Сделать стартовойДобавить в избранное
 
 
 
 
Мы армяне Гость номера Армянский бренд Это интересно Панармянские форумы Кулинарная Армения Вопросы и ответы
 
   
 
Секрет СЕМЬДЕСЯТ ПЕРВЫЙ

Секрет СЕМЬДЕСЯТ ПЕРВЫЙ...надо знать и любить напевы своей Родины – ведь музыка, это душа народа...
 

показать все статьи

 
     
 
   
 
Кавказское Армянское Благотворительное Общество (КАБО)

Кавказское Армянское Благотворительное Общество (КАБО)...КАБО было основано в ноябре 1881 года в Тифлисе. Большая заслуга в этом принадлежит врачу Баграту Абраамовичу Навасардяну...
 

показать все статьи

 
     
 
   
 
НЕСГИБАЕМЫЙ АРЦАХ/Ашот Бегларян

НЕСГИБАЕМЫЙ АРЦАХ/Ашот Бегларян...Ашот Бегларян – помощник президента НКР, писателб, журналист, член союзов писателей Нагорного Карабаха и Армении
 

показать все статьи

 
     
 
   
 
Мхитар Себастаци и созданная им Конгрегация (Братство)

Мхитар Себастаци и созданная им Конгрегация (Братство)...Мхитар Себастаци - основатель арменистики, это величина, которая своим масштабом, значимостью может быть сопоставима лишь с Месропом Маштоцем, его деятельность - поворотный пункт армянской культуры...
 

показать все статьи

 
     
 
   
 
«ЛЕТНЯЯ ШКОЛА «ДИАСПОРА» 2016»

«ЛЕТНЯЯ ШКОЛА «ДИАСПОРА» 2016»...Министерство Диаспоры совместно с Ереванским государственным университетом в 2016 году продолжают программу летней школы «Диаспора»...
 

показать все статьи

 
     
 
   
 
Армянская долма

Армянская долма...Долма́ — блюдо, представляющее собой начинённые овощи или листья, голубцы в виноградных листьях. Начинка обычно готовится на основе риса, может также содержать отварной мясной фарш...
 

показать все статьи

 
     
 
   
 
 
Приемная консулаДобро пожаловать в Приемную Консула Республики Армения в Грузии. Здесь Вы можете задать вопрос по любой, волнующей Вас, теме, связанной с консульскими услугами и, заполнив форму, направить электронное послание в адрес нашей редакции.
 

войти в приемную

 
     
 
   
 
ДЕНЬ ПАМЯТИ ЖЕРТВ ГЕНОЦИДА АРМЯН

ДЕНЬ ПАМЯТИ ЖЕРТВ ГЕНОЦИДА АРМЯН...В Советской Армении этот день был впервые отмечен... в 50-ю годовщину трагических событий...
 

показать все вопросы и ответы

 
     
 
   
 
Митинг в Тбилиси, несмотря на форс-мажор, состоялся
 
Митинг в Тбилиси, несмотря на форс-мажор, состоялся
показать все репортажи
 
     
 
     
 
 
Шота Восканян – живописец, известный далеко за пределами своей Родины, Заслуженный художник Армении, член Союза Художников Армении
 
 
Гость номера
 
   
Шота Восканян – живописец, известный далеко за пределами своей Родины, Заслуженный художник Армении, член Союза Художников АрменииМы впервые встретились в Тбилиси, когда Шота приезжал по приглашению грузинской галереи с персональной выставкой своих работ. Выставка проходила в центре столицы Грузии, в известной среди знатоков живописного (изобразительного) искусства галерее "Гамрекели". Я опубликовал тогда небольшой фоторепортаж, посвященный этому событию.

Спустя какое-то время, оказавшись по делам в Ереване, случайно встретился с Шота в театре им. Генриха Маляна. Оказывается, нас обоих, независимо друг от друга, пригласил на постановку пьесы "Физиология рода", один из ведущих актеров театра – Георгий Овакимян.

Познакомившись поближе, я пригласил Шота в "Гости номера", на что тот любезно согласился. Правда, ждать пришлось еще полтора месяца – в мой очередной приезд в Ереван.

Но, как говориться, "все что не делается - все к лучшему". И вот, я сижу у Шота в его студии на Комитаса, пью ароматный кофе и веду неторопливую беседу, в окружении самых любимых сердцу художника полотен, с которыми он не может расстаться ни за какие деньги.


