра им. Шаумяна (сегодня театр носит имя Петроса Адамяна – прим.ред.). Хотя не это обстоятельство привело меня под свет рампы.
Отец – Дурмишхан Хачикович Акопян, работал в "Тбилпищепром"-е на рабочих должностях за прилавком, а мама – Светлана Мисаковна Акопян, – в "Союзпечати" обычным киоскером. Из детей, кроме меня, в нашей семье есть моя младшая сестра – Мельсида.
Мои родители коренные тбилиссцы, в отличие от деда, который переехал сюда из деревни Джрашен под Спитаком. Предки его были выходцами из Муша – "мшеци", сбежавшими от фанатиков султана Абдул-Гамида.

Детство мое прошло, там же, где и родился – на Авлабаре, в историческом районе на небольшой Лагодехской улице. По ней тогда проходил старый трамвай №"3а", делая разворот от Авлабара в сторону Исани и улицы "5 декабря" к авиационному заводу.
На нашей улице было много итальянских двориков, так что мальчишек и девчонок на ней было предостаточно. В нашем дворе жили семьи разных национальностей: русские, армяне, грузины, осетины, курды, азербайджанцы, евреи. Мой папа говорил на семи языках. Мы все друг друга знали. Жили и росли вместе, в атмосфере старого Тифлиса, где никто никогда не спрашивал какой ты национальности, или где работает твой папа.
Тбилиси всегда был мультикультурным городом. В его историческом центре, через реку Куру, напротив памятника Вахтангу Горгасалу, основателю Тпхиса (так назывался Тбилиси в стародавние времена. В Российской империи его называли не иначе, как "Тифлис". "Тбилиси" он стал называться с 1936 года – прим.ред.), недалеко друг от друга стоят азербайджанская мечеть, еврейская синагога, армянская церковь и грузинский православный храм. Неслучайно кореные жители города утверждают, что здесь живет особая нация – "тбилисели", т.е. "тбилисец".

Роберт Акопян – Заслуженный артист АрменииВ нашем дворе никогда не возникало никаких конфликтов на национальной почве. Причин драться было меньше, чем причин дружить, играть вместе, отдыхать. И только когда играл ереванский "Арарат" с "Динамо" Тбилиси, мы "дружили" друг против друга. Но когда Тигран Петросян стал чемпионом мира по шахматам, радовался весь наш двор и весь Тбилиси.

Когда подрос, как и все дети в советское время пошел в детсад, а затем, в пять с половиной лет, в армянскую школу № 93, неподалеку от нашего дома, на улице Цурцумия, здесь же на Авлабаре. Потом мама, подумав, что с армянским образованием для меня будут открыты ВУЗ-ы только Армении, решила перевести меня в русскую школу. Но мои документы не приняли – то ли из-за того, что я был маленький по возрасту, то ли там мест на тот момент не было, – и я вернулся в садик. Затем снова отправился в школу – теперь уже в русскую № 91. Она тоже была неподалеку от нас – на проспекте Шаумяна (в постсоветские времена проспект переименовали в пр-кт Кетеван Цамебули/Мученицы, а из школы сделали греческий лицей – прим.ред.).

В школе я, в принципе, учился легко. Удавались все предметы. Предпочтения отдавались тем предметам, педагогам которых удавалось заинтересовать чем-то нас, учеников. Это история, литература, физкультура, ну и ряд других. Точные науки в нашей школе преподавались довольно-таки скучно, а я был не очень усидчивым ребенком, так что особой любви к ним они – учителя этих предметов, во мне не привили.

Роберт Акопян – Заслуженный артист АрменииВ школе был драм. кружок – его вела педагог грузинского языка Элеонора Цомая и соответственно, кружок был грузиноязычным. В нем тогда играли многие мальчишки и девчонки нашей школы. Даже моя младшая сестра Мельсида. А меня не брали – говорили, что у меня нет таланта.
В детстве, выполняя страстное желание моей матери, занимался музыкой, по классу аккордеона в студии народных инструментов при Доме железнодорожников на Плеханова (ныне проспект Давида Ахмашенебели /Строителя – прим.ред.). Правда, сегодня, уже более двадцати лет не брал его в руки.
Закончил одновременно школу и студию народных инструментов – получил, так сказать общеобразовательный диплом и "заушное" музыкальное образование. Я его называю "заушным", так как меня прямо за уши приходилось водить на те уроки аккордеона – просто не хотелось огорчать маму.

