Сделать стартовойДобавить в избранное
 
 
 
 
Мы армяне Гость номера Армянский бренд Это интересно Панармянские форумы Кулинарная Армения Вопросы и ответы
 
   
 
СЕКРЕТ 73

СЕКРЕТ 73...От Карена Кочаряна: "...никогда не забывайте слова нашего великого поэта Егише Чаренца - "...Наша сила в единстве..."
 

показать все статьи

 
     
 
   
 
Сингапурские чудеса армян

Сингапурские чудеса армян...За два столетия летопись острова и история армянских поселенцев настолько тесно переплелись между собой, что в пятидесятую годовщину независимости Сингапура символы армянского наследия небольшой общины были включены в праздничные мероприятия этой страны...
 

показать все статьи

 
     
 
   
 
НЕСГИБАЕМЫЙ АРЦАХ/Ашот Бегларян

НЕСГИБАЕМЫЙ АРЦАХ/Ашот Бегларян...Ашот Бегларян – помощник президента НКР, писатель, журналист, член союзов писателей Нагорного Карабаха и Армении
 

показать все статьи

 
     
 
   
 
Гимн СССР и Москвы: армянский след

Гимн СССР и Москвы: армянский след...Фамилии с окончанием на «...ян» встречаются при изучении истории гимна Москвы и СССР...
 

показать все статьи

 
     
 
   
 
Некоторые программы Министерства Диаспоры Республики Армении на 2017 год

Некоторые программы Министерства Диаспоры Республики Армении на 2017 год..."Ари Тун", Летняя школа "Спюрк", фестиваль "Поем песни Комитаса" и другие мероприятия, организованные Министерством Диаспоры Республика Армении в 2017 году...
 

показать все статьи

 
     
 
   
 
Сыр и мороженое в домашних условиях. Полезные советы...

Сыр и мороженое в домашних условиях. Полезные советы......Молоко, сметана, лимон и немного времени для вкусного и полезного домашнего сыра...Мороженое за 3 минуты плюс время на заморозку, по вкусу не уступает пломбиру...15 продуктов, которые не только помогут вам укрепить память, но и заставят ваш мозг работать более быстро и также регенерировать костную ткань.
 

показать все статьи

 
     
 
   
 
 
Приемная консулаДобро пожаловать в Приемную Консула Республики Армения в Грузии. Здесь Вы можете задать вопрос по любой, волнующей Вас, теме, связанной с консульскими услугами и, заполнив форму, направить электронное послание в адрес нашей редакции.
 

войти в приемную

 
     
 
   
 
Апостолы атомного века - Киракос Метаксян, Самвел Кочарянц, Артем Алиханов и другие

Апостолы атомного века - Киракос Метаксян, Самвел Кочарянц, Артем Алиханов и другие...Нам остается неотъемлемое право гордиться тем, что все эти действительно выдающиеся люди – наши соотечественники, тем, что в их жилах текла армянская кровь...
 

показать все вопросы и ответы

 
     
 
   
 
Европейские армянские игры-2017 в Женеве
 
Европейские армянские игры-2017 в Женеве
показать все репортажи
 
     
 
     
 
 
Секрет ПЯТЬДЕСЯТ ПЯТЫЙ:
 
 
Искусство оставаться армянином
 
   
«...Сердце каждого армянина хранится в Эчмиадзине, а глаза его устремлены на Арарат...»

Секрет ПЯТЬДЕСЯТ ПЯТЫЙ:Арарат. Библейский Арарат, символ древней земли армянской. Место пристанища Ноева ковчега. Упираясь в небо двумя своими вершинами – Сис (другое название вершины – Покр Масис, означающее Малый Арарат) и Масис (его ещё называют Азат Масис т. е. Свободный Арарат), – стоит в центре Армянского нагорья, словно величавый каменный исполин. Высота Масиса – 5165 метров. Сис чуть пониже – 3750 метров. Расстояние между их вершинами – 25 километров и они покрыты вечными снегами.

По преданиям у подножья этой священной горы обрели своё убежище потомки вишапов (мифологические драконы), а на вершине Масиса живёт царь змей и, все змеи в округе раз в семь лет приползают к нему на поклонение.

Здесь же, в одной из многочисленных пещер, томиться, прикованный царевич Артавазд, силясь выбраться наружу, чтобы свести счёты с этим миром.

Если смотреть на Арарат в ясную безоблачную погоду, то, кажется, видишь всю гору целиком, от подошвы до её вершины. Однако, чаще всего, она спрятана от восхищённых взоров за белоснежными облаками.

Арарат всегда остаётся для армянина, где бы он ни жил, тем символом, которое связывает его с исторической родиной.