***

Во-первых от имени нашего издания поздравляю Вас с присвоением звания Заслуженного художника Армении... И сразу вопрос – откуда такое типичное грузинское имя "Шота" для ереванского парня? Ведь Вы родились в Армении.

Спасибо за поздравление. Звание присвоено 28 мая и я еще не совсем свыкся с этим положением.
Что же касается вопроса о моем имени, то, да, я родился в Ереване, в 1960 году. Но мои предки со стороны отца, бежавшие от Геноцида из Муша, бросили свои корни сначала в Грузии. У деда моего отца в Муше убили всю семью, а красавицу жену увезли в неизвестном направлении.

Шота Восканян – живописец, известный далеко за пределами своей Родины, Заслуженный художник Армении, член Союза Художников АрменииОчень хочется нарисовать ее – первую жену прадеда. Хоть я ее никогда не видел, но ее образ сидит во мне, где-то внутри, очень глубоко. Вот только никак не соберусь это сделать, но сделаю обязательно.
Тогда прадеду удалось спастись и добраться до Тифлиса. Здесь, спустя некоторое время, он женился во второй раз. Мой дед и отец родились уже в Тбилиси. Отец, 1929 года рождения, прекрасно владел грузинским. Не знаю кто и почему назвал его Наполеоном, но именем Шота, по утверждению моего отца, я обязан ему. Правда, помню в детстве, мать утверждала, что это она назвала меня Шота, а отец спорил с ней. Но мама у меня "кяварци", с Севана. С ней особо не поспоришь...В паспорте имя ее значилось как Флора, но близкие звали Кнарик.

А когда перехали в Армению?

Отец переехал в Армению после службы в армии. Здесь, к этому времени уже обосновались его родители, братья и другие члены семьи. В трех километрах от деревни Налбанд в Спитакском районе они построили дом. Сегодня там, к сожалению, никого не осталось. Ведь самый эпицентр знаменитого спитакского землетрясения 7 декабря 1988 года находился именно под нашим селом.

Переехав в Ереван, отец поступил на работу на один из местных заводов простым рабочим, потом перешел в строители – тогда в Ереване строили много. Мама работала лаборанткой на заводе.

У меня еще два брата. Старший – Юрик, он стал портным, хотя сегодня по специальности не работает. Младший – Арсен, стал поваром. Стало быть я средний среди них. Оба моих брата сейчас живут в Санкт Петербурге. Из всей семьи только я не стал ремесленником, хотя отец думал, что и я овладею каким-нибудь ремеслом, способным прокормить меня и будущую семью. Но, несмотря на это, отец всегда относился к моим увлечениям достаточно серьезно, уважая их.

Помню, в детстве – я уже был к тому времени в классе пятом, он заметил, что я очень люблю музыку и решил отдать меня в кружок при пионерском дворце, или как их тогда называли у нас в Ереване – пионерские палаты. Купил по такому случаю для меня аккордеон знаменитой фирмы "Weltmeister". Заплатил за него кучу денег.
В день прослушивания многие из пришедших детей получили высокие балы, а меня преподаватель забраковал – у меня вообще не было слуха...и до сих пор нет, хотя я могу работать только тогда, когда слышу музыку.
В общем, расстроенные мы покидали палаты. Проходя по длинному коридору с множеством дверей, ведущих в различные кружки, мы случайно заглянули в студию лепки – дверь в нее оказалась приоткрытой. Меня очень заинтересовали статуэтки, вылепленные из пластелина...