После окончания школы в 1981 году поступил в театральный институт в Ереване.

Что подвязало тебя пойти в театральный?

В то самое время, когда меня "забраковали", как "артиста" в школе, я уже посещал театральный кружок при Дворце пионеров на проспекте Руставели. Руководителем того кружка была Нана Таварткиладзе – супруга известного актера, Народного артиста Грузии Резо Таварткиладзе.
Никаких предпосылок того, что меня "зацепила" Мельпомена и я хотел бы стать артистом в то время действительно не было. У меня были неплохие спортивные результаты – я занимался, и довольно успешно плаванием, боксом. Ухлестывал, как и все обыкновенные мальчишки моего возраста, за девчонками и никогда не задумывался о карьере артиста.
Просто крестница моего отца, которая была на два года младше меня, очень хотела ходить в тот кружок, а ее родители не отпускали, мотивируя, что Дворец пионеров от района 300 арагвинцев далеко и девочке одной не пристало бродить по городу. Ну, я и вызвался сопровождать ее в этот кружок. Это было в классе восьмом. Так я и попал впервые на драматическую сцену.
Крестница отца, походив недолго, бросила кружок – надоело, а я продолжал ходить. Но не потому, что думал о своем будущем, а просто, мне там нравилось общаться с моими товарищами, в основном с красивыми девчонками. В том кружке я был не только самым высоким, но и самым взрослым – это давало мне какие-то преимущества перед другими мальчишками.
За все то время, что ходил в театральный кружок я сыграл всего одну роль, но эта роль художника Берта была одной из главных в пьесе "Мери Попинс", и она мне удалась.
Сергей Параджанов присутствовал на том спектакле и он предрек мне актерский путь. "Из тебя, сынок, может получиться неплохой актер, если, конечно, захочешь и будешь работать над собой" – сказал тогда Маэстро.

Роберт Акопян – Заслуженный артист АрменииЗакончив школу, пришло время выбирать профессию, а дело было летом. Мне только-только исполнилось семнадцать лет. До армии еще полтора года. Куда идти? Особых предпочтений у меня не было. Консерватория отвергалась категорически. Оставалось театральное – все-таки три года не без успеха посещал драм.кружок.
Почему театральное? Не знаю. Наверное, мне казалось это самым легким способом получить высшее образование. Я рассуждал тогда так: особо учить мне для подготовки в театральный ВУЗ было нечего, почти все я усвоил в кружке и, как говорили мои преподаватели, освоил довольно-таки неплохо. Об остальном я и не думал.

Это потом, спустя много лет я понял какую тяжесть взвалил на плечи. Профессия актера драматического театра и кино – так записано в моем дипломе, отнюдь не так проста, как кажется, и кусок хлеба, заработанный в ней, достаточно горек, т.е., я хочу сказать достается с трудом, с немалой долей пролитого пота, напряжения внутренних сил и закулисных интриг.

В выборе профессии не последнюю роль сыграл и обыкновенный спортивный интерес – поступлю или нет. Тбилиси был отвергнут сразу – требовались или большие связи или еще больше, чем связи – большие деньги. Ни того, ни другого у меня не было, да и претило это всему моему человеческому "Я". Думал поехать в Москву во ВГИК. Но потом выбор остановился на Ереване.
Родители естественно, были против моего выбора. Отец никогда серьезно не воспринимал профессию актера и у нас в семье было много споров по этому вопросу. Он, в отличие от мамы, так ни разу за всю жизнь и не был на моих спектаклях, считая несерьёзным все, что я делаю.