Арагац. Севернее Арарата недалеко от него возвышается другая священная гора армян – Арагац. Если взобраться на её вершину, можно увидеть четыре большие вершины, образующие древний кратер потухшего вулкана, занесённый снегом. Кое-где сохранились остатки ледников – следы последнего ледникового периода на Земле. Всюду камни, сквозь которые проглядывает тёмно-красная, от избытка железа, земля, на которой растут колючки, полынь и чертополох – всё это составляет царство Арагаца. Высота её 4095 метров над уровнем моря. Она является самой высокой вершиной на территории современной Армении. Гора изобилует целебными источниками и памятниками древнего зодчества. Именно здесь, в пещере Манэ (пещера названа именем одной из подруг св. Рипсимэ – первой христианки-великомученицы Армении) провёл свои последние годы жизни первый католикос Армении Григор Лусаворич. Как гласит предание, каждую ночь с неба свешивалась лампада, чтобы светить, молящемуся за будущее армянского народа, старцу.
Царственные и величественные – Арарат и Арагац, – устремлённые в высь, они являются священными символами непоколебимого духа национальной свободы армян.

Озеро Ван. Недалеко от горных хребтов Армянского Восточного Тавра, на высоте 1720 метров над уровнем моря, величаво раскинулось живописнейшее озеро Ван. Озеро это, вместе с двумя другими озёрами – Урмией и Севаном, является одним из священных символов в сердце каждого армянина. Длиною около 180 и шириною свыше 100 километров, в древности оно называлось «морем Бзнуни» и находилось по свидетельству Мовсеса Хоренаци в области Хорхоруник провинции Туруберан Великой Армении.
Синяя гладь поверхности озера прекрасно гармонирует с белоснежными вершинами вулканов, обрамляющих озеро с запада и севера. Вода в озере богата щёлочью и неприятная на вкус. Однако, получаешь огромное удовольствие, плескаясь в его волнах. Выйдя на берег, ощущаешь своё тело чисто вымытым, а кожа приобретает особую бархатистость. С окрестностями этого озера связано множество легенд армянского народа. Среди них особое место занимает предание о том, как прародитель армян Хайк, уйдя из Вавилона, основал здесь первое поселение и именно здесь, стрела того же Хайка поразила деспота-тирана Бэла-Нимрода.
С озером Ван связано также возникновение первого крупного политического образования, как Ванское царство, более известное сегодняшнему поколению, благодаря ассирийским и другим источникам, как Урарту (Урашту, Урарайа и т.д.).
С этим же озером связаны наиболее трагические эпизоды в истории армянского народа. Здесь, в его окрестностях, в годы геноцида было вырезано почти всё армянское население, а чудом уцелевшие в этой бойне, рассеялись по всему земному шару. Об Армении напоминают только древние надписи и памятники архитектуры, в изобилии находящиеся в этом регионе.

Озеро Севан. На высоте 1897 метров над уровнем моря, в красивейшей межгорной котловине, раскинулось редчайшее по красоте древнее озеро – ещё один из священных символов земли армянской. В легендах, относящихся ко времени становления праармянских племён, озеро это называлось «морем Гегама» – по имени сына армянского царя Амасии – полководца Гегама, по преданию избравшего живописные окрестности озера местом своего обитания. Область же эта в последствии была названа Гегаркуни и являлась одной из древнейших областей исторической Армении. Море Гегама, впоследствии переименованного в озеро Севан, состоит из двух частей – Большого Севана, площадью более 900 квадратных километров и Малого Севана, площадью более 250 квадратных километров, – соединённых восьмикилометровым проливом между мысами Норадуз и Артаниш. Глубина озера достигает в некоторых местах 90 метров. В Севан впадает 28 рек и ручьёв, а вытекает всего одна – Раздан, – соединяющая озеро с Араксом. Трудно описать красоту Севана. Восход солнца над вершинами Севанского хребта, бирюзовая вода всех оттенков, крики чаек над гладью озера, розовые фламинго и пеликаны, чистейший горный воздух – всё это и сегодня привлекает сюда тысячи туристов со всех концов света.

Секрет ПЯТЬДЕСЯТ ПЯТЫЙ:Эчмиадзин. Кафедральный собор св. Эчмиадзин построен на Араратской равнине, в 20 км. от современного Еревана, в географическом центре Айраратской области – вотчины армянских царей того периода, – в окружении вершин Большого и Малого Арарата, Арагаца и горою Ара. Вместе с храмами Рипсимэ, Гаянэ, Шогакат и Звартноц, он образует комплекс, составляющий главную христианскую святыню армянского народа.