Шота Восканян – живописец, известный далеко за пределами своей Родины, Заслуженный художник Армении, член Союза Художников АрменииПрошло около пятидесяти лет и сегодня, как и в далеком детстве я вновь увлекся лепкой, и вообще, минискульптурой. А тогда у меня просто загорелись глаза и меня так и потянуло туда...Видя мое состояние, отец спросил, хотел бы я этим заниматься. Я, естественно, закивал головой, боясь что отец передумает. Так я попал в студию изобразительного искусства.
Преподавал нам молодой человек. Он учил нас многому – рисовать, выжигать, лепить, мастерить музыкальные инструменты и многое другое. Причем наравне с правой рукой учил пользоваться и левой – держать в ней ножницы и резать ими бумагу, воду пить учил левой рукой. Я тогда даже научился левой рукой забивать гвозди. Он постоянно твердил нам, что человек должен владеть обеими руками.
Не могу сказать, что мои рисунки были верхом шедевра, но мне и многим другим они нравились, что вдохновляло меня и вселяло уверености в своих способностях. Так продолжалось до седьмого класса.
В это время в нашу семью пришло пополнение – двоюродная сестра вышла замуж. И вот, наш новый родственик – "нор песà", как говорят в Армении, увидев мои рисунки, отвел меня в мастерскую к одному знакомому художнику. Так я попал в мастерскую к настоящему живописцу и там остался. Грачик Акопян – мой первый, по-настоящему, учитель живописи – замечательный художник. Его живописные работы можно увидеть во многих коллекциях. Издано много каталогов с его работами. Один есть в моей коллекции. Ну, просто фантастически талантливый Мастер. Жаль, сегодня его нет среди нас. Последняя его неоконченная работа – фрески в фойе нашей оперы, оформлялись по его эскизам.
У него был свой метод обучения. Я хорошо помню тот период в моей жизни. Утром ехал в школу, где просто высыпался, затем ехал в мастерскую к Мастеру. Там я сидел тихонечко и смотрел, как работает Мастер. Потом, дома до утра рисовал, стараясь воплотить то, что успел подметить и запомнить у Мастера. На следующий день повторялось то же самое. И так до выходных. В школе уже привыкли к моим пересыпам и не обращали на меня внимание. Когда я приносил кипу картин Мастеру, сделанные мной за неделю, то он всегда ругал меня, что я мало рисую, а я обижался – мол, как это мало, ночи напролет рисую, а ему все мало. Он мне в пример ставил какого-то своего ученика, который, как будто бы за этот же период приносил в три раза больше картин. Потом, когда повзрослел, я понял, что тем самым он разжигал во мне желание больше работать над собой и рисунком. Тот день, когда он меня хвалил за что-то был для меня самым, самым...Я был на седьмом небе...Но таких дней вначале было не много.

Шота Восканян – живописец, известный далеко за пределами своей Родины, Заслуженный художник Армении, член Союза Художников АрменииПотом, со временем их стало много больше.
В школе некоторые педагоги, как моя историчка, подходили ко мне спящему, гладили по головке и говорили ребятам: "Не мешайте ему. Пусть спит. Шота будет художником". А некоторый, как наш директор – муж исторички, вызывал обоих моих родителей и жаловался на меня, что я на уроках сплю. После этого я мог рисовать только до двенадцати ночи. Но несмотря на все эти передряги мне дали закончить школу с нормальными оценками. Даже по французскому языку мне поставили "четыре".

После школы я два года пытался поступить в театрально-художественный институт на Исаакяна. В первый год срезали по не профильным предметам. На второй год, наученые горьким опытом и по-совету "опытных" людей решили, как говориться, "подмазать" экзаменаторов общественных предметов. Нашли человека, вхожего в эти круги. Дали задаток, взамен получили шпаргалки ответа по билету и на первом же экзамене по истории меня со скандалом выгнали с экзамена, поймав, как раз на списывании по шпаргалке. Потом оказалось параллельно с основным конкурсом был еще один – негласный. Назывался – "Кто больше даст". А какие заработки у моих родителей. То что дали и то было неподъемно, но мы выкрутились.

Не поступив в институт, пошел по призыву в армию. Взял с собой этюдник – его купил мне отец. Попал под Харьков – в 40 километрах от города в лесу стоял учебный полк гражданской обороны. Прямо перед нашей частью проходили поезда Ереван-Москва и Москва-Ереван.