Роберт Акопян – Заслуженный артист АрменииВ Ереване, к удивлению, всех и прежде всего самого себя, я в первый же год после окончании школы поступил на актерский факультет художественно-театрального института (сегодня это Ереванский государственный институт театра и кино – прим.ред.). На нашем курсе я был единственным иногородним студентом. Все остальные были коренными ереванцами. Учился в мастерской Народного артиста СССР Хорена Абрамяна. Благодаря ему наш курс иногда участвовал в спектаклях театра им. Сундукяна. Лично я участвовал в его известной постановке по Шекспиру "Король Джон" – хроники истории Англии времен царствования Иоанна Безземельного. Правда, играл одного из воинов в массовке. И все же... Не все студенты в то время имели возможность выйти на сцену прославленного ереванского театра вместе с известными актерами, кумирами армянской публики Сосом Саркисяном в роли короля, Владимиром Абаджяном в роли графа Солсбери, Вардуи Вардересян в роли королевы Элеоноры и другими.

Четыре года в институте пролетели, как одно мгновение. После окончания института, в октябре того же 1985 года пошел в армию отдавать долг перед Родиной. Попал в Ленинградский военный округ, в учебку. Учился на командира плавающего танка Т-76 – это единственный танк, куда может поместиться человек с моим ростом в 189 сантиметров, а в то время выше 175 сантиметров роста в танковые войска не брали.
Первое, что я сделал придя в учебное подразделение, это выбил зуб у солдата, попытавшегося взять меня на испуг. Меня, командование пугало дисбатом, но так как я еще не принял присяги, то все утряслось. Зато впереди у меня была не совсем приятная перспектива разборки по "солдатским" понятиям за выбитый зуб с выходцем из Грозного – Мержоевым Магомедом, а ведь только в нашем подразделении у него земляков было человек пятнадцать. Короче, жду своего назначенного часа, и, вдруг, вижу, как к постели Магомеда подходит дневальный и тот послушно выходит за ним в коридор. Ни один из его земляков не пошевелился в постели. А мне стало интересно, заодно и покурить захотелось. Я встал, просунул ноги в солдатские тапочки и тоже вышел в коридор. Вижу такую картину – пятеро старослужащих мутузили моего "соперника". Не спрашивая ничего, я запустил тапок в одного из нападавших. Солдатский тапок на деревянной подошве попал ему прямо в лоб и рассек его. Парень весь в крови опустился на пол. Вдвоем с Магомедом мы справились с остальными. Слух об этом случае разошелся на весь полк и нас больше никто не задевал. Я был единственным армянином во всем подразделении и мне конечно было нелегко без поддержки земляков, но ничего, чеченцы заменили мне их. А с Магомедом мы стали как бы побратимами до конца службы.

Роберт Акопян – Заслуженный артист АрменииМеня прозвали "князем", так как я был старше своих сослуживцев на три года, да еще и с актерским образованием, всячески оберегали от неприятностей, связанных с неизбежными в воинском коллективе незначительными нарушениями воинской дисциплины и уставов.
Где-то через месяц, уже в начале декабря меня вызвал замполит полка и как закончившему театральный институт, предложил провести новогодний вечер. Я попросил у него время и людей. Меня освободили от всех занятий и работ и дали возможность подобрать людей для вечера. Я пошел по учебке подыскивать в основном музыкантов. К моему удивлению их не оказалось. Искал долго, пока один нескладный солдатик в очках и солдатской робе, сидевшей на нем как мешок с отрубями не заявил, что окончил консерваторию по классу композиции. Фамилия солдатика была Мармаштейн. Я посмотрел на него недоверчиво с высоты своих сантиметров и спросил на каком инструменте он играет. Ответ обескуражил: "А на каком надо?". Оказалось, что Мармаштейн владел чуть ли не всеми инструментами для оркестра, включая и духовую группу. И такого солдата загнали в танк, когда его место было в полковом оркестре. Он оказался поистине находкой для меня. Вдвоем мы быстро подобрали ансамбль музыкантов, составили программу "Голубого огонька" и они под присмотром Мармаштейна приступили к репетициям.

