Сделать стартовойДобавить в избранное
 
 
 
 
Мы армяне Гость номера Армянский бренд Это интересно Панармянские форумы Кулинарная Армения Вопросы и ответы
 
   
 
Секрет СЕМЬДЕСЯТ ПЕРВЫЙ

Секрет СЕМЬДЕСЯТ ПЕРВЫЙ...надо знать и любить напевы своей Родины – ведь музыка, это душа народа...
 

показать все статьи

 
     
 
   
 
Кавказское Армянское Благотворительное Общество (КАБО)

Кавказское Армянское Благотворительное Общество (КАБО)...КАБО было основано в ноябре 1881 года в Тифлисе. Большая заслуга в этом принадлежит врачу Баграту Абраамовичу Навасардяну...
 

показать все статьи

 
     
 
   
 
НЕСГИБАЕМЫЙ АРЦАХ/Ашот Бегларян

НЕСГИБАЕМЫЙ АРЦАХ/Ашот Бегларян...Ашот Бегларян – помощник президента НКР, писателб, журналист, член союзов писателей Нагорного Карабаха и Армении
 

показать все статьи

 
     
 
   
 
Мхитар Себастаци и созданная им Конгрегация (Братство)

Мхитар Себастаци и созданная им Конгрегация (Братство)...Мхитар Себастаци - основатель арменистики, это величина, которая своим масштабом, значимостью может быть сопоставима лишь с Месропом Маштоцем, его деятельность - поворотный пункт армянской культуры...
 

показать все статьи

 
     
 
   
 
«ЛЕТНЯЯ ШКОЛА «ДИАСПОРА» 2016»

«ЛЕТНЯЯ ШКОЛА «ДИАСПОРА» 2016»...Министерство Диаспоры совместно с Ереванским государственным университетом в 2016 году продолжают программу летней школы «Диаспора»...
 

показать все статьи

 
     
 
   
 
Армянская долма

Армянская долма...Долма́ — блюдо, представляющее собой начинённые овощи или листья, голубцы в виноградных листьях. Начинка обычно готовится на основе риса, может также содержать отварной мясной фарш...
 

показать все статьи

 
     
 
   
 
 
Приемная консулаДобро пожаловать в Приемную Консула Республики Армения в Грузии. Здесь Вы можете задать вопрос по любой, волнующей Вас, теме, связанной с консульскими услугами и, заполнив форму, направить электронное послание в адрес нашей редакции.
 

войти в приемную

 
     
 
   
 
ДЕНЬ ПАМЯТИ ЖЕРТВ ГЕНОЦИДА АРМЯН

ДЕНЬ ПАМЯТИ ЖЕРТВ ГЕНОЦИДА АРМЯН...В Советской Армении этот день был впервые отмечен... в 50-ю годовщину трагических событий...
 

показать все вопросы и ответы

 
     
 
   
 
Митинг в Тбилиси, несмотря на форс-мажор, состоялся
 
Митинг в Тбилиси, несмотря на форс-мажор, состоялся
показать все репортажи
 
     
 
     
 
 
ТАЙНА БЫТЬ АРМЯНИНОМ
 
 
Мы армяне
 
   
ТАЙНА БЫТЬ АРМЯНИНОМКультура и история нашего молодого Государства у которого не прерывается связь с нашим древним Отечеством – вот истинная основа Тайны быть Армянином и редкой духовности, которая является краеугольным камнем Армянской Государственности.
Армен Ронов. Кинорежиссер.



ТАЙНА БЫТЬ АРМЯНИНОМ

(доклад)


“…Итак, братья, ради всеобщего благоденствия давайте ускорим обретение блага, дабы и от вас были отвращены наказания…
…Я вместе с вами, как один из вас буду просить о вашей пользе построить часовни для упокоения мучениц Божьих, чтобы и они избавили вас от тяжких страданий и спасли от уготованной ужасной и суровой кары грядущего суда и вы сподобитесь царствия Христа”

/Агатангелос (Агафангел)/


Прежде всего, этот доклад посвящен моей Древней и Великой Армении.

Принятие христианства в царстве Великой Армении стало крупным, историческим событием средневековья. Христианская религия была официально принята в 301 г, и таким образом Армения стала первым государстом в мире, которое признало христианство в качестве государственной религии.

Тайна быть армянином в признании Бога. Обращение армянской страны есть обращение армянства в христианство. С точки зрения исторической ценности особенно важна история армян: здесь много интересных сведений по древней армянской мифологии, нахарарскому сословию, топонимике Армении и т.д.

Армянские цари династии Аршакуни вели упорную борьбу против козней и вторжений Сасанидского Ирана. Сасанид Арташир воцарился убив парфянского (Аршакидского) царя Артавана. Армянский царь Хосров долгие годы вел победоносную войну против Арташира. Последний решил с помощью заговора убить Хосрова: он послал в Армению парфянина Анака который коварно сблизился с Хосровом, убил его во время охоты. Возмущенные армянские нахарары истребили весь род Анака, а Арташир захватил Армению и убил потомков Хосрова. Спаслись лишь два младенца: сын Хосрова-Трдат и сын Анака – Григор, которых тайно увезли в пределы Римской империи.