Шота Восканян – живописец, известный далеко за пределами своей Родины, Заслуженный художник Армении, член Союза Художников АрменииЯ прослужил в нем все два года – с 1979 по 1981, полтора из них художником. Рисовал натюрморты, портреты солдат и офицеров, плакаты, оформлял клуб, ленинские комнаты, строевой плац, а во время государственных праздников и московской олимпиады – наглядную агитацию для, находящихся неподалеку, гражданских населенных пунктов, и многое другое.
На полигоне был всего один раз – во время занятий по подрыву динамита. Тот день помню, как вчера. Нас на линии огня было трое, как в том анекдоте – я, русский и азербайджанец. Нам дали по толовой шашке, фитилю и спички для того, чтобы поджечь фитиль. Надо было вставить бикфордов шнур в шашку и в рот положить несколько спичек головками наружу – на всякий случай, а вдруг, с первого раза спичка не зажгется или обломается. У азербайджанца никак не получалось зажечь спичку, а наши фитили уже горели, но приказа бросать шашки не было – все ждали азербайджанца. А тот каждый раз доставал из коробка новую спичку и каждый раз она ломалась. Вобщем, прозвучала команда, мы бросили свои шашки и со всех ног помчались за щит. Сзади глухо прогремели два взрыва – азербайджанец так и не сумел поджечь фитиль и бросил шашку просто так. Потом подъехал командир полка на уазике. Все думали будет разнос, но нет, пронесло. Он приехал за мной – надо было что-то срочно нарисовать. Это был последний мой выход в поле, хотя в военном билете написано "пиротехник-сапер". Так, что я никакого отношения к данной профессии не имею.

Вернулся из армии с тем же этюдником, что купил мне до армии отец. Сейчас он лежит у меня дома. Мольберт которымм я до сих пор пользуюсь куплен тоже им. Здесь у меня в мастерской есть кисти из волос жирафа, которые когда-то привез из Москвы отец, отдав по тем временам за них огромные деньги – 100 рублей. Я их даже не распаковывал. Храню, как память и знак большой благодарности за все, что мой отец для меня сделал. Он хотел, чтобы каждый из его сыновей занимался любимым делом.

Мама была против моей избранной профессии. Она часто говорила: "Многие художники голодают. Не могут прокормить семью. Лучше занялся бы каким-нибудь ремеслом, как братья". Время показало, что оба моих брата сегодня работают не по специальности, хотя имеют удачный бизнес. Только я остался верен своей профессии и не жалею.

Вернувшись после армии домой, решил поступать уже в Краснодарский педагогический институт на факультет рисования и черчения – так мне посоветовали ребята-художники с кем служил в армии. Но, приехав в Краснодар, узнал, что здесь принимают только с краевой пропиской. Огорченный, вернулся в Ереван.

Шота Восканян – живописец, известный далеко за пределами своей Родины, Заслуженный художник Армении, член Союза Художников АрменииВидя мое удрученое состояние, мой учитель Грачья Акопян посоветовал мне не метаться, а сосредоточиться на совершенствовании своего мастерства. Ван Гог, говорил он, никогда не учился живописи. Он просто рисовал, вкладывая душу. Надо просто рисовать для себя, для души. Ведь, в принципе, то, что преподают в художественном институте и академиях художеств я уже усвоил давно. Состовлял композиции, рисовал натуру, портреты, пейзажи. У меня собралась достаточная коллекция работ выполненных в масле, пастели и аквареле. И, как говорил мой учитель, весьма неплохих работ.

Он меня убедил и я решил больше никуда не поступать. Но жизнь распорядилась иначе. Кто-то мне посоветовал поступить в Москве на заочное отделение. Надо было сдавать экзамены по профессии. Я их сдал и меня посадили сразу на второй курс. Но учеба в нем не доставляла мне удовольствия. Она была для корочки и я считаю потерянным для меня временем.
Сегодня никто не спрашивает у тебя – окончил ты Академию или училище, нет. Диплом должен быть внутри художника. Сегодня твой документ – это твои картины. Ты или пишешь их, или нет.
Я очень много выставлялся в Союзе художников. Раньше на выставку картины отбирал худсовет, состоящий из пятнадцати членов Союза. Каждую картину отбирали большинством голосов. Повторяю – картину, а не автора. Потом приходилили два академика – Грикор Ханджян и Саркис Мурадян. Они давали оценку отобранным картинам. И только после их авторитетного мнения картина выставлялась. Был еще один отбор – по тематике. Портреты советских политических деятелей, жизнь советских городов и деревень, т.е. то, что являлось частью пропаганды советского образа жизни, отбиралось особой комиссией и выставлялось в отдельном зале на втором этаже Дома Художников. Здесь в основном были представлены именитые художники. Выставленные картины, потом выкупались фондом Союза и министерством культуры, что являлось серьезной финансовой мотивацией для художника, благосостояние которого зависит исключительно от продажи его картин – что тогда, что сейчас.