Наступил Новый год. Меня переодели в Деда Мороза и я обходил все офицерские дома гарнизона, поздравляя детишек с праздником и раздавая подарки.
Пошел поздравлять и свою роту – она в тот день стояла в карауле. Слил из двух бутылок с "Кока-Колой" две трети напитка и долил туда настоящего армянского коньяка. С этими "подарками" пошел поздравить своих друзей, в первую очередь Магомеда Мержоева и Шабалина Колю из Челябинска. Оказалось, что их услали на дальние посты. Выполняя приказ командования мы отправились, в сопровождении начальника караула и разводящего поздравлять их. Подходя к посту слышим окрик часового – Шабалина: "Стой! Кто идет". Последовал ответ, чуть модифицированный от прописанного в Уставе караульной и внутренней службы СА: "Начальник караула, разводящий и Дед Мороз". В следующее мгновение тоже вместо традиционного в таких случаях: "Начальник караула ко мне. Остальные на месте", ветер донес до нас слова: " Дед Мороз – ко мне! Начальник караула и разводящий на месте". Все так и присели от хохота, но выполнили приказ часового. Я передал бутылку по назначению. То же самое произошло на посту с Мержоевым. Я не боялся за моих друзей. В тот год выдалась суровая зима с лютыми морозами и обильным снегом, а часть наша вытянулась вдоль Выборгской трассы. Так что мои подарки были скорее лекарственным средством против простуды, а не обыкновенным спиртным, да и мои друзья не были алкоголиками и знали когда, где, с кем и сколько можно пить.


Роберт Акопян – Заслуженный артист АрменииПосле караула меня отправили поздравлять командира дивизии и его семью, строго-настрого запретив принимать от комдива горячительные напитки – ни во внутрь, ни с собой. Приехал к комдиву, позвонил в дверь, вошел, поздравил с Новым Годом и хотел уходить, но не тут-то было...Комдив только-только получил генерала и видно было, что успел отметить и это событие, и наступающий Новый 1986-й год. Он провел меня в комнату, не спрашивая ни моего звания, ни моей должности в дивизии. Войдя в комнату, я обомлел – стол прямо-таки ломился от всевозможных яств и напитков. Налив мне стакан коньяку, он весело произнес фразу, которую я до сих пор помню слово в слово: "Ты смотри – во всей дивизии не нашлось Деда Мороза, говорящего с русским акцентом, так с армянским прислали " и заразительно засмеялся – он был очень молод, всего чуть более тридцати лет. За ним расхохотались все присутствующие дамы и господа. Засмеялся и я, но вспомнив напутствие замполита вежливо отказался от налитого. Он хитро посмотрел на меня и вызвал по телефону конвой из комендатуры. Потом обратился ко мне: "Выбирай – пьешь и идешь под арест за употребление спиртных напитков. Не пьешь – тоже идешь на гауптвахту, но уже за невыполнение приказа". Я даже думать не стал, только спросил: "Коньяк какого разлива?". Генерал чуть не поперхнулся от такой наглости: "Обижаешь...Конечно ереванского". Ну я и "жахнул" пятьдесят грамм отличного коньяка. Генерал – мне: "Закусывай", а я ему, как Соколов из "Судьбы человека": "Во-первых, после первой не закусываю. А во-вторых, коньяк не закусывают, а зализывают". С этими словами взял ломтик лимона и, облизав его со всех сторон, положил на пустую тарелку рядом со стаканом. Мне налили еще один стакан и все повторилось снова. Я упорно отказывался закусывать. Но после третьего стакана, когда почувствовал, что захмелел, позволил себе немного перекусить, не забывая, что впереди у меня еще новогодний голубой огонек для однополчан.
Вместо комендатуры генерал отправил меня на своей машине в полк. Только потом я узнал, что мать нашего генерала умерла, когда он был еще совсем маленьким ребенком и вырастила его другая женщина – армянка, которую он любил безмерно и называл не иначе, как "мамой".
В тот раз я познакомился еще с одним хорошим парнем – водителем генерала. Его звали Гариком из Ростова, который на Дону и он, как я, был армянином. Вот так.
Привозит он меня в мою часть и сдает прямо в руки замполита, передавая ему записку от комдива с указанием отправить меня в постель и дать выспаться. А я не то, чтобы пьяный, но при ясной голове меня шатает и мне не до сна, отправился в полковой клуб, где были накрыты столы и сидели наши офицеры с женами. Музыканты, отобранные мной и Мармаштейном играли по программе голубого огонька. Вдруг мне захотелось спеть для присутствующих одну из моих любимых и я знаком подозвал к себе Мармаштейна – спросил, знает ли он песню на стихи Александра Дольского "Господа офицеры, голубые князья..." – в то время слово "голубой" не было синонимом слова "гей", а имелась ввиду их "голубая кровь", т.е. принадлежность к высшим слоям общества. Мои музыканты замолчали и в наступившей тишине я тихо запел под аккомпанемент пианино:

