
Есть понятия, почитаемые во все времена – Бог, Родина, Мать. О них любое нормальное существо не может говорить без благоговения. Род - составляющая любой нации есть непрерывная цепь поколений наследствуюших и передающих из прошлого в будущее духовные и биологические свойства человека.
С момента зарождения человек наследует не только родительские признаки, но и генетический код нации, к которому он относится. Достаточно каким-либо фактором воздействовать на тот или иной индивидуум, в нем начинает работать сознание принадлежности к определенному народу.
Не знаю, есть ли человек, который точно может указать момент зарождения истины, точку отсчета, с какого он стал идентифицировать себя с тем или иным народом. Не помню, с какого момента во мне все съеживалось и наполнялось радостью, когда слышала слова: армянин, Арарат...
В память мою врезалась картинка, событие, произошедшее в деревне, где жили родственники моей бабушки, беженцы из Муша. Мне не запомнилось лицо деда Аршака, дяди моей бабушки, я была очень маленькой, и вид этого старика вызывал одновременно страх и интерес.
Он сидел почти неподвижно у дома, вздыхал , кряхтел и осенял лицо крестным знамением. Дети постарше подбегали к нему, дергали его за рукав, чтобы вывезти его из этого состояния. Он кряхтел и сердился, что не дали ему дослушать звон колоколов Сурб Карапета. Дети смеялись и отбегали, ведь нигде церкви не было видно.
А деда звала земля и церковь, оставленные после резни. Иногда он подзывал детей и просил описать горы и растительность лугов. Когда дети говорили о яркой зелени и красивых цветах, дед Аршак оживлялся и говорил: «Разве видели вы настоящую красоту, Лао». Дети звонко смеялись и отбегали.
Прошли годы… Давно нет ни деда Аршака, ни бабушки, которая ребенком бегала по мокрой траве в горах Муша. Вот и я, взрослый человек, хоть очень люблю мой город, но зовет внутренний голос куда-то далеко и щемит сердце тоска по невидимой земле. Зов предков ?! Генетический код?! Не знаю...
Гоар Акопян