В 1985 года в честь 40-летия Победы в Великой Отечественной войне была организована большая выставка. Размещалась она в Союзе художников, Национальной картиной галлерее и в Доме журналиста. Лучшие работы – среди них была одна моя, выставили в Национальной картиной галерее. Мне было тогда двадцать пять лет. После выставки у меня выкупили ее, после вычетов всех сборов, за 1800 рублей. Эти деньги я подарил во время свадьбы моего старшего брата и молодожены на них отправились в свадебное путешествие.

Но это не был постоянный заработок. Мои картины продавались, но не так часто, как мне хотелось. Чтобы доказать моей матери, что и художником можно зарабатывать прилично, надо было продавать их гораздо чаще. Это случилось попозже, где-то с 1992 года, когда открылся Вернисаж и моими работами заинтересовались коллекционеры, особенно приехавшие из-за рубежа.

Помню такой случай, богатые армяне из Америки, просмотрев мои картины, решили купить одну из них, нарисованную темперой и предложили за нее 1000 долларов – сумму по тем временам невероятную для Армении. Но картина долгое время хранилась вместе с десятком других на балконе у родителей – у нее от сырости стала отходить краска и пошли предательские паутинки по всему полотну. Я сказал американцам, что картина испорчена и не продается, но тут вперед вышла моя мать, которая присутствовала при разговоре. Она, видя деньги на столе, начала меня убеждать нарисовать еще одну такую же. Я – отказался. И не потому, что хотел обидеть мать или я не нуждался в деньгах, а потому, что нельзя художника заставлять рисовать уже раз им нарисованное. Не получится. Не то состояние души, не то освещение, не тот настрой, не то... можно перечислить много "не то...". Короче, после того случая мать никогда не говорила мне, что я не могу зарабатывать на жизнь рисуя картины.

У Вас в мастерской висят много картин. Какие из них для Вас самые значимые?

Шота Восканян – живописец, известный далеко за пределами своей Родины, Заслуженный художник Армении, член Союза Художников АрменииВсе что здесь висит для меня ценно. Из всего, что здесь развешено, а это несколько десятков картин, я могу продать две-три. Остальные никогда не продам ни за какие деньги. В каждую из них вложено то, что делает меня Шота Восканяном.
Каждый настоящий художник видит свою картину внутри себя, даже тогда, когда перед ним чистый загрунтованный холст. Без внутреннего видения картины ничего не получится. Вернее получится то, что получится. Но, видя ее внутри себя, художник в картине, предназначенной для продажи, реализует где то до 50% своего видения. Тогда это картина, с большей степени вероятности будет иметь успех и обязательно продастся.
В каждой же из этих картин, что вы видите здесь, в моей мастерской, почти полностью реализовано мое внутреннее видение. . Они очень "легкие". Я их рисовал на одном дыхании, не отрываясь. Они сами помогали рисовать себя...Т.е. – здесь нечто большее, чем коммерчесский успех. Здесь частичка меня...

А как же копии картин. Вы их не делаете?

Нет. Невозможно. Во всяком случае для меня. Не получается. Один раз попробовал на день рождения жены друга нарисовать на большом холсте копию одной из моих работ. Жена друга осталась довольна, но я то знаю – это невозможно повторить. Это не ты рисуешь – это душа рисует.

У Вас в мастерской постоянно играет музыка, правда, ненавязчиво и тихо, и даже сейчас, во время интервью. Это что – привычка или музыка помогает писать картины...

С детства люблю музыку и рисовать под нее. Всегда, когда прихожу в мастерскую, прежде всего включаю музыку. Люблю слушать всякую – классику, поп, блюз, но больше всего люблю джаз и рок. Особенно рок-баллады. Причем, не важно, что я в этот момент пишу. Под них написаны и портреты и экспрессивные композиции...Для меня – джаз и рок, это тоже класика.

Когда и где впервые была выставлена Ваша работа

Первая работа, которую выставили на серьезной, по составу участников, выставке, когда мне только исполнилось восемнадцать лет – еще до армии. Называлась она "Девушка Мари". Мари погибла в Гюмри во время спитакского землятрясения. Я знал ее – она тогда училась в Ереване, в институте Брюсова. Очень хорошая и красивая девушка. После выставки через подруг Мари подарил ее родителям этот портрет дочери.
Портрет был выполнен в синих тонах и получился настолько удачным, что его посчитали достойным занять место среди картин мэтров изобразительного искусства того времени. Это был период, когда процессом руководил Сурен Сафарян. После него, уже при Мурадяне, в выставке могли принять участие работы только членов Союза художников.