"Всё идёшь и идёшь,- Ты сжигаешь мосты.
Правда где - а где ложь? Совесть где - а где стыд?
А Россия лежит в пыльных шрамах дорог,
А Россия дрожит от копыт и сапог.

Господа офицеры, Голубые князья,-
Я, конечно, не первый, и последний - не я.
Господа офицеры, я прошу вас учесть:
Кто сберёг свои нервы,- Тот не спас свою честь.


Допел песню в абсолютной тишине. И вдруг зал взорвался овациями. Хлопали все – и офицеры и их жены. Хлопал командир полка и замполит. Хлопал командир дивизии и начальник политотдела дивизии, которые, бросив семьи, приехали посмотреть на голубой огонек танкового полка. Вообщем, вечер удался. После окончания учебки меня оставили при ней заведующим одного из учебно-методических классов. Потом "повысили" в должности – я стал и.о. заведующего учебным корпусом по подготовке специалистов танков.Так что я еще полтора года служил в родном полку.
Вернулся после армии в Тбилиси осенью 1987 года в звании "старшина". В том же году, я женился. Забегая вперед, отмечу, что счастье длилось недолго – всего два года. За это время у нас родился сын – Дима. Сейчас они с матерью живут в Израиле.

Роберт Акопян – Заслуженный артист АрменииТогда же, в 1987 году пошел служить в знакомый мне с детства армянский драмтеатр на Авлабаре. Проработал там до 1989 года у главных режиссеров Чалтикяна и Григоряна. Наступили тяжелые времена – канун восьмидесятых начало девяностых. Тяжелые времена не только для государства, но и для театра. По разным причинам коллектив стал разваливаться буквально на глазах. Чтобы как-то поддержать в то время заслуженных и молодых актеров, в 1989 году я с товарищами зарегистрировал театр-студию "Наири" при культурном центре "ДИКЕ", но собирались мы в доме Народного артиста ГССР Артема Лусиньяна, где его вдова, тоже Народная артистка Грузии и Армении – Серик Шекоян предоставляла нам возможность для читок пьес и репетиций (Серик Шекоян недавно скончалась. Похоронена, как и ее муж Артем Лусиньян, в Тбилисском пантеоне армянских писателей и общественных деятелей – прим.ред.). Вместе со мной в "Наири", кроме Серик, были Жирайр Карапетян, Ламара Пирумян, Седа Джаникян и другие актеры. Ездили по районам, городам и деревням, давая представления. Вообщем – выживали.
Пытался работать и в других театрах города, но по разным причинам не получилось.
Мне предложили поработать некоторое время корреспондентом от газеты "Еркир", а также представителем информагентства "СНАРК", руководителем которого был мой друг Гриша Мкртчян. Но так как мне не приходилось до этого писать что-либо или о чем-нибудь, то я предложил это место Мельсиде, своей сестре, которая окончила тот же институт, что и я, только театроведческий факультет и имела опыт журналисткой работы.

Так продолжалось года два. Потом, некоторых актеров позвали обратно в тбилисский драмтеатр, меня же пригласили в ереванский театр-студию "Ардзаганк" ("Эхо". Худрук – Лев Оганесян – прим.ред.) и я согласился.