Повзрослев, Трдат с помощью римлян завладел отчим престолом, а Григор, получив в Кесарии христианское образование, решил искупить вину своего отца Анака и посвятил себя служению Трдату. В Армении Григор начал проповедовать христианство, за что его прозвали Лусаворичем, т.е. Просветителем.

Царь Трдат, не будучи в состоянии отвратить его от христианства, предал его пыткам и бросил в глубокую яму близ древней столицы Арташата – Хор-Вирап.

В то же самое время добрались до Великой Армении гонимые и бежавшие с запада девы-христианки, приютившиеся в давильнях на виноградниках близ столицы Вагаршапат. Армянский царь Трдат Аршакуни, прослышав о красоте одной из них, девы Рипсимэ, решил взять ее в жены. Рипсимэ, которая отдала свое сердце служению богу, отказалась от предложения царя-язычника, но ее насильно увезли во дворец.

Рипсимэ противилась Трдату. Она, убежав из дворца, возвратилась снова в давильни. По приказу разъяренного царя, красавицу Рипсимэ и ее спутниц предали мучительной смерти – сожжению. Смерть Рипсимэ сильно подействовала на Трдата. Чтобы забыться, он отправился на охоту, но там его постигла кара небесная: выпав из колесницы, он принял обличие кабана.

Превратившегося в кабана царя смог исцелить лишь вызволенный из Хор-Вирапа Григор. Трдат принял христианство, а Григор стал первым патриархом армян.

“История” Агатангелоса – это первый основательный литературный труд, выражающий и раскрывающий тайные стремления армянского духовного сословия быть и оставаться армянином.

Труд Агатангелоса является историческим трудом армянского народа. Здесь упоминаются главные языческие храмы всех божеств армянского пантеона – храмы богини Анаит в Арташате и в Ерезе, храм бога Тира в местности Еразамуйн Араратской долины, храм бога Баршамина в Тордане – область Даронали, храм верховного бога Арамазда в Ани, храм богини Нанэ – дочери Арамазда, на берегу Ефрата в Тиле (область Екелеац), храм бога Михра (Мигра или Митры, т.е. Солнца) в Багайариче (область Дерджан), три храма, посвященных божествам Ваагну, Анаит и Астхик в южной области Великой Армении – Тарон или Туруберан.

В греческом переводе Агатангелоса все упомянутые божества носят соответствующие название греческих богов. Арамазд под именем Зевса, Анаит – Артемиды, Ваагн – Геракла, Астгик – Афродиты, Нанэ – Афины, Мигр – Гефеста, Тир – Аполлона и т.д.

Историк так определяет пределы распространения христианства в Армении четвертого века: “…Разлилось по всей Армении от края до края, от города Саталы вдоль Халдии, вдоль Каларджии до исхода предела Максутов, до ворот Аланских, до границ Каспия-Пайтакарана, города Армянского царства, и от Алиды через город Насибин, задевая окраины Сирии, в странах Норширакан и Кордуена до неприступной страны Мидии, до области Махкерта, вплоть до Атропатены”...

Великая Армения ярко выражена в гуманистическую эпоху V века. По своему идейному содержанию и художественной форме песни Нарекаци противостоят господствующей в религиозной поэзии схоластики и догматизму. Воплощением земной красоты женщины у Григора Нарекаци выступает богоматерь, о чем свидетельствуют подзаголовки к песням. В
песнях Нарекаци изображается скорее вообще красота женщины, которой придаются яркие черты.

Словно два сверкающих солнца…
С ланий, подобных прекрасным цветам гранатовой рощи,
Что произросла из ее сердца,
Струилась янтарем любовь…


Самым ярким проявлением культа природы и гимна красоте является “Песня Вардавара” Григора Нарекаци, известная в русском переводе под названием “Алмазная Роза”:

Алмазную Розу одел
Алый свет покрывалом благим,
А над тем покрывалом благим
Жемчугом нунуфар просиял.
В огромном просторе морском,
Отразилось сверканье цветка,
И зарделся сверканьем цветка,
На ветке пылающий плод…

(Перевод В. Брюсова)


Создавая мелодический рисунок, Нарекци одним из первых в мировой литературе широко использовал аллитерацию. Классическими образцами аллитерации являются песни “Рождества” и “Вардавара”. В искусстве использования звукописи, поэтика Нарекаци не имеет себе равных.
Впоследствии, над воссозданием поэтико-музыкального единства тэгов Нарекаци много работал Комитас, предложивший чрезвычайно интересное прочтение.

Творчество Григора Нарекаци бессмертно, его поэма “Книга скорби” или просто – “Нарека”(так в народе принято называть “Книгу скорби”) – одно из величайших проявлений духовных возможностей человека.