Шота Восканян – живописец, известный далеко за пределами своей Родины, Заслуженный художник Армении, член Союза Художников АрменииНезадолго до развала Советского Союза, одну из моих картин, на которой изображен мой брат у распахнутой двери балкона, в задумчивой позе на фоне старых крыш домов района Конд курит сигарету, отправили на выставку в Москву. Оттуда она попала в Швейцарию. После этого развалился СССР и следы ее затерялись. У меня осталась лишь официальная бумага, по которой я мог получить свою картину обратно. Через некоторое время мне сообщили, что моя картина вернулась в Москву и я могу ее там получить. В то время это уже было другое государство. Поездка в Москву, бегание по кабинетам Министерства культуры было делом для меня хлопотным. Картина так и оставалась в Москве. Но вот, сравнительно недавно, какой-то бизнесмен родом из Арцаха подарил на открытие музея в Шуше мою картину, о чем мне сообщили из музея. Я так обрадовался этому, что картина моя нашлась и даже не огорчился, что картина была продана без моего ведома и причитающегося мне по закону гонорара.
Мои друзья-художники говорят, что в этом музее висит еще одна моя картина, но какая именно затрудняюсь сказать. Узнаю, когда выберусь в Арцах. Может даже с персональной выставкой.

Когда была Ваша первая персональная выставка

Первая персональная выставка была в 1995 году в Союзе художников и архитекторов. Потом была выставка в посольстве Франции в 2000 году. А через год уже французы организовали мне выставку в Париже.
Кстати, в Париже есть центр под названием "La Cité internationale des Arts" или по русски "Международный Город искусств". Он принадлежит международному благотворительному Фонду профессиональных художников и музыкантов. Каждый год более 1000 художников из более чем 50 стран приезжают в Париж и остаются в одной из 324 мастерских, оборудованных, как для творчества, так и для проживания.

Шота Восканян – живописец, известный далеко за пределами своей Родины, Заслуженный художник Армении, член Союза Художников АрменииНаходится "Cité des Arts" на правой стороне острова Ситэ, недалеко от Notre-Dame (Нотр-Дама). Каждое государство арендует в этом здании одну или две мастерские и направляет туда по очереди своих художников в творческую командировку на месяц-два. Есть такая мастерская и у Армении – по неточным данным этот проект финансирует армянская Диаспора во Франции, заплатив за бронирование мастерской на 90 лет вперед.
За очередью на творческую командировку в этот Центр следят в Союзе художников Армении, и она расписана уже на три года вперед.

Вы несколько раз бывали в Париже. Расскажите хотя бы об одной из памятных для Вас встреч в "городе любви"

Это был не первый мой визит во Францию. Мне в 2013 году посчастливилось еще раз поработать в одной из мастерских "Cité des Arts", рисуя парижскую серию. Честно говоря, в Париже столько достопримечательностей, что рисовать просто не хватает на это времени и первое время гуляешь по городу, наслаждаясь его красотами и посещением музеев.

Потом профессионализм берет свое – руки сами требуют дела. Берешь этюдник, краски, специально загрунтованные фанерки и идешь, выбирая объект и ракурс. Сначала стараешься не отходить далеко от Центра. Потом забираешься все дальше и дальше, делая наброски в специальный альбом.
Месяц я ходил по Парижу и рисовал. И где бы я ни останавливался – то ли на Трокадеро, то ли на Монмартре, то ли на набережной Сены, то ли еще где, всегда сзади меня выстраивалась очередь ценителей живописи.
Однажды, пришел с этюдником на искуственно созданный пляж с насыпным песком у берега Сены. Перелез через какую-то заградительную цепь, сел на свой раскладной стульчик, прислонился спиной к чему-то, достал альбом и стал рисовать, не обращая внимания на то, что на этом пляже почему-то я один. Погода была в духе импрессионизма – чуть пасмурно и легкая дымка тумана над рекой. Вдруг ко мне подходит женщина-полицейский и пытается, что-то объяснить по французски. А я то не понимаю. Показываю на альбом, карандаш в руке – мол, чего пристала, художник я. Она внимательно посмотрела на меня, на альбом и начатый эскиз пейзажа, махнула рукой и перелезла обратно на набережную. Оказывается, сезон закончился и пользоваться пляжем было запрещено. Об этом повсюду висело грозное предупреждение. Но так как оно было на французском языке, то меня это не касалось. Даже если бы оно было на любом другом языке, кроме армянского или русского – эффект тот же. Что поделаешь – ошибки молодости. Я сел, как ни в чем не бывало, на стульчик и продолжил рисовать крандашом, не выпуская из рук во время общения с дамой – блюстительницей порядка.