Итак, я вернулся в Ереван. Меня сразу же ввели в активную жизнь театра предоставив мне роль в постановке "Трдат III", но, из-за отсутствия спонсоров – не забывай, на дворе был 1992 год, – театр распался до того, как мы его сыграли. Лев Оганесян уехал в Швецию. Правда, я успел поставить в "Ардзаганке", как режиссер, новогоднюю сказку.
В 1992 году я женился во второй раз. У нас родилась дочь – Лана. И на этот раз счастье длилось недолго.

Нравиться быть в профессии... Ведь ты сам говоришь, что пошел в актеры из спортивного интереса, а не по воле сердца

В начале было все равно. Просто у меня почти все получалось в силу каких-то непонятных для меня причин. Но со временем, я все больше и больше увлекался. Стал сам писать инсценировки по мотивам произведений известных авторов. Потом появился интерес к постановке моноспектаклей. Я стараюсь все сделать так, чтобы зрителю было интересно смотреть и слушать. Очевидно к моим природным данным, которые – теперь это совершенно очевидно, – у меня были, прибавился и профессионализм. И все это с годами становиться все более интересным для меня. Мне стало нравиться, как говориться – быть в профессии. И в результате – в 2007 году получил Заслуженного артиста. В том же году принял гражданство Армении.

Можешь назвать свои первые работы

Роберт Акопян – Заслуженный артист АрменииКонечно. Первая работа – это по А.С. Пушкину – "Каменный гость", "Каменный рыцарь", "Пир во время чумы", "Моцарт и Сальери". Из всех этих "маленьких трагедий" я "слепил" одну большую. К сожалению, я так ее и не поставил на сцене. А, жаль...

Первая же воплощенная в жизнь постановка – "Амок" по Стефану Цвейгу. Меня увлекла трагическая судьба врача, который, считая себя виновником гибели молодой женщины, разделяет с ней ее судьбу, увлекая вместе с собой на дно моря гроб с телом, дабы сохранить в секрете тайну ее "грехопадения". Вернее, даже не судьба врача, а возможность донести до зрителя мысль, что каждый из нас должен нести свой крест на свою Голгофу. И это не страшно. Страшнее, если это оказывается бессмысленным...
Мне кажется, по отзывам посмотревших "Амок" зрителей и премий, которые получил на фестивалях – а я играл его не только в Армении, мне это удалось.

Часто играешь вне Армении?

Раз в год выезжаю на гастроли со своими моноспектаклями – это обязательно. Еще выезжаю на гастроли вместе со своим родным театром, если, конечно, в выездном репертуаре значатся те постановки, в которых я занят. Выступал в Польше, был в городах Прибалтики, Белоруссии, Украины, России и других странах бывшего СССР. В Киеве я взял "Гран при", а в Бресте – приз "За лучший спектакль малых форм". Выступил на московском фестивале "Соло" в 2009 году (председатель Константин Райкин – прим.ред.) с постановкой "Амока", в 2010 году в Калининграде удостоился чести открыть занавес нового театрального фестиваля.

За некоторыми актерами закрепляется амплуа комического или, наоборот, трагического типа. Например, Грегори Пек годами играл роль героев-любовников, а Луи де-Фюнес – всю жизнь только комические роли. С тобой такого не случилось. Почему?

Мне в каком-то плане повезло, что мои физические данные, так сказать – фактура, позволяет играть любые роли, как комические, так и драматическо-трагические. Поэтому у меня в театре немало ролей всех планов. Мой герой, совершивший побег из тюрьмы – азербайджанец Али, скованный одной цепью с армянином Вартаном (Фред Давтян) из спектакля "Разорванная цепь", сначала ненавидит своего со-камерника, потом его лечит, помогает ему, они вместе вспоминают ту пору, когда "все умели дружить", когда в Армении слушали Муслима Магомаева, а в Баку шел спектакль "Спартак" Хачатуряна. Белорус Захаров из "Адели" Таганова уводит из-под венца чужую невесту. Грузинский князь Пантиашвили делает головокружительные кульбиты на сцене, чтобы спрятаться от хитроумной Ханумы из одноименой пьесы Цагарели. Ляпкин-Тяпкин в "Ревизоре" Гоголя, Загорецкий в "Горе от ума" Грибоедова, с удовольствием играю Отар-бека в "Измене" Сумбатова-Южина, Огана Гургена в "Кесаре" по армянскому классику Шанту, опять-таки врача в "Амоке" по Цвейгу, Креона в "Антигоне" Ануя, Севаду в спектакле "Девушка в подарок" Ватьяна, Ракитина в пьесе Тургенева "Месяц в деревне", и т.д., этот список можно продолжать и продолжать...