Афоризмов в поэме много. Вот некоторые из них:

Того, что начал я, не завершаю”;

“Немудрый сам, я мудрых поучаю”;

“Я белым голубем в гнездо влетаю и вороном оттуда вылетаю”;

Сегодня, как никогда востребованы взаимоотношения Армянина с Армянством. К сожалению, ввиду распада СССР и возникшим в связи с этим информационным вакуумом эти отношения и контакты между Арменией и Диаспорой пошли на убыль. Все это не могло не сказаться на преемственности духовного и культурного наследия в Армянском сообществе во всем мире.

Это бесценное наследие зачастую остается в тени сиюминутных приоритетов молодого поколения армян. Отрадно, что в последние годы тенденция переосмысления идет в гору, и интерес к культуре, искусству, истории нашего народа вновь возрождается. Это чрезвычайно важно, в особенности в период духовного и материального кризиса для воспитания подрастающего поколения. И в решении этой проблемы громадную роль должна сыграть, и играет Министерство Диаспоры РА, как связующее звено армян с армянством.

Наш век призван, с помощью и на примерах таких великих личностей как Гарегин Нжде, возобновить давние традиции ВЕЛИКОЙ АРМЕНИИ, как широкой армянской общественностью, так и с отдельными гражданами армянского происхождения, живущими в разных странах. “Судьбу народов ищите в ладони матери”, – призывал Г.Нжде.

Наша цель – национальными традициями и подходами воздействовать на функциональную неграмотность многих социальных групп молодежи, не подозревающих об истинной цели армянина и армянства в целом.

Пропаганда истории Великой Армении и осмысления ее роли в мировой истории. Человеколюбие, забота о ближнем, зрячесть духа, духовные и нравственные вопросы, смешанные браки и их воздействие на взаимопонимание и становление личности – вот неполный перечень тех проблем приоритетов, за которые ратовал великий армянский народ.

Эти вопросы актуальны и в сегодняшнем мире, в первую очередь, и среди молодежи. Особую тревогу вызывают интолерантные отношение между единым народом, людьми, обществом, ибо, как говорил А.Абовян: “Не все люди имеют право называться народом, и не все народы состоят из людей”…

История армянского народа призывает к толерантности, то есть терпимости к чужому мнению и поступкам, к способности относиться к ним без раздражения. Именно толерантность, а не западный псевдокосмополитизм являются необходимой чертой характера народа, чему не перестают учить видные деятели армянской культуры и науки.

Выражение “многострадальный” в применении к армянскому народу возникло на основе трагических перипетий его исторического пути в средние века и в новое время. И все же до нас дошли отдельные имена авторов этих писаний-армян и иноземцев, которых можно причислить к славному ряду деятелей.

В l в.д.н.э. это грек Метродор, “Ненавистник римлян”, придворный Тиграна Великого, написавший историю его царствования, далее сын Тиграна – царь Артавазд Второй, был автором (как сообщает об этом Плутарх) речей, трагедий, пьес и историй. Также это авторы “Храмовых историй”, творивших в храме бога Арамазда – жрец Олюмп и сирийский писатель
армянского происхождения – Бардайцан. В четвертом веке – это основатель армянского богословия Григорий Лусаворич (Просветитель), неизбежно смешивающий теологию с элементами философской мысли Айказна, историк Армении сириец Мараба Мцурнаци (Мцурнский) и т.д.

ТАЙНА БЫТЬ АРМЯНИНОМЧеловек обязан корректировать свою личность свои отношения с обществом. Но изменить свою роль он не может, как бы чужда она не была. Несоответствие внутренней сущности человека той социальной исторической роли, которую он вынужден играть – вот трагикомическая суть Армянства, которая доведена от позднего средневековья, до самого преддверия нового
времени, уготовившего разным частям армянского народа различную судьбу.



Армен Ронов.
2010 год. г. Ереван


Исп.литература:
G.Garitte, Documents pour l`etude du livre d`Agathange, Vatican,1946.
“Новая арабская редакция Агатангелоса”, подготовил А.Тер-Гевондян.
Григор Нарекаци, Таги, Ереван, 1957 (на арм.яз.)
“Видные деятели армянской культуры(5-18века)”, Ереван, 1982.,
Ред.Г.Х.Саркисян.
Tchobanian A., La Roseraie d`Armenie, t.II, Paris. 1923, t.III, 1929.

P.S.

Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора. За точность приведенных цитат и формулировок ответственность несет автор
 
 

Смотрите также:

  • Секрет Новогодний - возобновить давние традиции ВЕЛИКОЙ АРМЕНИИ
  • АРМИЯ ДРЕВНЕЙ АРМЕНИИ
  • Секрет Шестой: почитать память тех, кто на протяжении веков фиксировал историю нашего народа
  • Кратко о летописцах тысячелетий армянской истории
  • Секрет ДВАДЦАТ СЕДЬМОЙ


  •  
     
    Добавление комментария
    Включите эту картинку для отображения кода безопасности
    обновить если не виден код



     
         
     
     
      О проекте | Команда | Написать письмо в редакцию Rambler's Top100 Copyright © Armenian Art Hall. 2009