Кстати, насчет карандаша в руке. Я вспомнил один случай из далекого детства – мне об этом рассказывала мама. Она на секунду в магазине отвлеклась и я каким-то образом выпал из поля ее зрения. Когда она растеряная спрашивала обо мне, то кто-то ей сказал, что какой-то ребенок пытается рисовать карандашом на асфальте. Она тут же поняла, что это я, так как в младенчестве я не расставался с карандашом и рисовал где попало – на полу, на стенах, во дворе и т.д. Так что карандаш и я – вещи неразлучные с детства.

А результатом той поездки, в которой прожиточные, арендную плату за жилье и командировочные оплачивал себе я сам – это одно из условий данной творческой командировки – было двенадцать картин. Некоторые из них также висят в моей мастерской в Ереване.

Обычно все художники, хотя бы раз в жизни дарили кому-то свои картины. Можете назвать личность, которой Вы подарили свою работу с особым удовольствием

Шота Восканян – живописец, известный далеко за пределами своей Родины, Заслуженный художник Армении, член Союза Художников АрменииОдна из моих картин висит у Шарля Азнаура. Я подарил ее ему во время приема у нас, в посольстве Франции, устроенного в честь приезда Великого шансонье. В тот день выстроилась целая очередь желающих прикоснуться к Маэстро и подарить ему что-нибудь на память. Стоял в той очереди и я. Картина с обнаженной натурой вызвала сомнение помощника аташе посольства по культуре. По его мнению пейзаж с Араратом был бы намного предпочтительней, чем выбранный мною сюжет. А я считал, что сюжетов с Араратом у Шарля Азнаура за всю его жизнь накопилось достаточно. Реакция самого Шарля была ответом на наш спор. Азнаур с удовольствием принял этот дар и высказал желание повесить картину в своем кабинете.

Что для Вас Геноцид армян

Прежде всего – память. Причем, память не только о жертвах, но и о тех, кто помогал многим армянам в трудную минуту, рискуя собственной жизнью. И таких было много в среде мусульман – арабов, курдов и турок. Их тоже нельзя забывать. Вы знаете, в Париже, недалеко от "Города искусств", стоит огромный мемориальный камень – дань памяти жертвам холокоста. На нем выгравированы имена французов, которые помогали евреям избежать смерти. Таких камней по всей Европе много. Хорошо бы и нам, армянам установить такие мемориалы.
Во-вторых – борьба за признание Геноцида.

Расскажите о своей семье

Этот год – год своеобразных юбилеев для моей семьи. За исключением моего старшего сына Тиграна, которому исполнилось в этом году двадцать шесть лет., у остальных – круглая дата: младшему сыну Роберту будет двадцать лет, жене Нунэ – пятьдесят, мне же стукнулоуже пятьдесят пять.
Нунэ работает помощником аташе по культуре при посольстве Франции в Ереване. Она в совершенстве владеет французским и итальянским. А я знаю очень мало слов по французски – результат моих отсыпаний на уроках французского в школе, о чем сейчас очень жалею. И жена мне тут не помощник, но не она плохой учитель, а я ученик совсем никакой.
Мы с женой познакомились в Сардарапате – она работала гидом, водила туристов из Франции по мемориалу. А вместе с ней работала жена моего друга, тоже художника. Нас познакомили в 1987 году на одной вечеринке, как оказалось потом, устроеной специально для того, чтобы мы встретились. В 1988 – поженились. А в 1989 году родился Тигран. Типичный армянский график.
Я благодарен судьбе за то, что у меня есть Нунэ единственная и на всю жизнь. Жена для художника значит очень много. Она, понимая специфику моей работы, никогда не вмешивается в мой творчесский процесс, а я ведь много рисую обнаженную натуру. Меня привлекает красота линий женского тела, да и вообще красота. В одном интервью она сказала: "Жена художника должна дать ему свободу в творчестве", за что я ей искренне благодарен. Она ко мне в мастерскую заходит очень редко, только когда я ее зову пообедать вместе или оценить новую работу. Всегда приходит на выставки моих работ и радуется за меня, когда видит мой успех. Это здорово подстегивает меня к совершенствованию.