Роберт Акопян – Заслуженный артист АрменииХарактерна роль Степана в "Поминальной молитве" Горина – это тоже история о том, как в одной деревне Анатовке жили дружно русские, украинцы и евреи, то есть та же тема толерантности. Однажды к нам приехал префект Центрального московского округа. В тот день мы должны были играть "Поминалку". Из-за того, что первое действие в "Поминалке"заканчивается еврейским погромом, ее, ради приезда "высокого" гостя, заменили в срочном порядке "Разорванной цепью". Иду ничего не подозревая в театр, думаю, сейчас подкрашу специально отращенную для этой роли бороду, и вдруг вижу, стоит на балконе Фред Давтян с побритой головой и в тюремной робе. Что такое? Он кричит мне: "Хотел "Поминалку" играть? Пошли бриться, сегодня ты – Али". Меня побрили, дали телогрейку, надели наручники и мы побежали... Перед каждым спектаклем, минут за 20-30 до начала этой постановки мы бегаем по всем этажам театрального здания в наручниках, скованные одной цепью, чтобы войти в раж, в нужное состояние ненависти. Мы с Фредом в тот вечер играли на подъеме.

В дополнении к театральным подмосткам играл в телесериалах "Цена жизни" (сериал, 2008) "Во имя любви" (сериал, 2009), "Три жизни" (сериал, 2013), "Домик в сердце" (2014).
А в 2013 году вышел фильм "Гарегин Нжде" режиссера Кешишяна с моим участием в роли заместителя министра госбезопасности Армении Агекяна, который и занимался делом Гарегина Нжде, когда тот уже был в Армении.

Потом, я еще и режиссер-постановщик моноспектаклей в которых сам и играю. О роли врача в спектакле "Амок" я уже говорил. Следующим был "К вам обращаюсь…". Он создан по роману американского писателя Левона Завена Сюрмеляна "К вам обращаюсь, дамы и господа!". В нем я играю главного героя – человека, пережившего геноцид в восемь лет и описывающего события своей юности и детства.
А еще играю спектакль "Древнейшая профессия", который создан по мотивам произведения моего друга Теймураза Папашвили "Самая древняя профессия”. По тому, как воспринял зал спектакль, можно с уверенностью сказать, что мне удалось донести до зрителя нужный посыл: "не судите, да не судимы будете"
Еще один моноспектакль – "Разговор в ночи", создан по произведению моего друга Григория Мкртчяна.
Все свои моноспектакли поставил в сотрудничестве с талантливым театральным художником и моим другом Артуром Арутюняном.

Что тебе нравиться больше – играть или быть режиссером

И то и другое. Я в своих моноспектаклях я сам играю, сам же являюсь режиссером-постановщиком и это мне нравиться. Так меньше проблем и я сам себе хозяин. Не надо никого упрашивать или даже заставлять. Не надо никого ничем стимулировать, особенно если у тебя почти нет "места для маневра" в этом направлении.

Сегодня ты снова женат и у Вас растет дочь. Хотел бы ты чтобы она стала актрисой?

Роберт Акопян – Заслуженный артист АрменииС моей женой – Лилит Абелян, мы в браке уже шестнадцать лет. Супруга тоже актриса и работает в театре марионеток. В нашей семье подрастает дочка – Мельсида. Пойдет ли она по нашим стопам? Не знаю, во всяком случае об этом, думаю, говорить еще рано. Подождем, пока она подрастет, хотя ей уже пятнадцать лет. Она очень органична и самобытна. Если со временем эти замечательные качества у нее не растеряются, то, возможно, она станет актрисой.