Как Вы думаете, жить вне Армении и оставаться армянином – это искусство или что-то другое...

Знаешь, когда один мой друг – тоже художник, армянин,давно покинувший Армению, приехал на родину и делал выставку в библиотеке им. Исаакяна, я, увидев у входа плакат-афишу: "такой-то, такой-то. Брюссель. Бельгия", не стал даже заходить внутрь, развернулся и пошел прочь, так мне стало обидно за него. Какой он бельгиец? Он же армянин из Армении.
Я люблю Париж, но двадцать, максимум тридцать дней. Потом меня тянет домой, в Армению.

Живя вне Армении, молодежь, к сожалению, быстро адаптируется к местным условиям, а у родителей нет времени контролировать их увлечения. Детский садик на чужом языке, потом школа и институт – все это, по-моему, с каждым поколением вытесняет армянство у большинства, покинувших по воле судьбы Родину.
У меня есть знакомые в среде армян, живущих в Москве, которые не знают, чем занимаются их дети, а дети, не то, что не знают армянского, наших традиций или истории – даже не интересуются. К сожалению это факт.

А что бы Вы сделали для сохранения армянства среди таких семей...

Шота Восканян – живописец, известный далеко за пределами своей Родины, Заслуженный художник Армении, член Союза Художников АрменииНе знаю... Я не эксперт...Но, наверное, было бы правильно создавать площадки для общения армянской молодежи. Верующим проще – тут им помогает церковь. А что делать атеистам? Не обязательно заставлять их читать наш эпос – "Давид Сасунский" или что-то из класики. А как-то, хотя бы через национальную кухню, пробудить интерес к обычаям и традициям своего народа. Вместе проводить национальные праздники. Организовывать тематические выставки, концерты. Потом, воскресные школы по изучению языка и истории. Если есть возможность для открытия национальных детских садов, то это то самое, что поможет в будущем вырастить из ребенка армянина.
Я говорю об этом с болью, потому, что и меня каснулась эта проблема. Мой старший сын – Тигран живет и работает в Дубае. Его сразу же после окончании магистратуры во французском университете пригласили туда работать. Он, как сейчас модно говорить, генеральный менеджер одной из крупных международных корпораций в области финансов. Там растет и мой внук. Осенью планирую навестить их. Пока все в порядке, относительно сохранения армянства в его семье.
С младшим – Робертом, в этом отношении все в порядке. Он, буквально, в конце прошлого года бросил политехнический институт и тут же поступил в американский университет. Посмотрим, как будет дальше.
Вообще, считаю, что хранителем армянства является семья. Надо, чтобы молодые армяне, девушки и парни, которые только-только создают семью, знали как создавали семьи их предки. Я не люблю условные рамки – я человек свободной профессии, но...в этом признаю рамки наших традиций и обычаев. Без них не было бы нашего народа.

Спасибо за беседу

Вел бесседу Валерий Унанянц
Главный редактор интернет-издания
"Armenian Art Hall – искусство оставаться армянином"
 
 

Смотрите также:

  • Александр Пирадов и, представленная им палитра работ тбилисских армянских художников на живописных тарелках
  • Мигран Дилбарян – архитектор и художник, дизайнер и мастер художественной ковки, член Союза художников Грузии с 1996 года
  • Джовани Вепхвадзе – художник в третьем поколении, исследователь и знаток старого Тифлиса
  • Маис Мхитарян – художник с мировым именем, с 2000 года член Союза художников Армении, с 2003 года член Ассоциации творческих личностей при ЮНЕСКО…
  • Левон Осипов – Заслуженный художник Грузии


  •  
     
    #1 написал: Jobeth (22 мая 2016 01:15)
    Информация удалена из-за несоответствия формату журнала - комментарии коммерческого характера недопустимы
     
     
    Добавление комментария
    Включите эту картинку для отображения кода безопасности
    обновить если не виден код



     
         
     
     
      О проекте | Команда | Написать письмо в редакцию Rambler's Top100 Copyright © Armenian Art Hall. 2009