В некоторых кинопроектах вы участвуете вместе с женой, причем, в качестве опять-таки «мужа" и "жены". Каково это после "бурной" семейной сцены на площадке, "возвращаться" в спокойную атмосферу благополучной семьи?

Мы с женой снимались вместе в телесериалах "Цена жизни" и "Во имя любви". Там мы играли семейные пары. Это и игрой назвать сложно: и там "супруги", и в жизни. Далось нам это сравнительно легко. Конечно, в реальности мы не такая семейная пара, как на экране. В жизни я сегодня "мягкий, белый и пушистый" – с годами пришла и мудрость. На реальные отношения, наши ссоры на экране, конечно, не влияют. То, что снимается на камеру, для нас остается за гранью реальности.

Можно ли с помощью культуры преодолеть национальную неприязнь?

Роберт Акопян – Заслуженный артист АрменииМне кажется, да. Однажды мы повезли в Степанакерт, столицу Карабаха, город, где в конце 80-х, начале 90-х произошли кровавые столкновения, и раны еще не зажили, два спектакля, совершенно разных – "Лунное чудовище" Ричарда Калиноски о геноциде начала XX века и "Разорванную цепь"... Сомневались: примут ли? В "Лунном чудовище" – только армянская тема, возрождение нации, начало жизни... В первый день сыграли эту историю. Во второй и третий вечер – "Разорванную цепь". Спектакль приняли, и это дорогого стоит. В тот вечер букет подарили из всей труппы только "азербайджанцу Али", т.е. мне. Мы затронули больную и святую для армян тему. Но это нужно знать, никто на это не обращает внимания, а ведь это сидит глубоко в подсознании у нас, у всех... Я глубоко убежден, что преодолеть возникшую пропасть между народами, жившими, когда-то в одной общей стране, можно посредством культуры, восстанавливая давние связи, сплетая из них прочный "железобетонный" мост дружбы.

Что такое оставаться армянином – искусство или потребность

Для меня это сложный вопрос. Я родился вне Армении и у меня русскоязычное образование. Однако, я живу и работаю сейчас в Армении, хотя мог выбрать и другую страну. Мне кажется это должно жить в самом человеке. Если ты чувствуешь себя армянином, это обязательно когда-нибудь проявиться.

Спасибо за интересную беседу

Вел беседу Валерий Унанянц
Главный редактор интернет-издания
"Armenian Art Hall – искусство оставаться армянином"


***

URL: www.hakobyanrob.narod.ru

"Господа офицеры" Михаил Гулько
https://www.youtube.com/watch?v=ZcHY52OdtGs

"Левон Завен Сюрмелян – один из многих армянских детей военных лет, которым удалось перехитрить врага и не погибнуть. Об этих детях ныне известно всем. Частично их описал Франц Верфель в "Сорока днях Муса‐дага", а Элджин Гроусклоус в "Арарате" дополнил это повествование. Тем не менее, именно в этой книге впервые представлена история детей, поведанная одним из них... Их врагом не была конкретная нация или конкретный народ. Их враг – Зло, такое же отвлечённое, как понятие Зла в притче… Это одна из прекраснейших и захватывающих историй, прочитанных мной...".
Уильямом Сароян
 
 

Смотрите также:

  • Артур Хачоян и другие члены Ассоциации AFTAF (Париж, Франция)
  • Левон УЗУНЯН – режиссер театра и кино, режиссер-постановщик тбилисского государственного армянского драматического театра им. Петроса Адамяна
  • Левон Осипов – Заслуженный художник Грузии
  • Левон Осипов - заслуженный художник Грузии
  • Творческий коллектив Тбилисского государственного армянского драматического театра им. Петроса Адамяна


  •  
     
    Добавление комментария
    Включите эту картинку для отображения кода безопасности
    обновить если не виден код



     
         
     
     
      О проекте | Команда | Написать письмо в редакцию Rambler's Top100 Copyright © Armenian Art Hall. 2009