Собор основан в 303 году св. Григорием Лусаворичем (Просветителем) и царём Армении Трдатом III. Поначалу здесь была сооружена деревянная церковь-базилика. К концу IV и в начале V веков два армянских католикоса – Нерсес I Великий и Саак I Партев, – реставрировали его отдельные элементы. В 470-480 годах князь Ваган Мамиконян заново отстроил собор, заменив все деревянные конструкции каменными, за исключением перекрытия и купола.

В начале VII века (около 618 года), католикос Комитас I заменил деревянное перекрытие каменным и выстроил главный купол. В 1655 году католикосами Пилипосом I (Акбакци) и Акопом IV (Джугаеци) построена колокольня с западной стороны собора.

В 1682 году католикос Егиазар I установил побочные купола на трёх апсидах. В 1869 году католикос Геворк IV открывает на территории собора ризницу, где сегодня располагается музей, в котором собраны и хранятся коллекции церковной утвари и декоративно-прикладного искусства. Здесь же хранится огромный серебряный котёл для варки мирры. И, наконец, в 1886 году католикос Макар I переделал весь цоколь собора.

Собор был богато расписан в 1780-1800 годах живописцами Нагашем и Овнатаном Овнатанянами при католикосе Гукасе I (Карнеци). В этих же годах, под главным куполом в центре церкви, был воздвигнут алтарь из белого мрамора на месте, где по преданию, в сновидениях Григория Лусаворича, «с небес снизошёл единородный Сын» (слово «эчмиадзин» означает «место, где сошёл единородный»). Внутренний интерьер собора создавался на протяжении более полутора тысячи лет. Одним из последних его украшений стало большое живописное полотно «Богоматерь с младенцем», принадлежащее кисти известного итальянского живописца, армянина по происхождению, Григорио Шилтяна.

Несмотря на свои небольшие размеры (площадь его составляет всего 470 квадратных метров), Эчмиадзин всегда был духовным центром Армении. Сегодня здесь находятся резиденция католикоса, монастырь, кафедральный собор, духовная семинария, библиотека и гостиница.

Сардарапат. В мае 1918 года, в нескольких десятках километров от Еревана, у Сардарапатской горки, плохо вооруженные и необученные потомки героев Аварайра, ценою огромных жертв, нанесли сокрушительное поражение вооружённым до зубов регулярным частям турецкой армии в очередной раз народ взял судьбу своей Родины в свои руки и отстоял в неравной схватке независимость Армении.
Полвека спустя, в 1968 году, благодарные потомки, на том самом месте, где решалась будущее армянской государственности, возвели мемориал, ставший ещё одним священным символом непоколебимого духа армянского народа. Мемориал состоит из устремившейся в высь, красной колокольни. Перед ней просторная площадь, усеянная песком из раздробленного красного кирпича, от которой отходит, разделённая широким газоном, аллея Славы, завершающаяся красной стеной, на которой выбиты барельефы с эпизодами памятного сражения. Вдоль аллеи установлены фигуры бронзовых орлов со сложенными крыльями, символизирующие покоящихся в могиле, сынов Отечества, ценою своей жизни, спасших свою Родину.
Ежегодно, 26 мая (дата окончания Сардарапатской битвы и день провозглашения независимости Армении) по всей Араратской долине разносится траурный колокольный звон, напоминая о погибших в Сардарапатской битве сынов Армении. Сегодня нет, пожалуй, в Армении семьи, где не было бы павшего в том сражении. В этот день, со всей Армении и из-за её пределов, стекается сюда народ, отдать дань памяти героям Сардарапата.

Хачкар. Хачкар – художественный символ армян. В нём, в какой-то мере отразилась история народа. На широкой лестничной площадке католикоса в Эчмиадзине стоит хачкар XII веука, сделанный руками известного в Армении варпета Момика. Искусство это возникло на рубеже IX – X веков. Прообразом хачкара вероятнее всего был хоран – царские врата, ведущие в алтарь, искусно расписанные богатым орнаментом. Что же представляет собой хачкар. Это стоящий перпендикулярно на небольшом пьедестале (всего около 30 – 40 см.). основными атрибутами хачкара являются вписанный в четырёхугольник крест и под ним символ вечности – круг или древо жизни (?). Всё остальное зависит от полёта фантазии мастера-камнереза. На территории исторической Армении десятки тысяч хачкаров, но ни один из них не имеет своего аналога, даже сделанный одним и тем же мастером. Хачкар, как правило, устанавливается на могилах выдающихся личностей или в знак какого-либо выдающегося события. В первом случае он служит как могильный камень, во втором – как обелиск. Резчики хачкаров были талантливыми мастерами, виртуозами своего дела. Некоторые из них известны нам по именам. Выдающимися мастерами XIII века были Тимос и Мхитар, XIV века – Момик и Вардан, XVI века – Аракел и Меликсет, XVII века – Исраэл.

Матенадаран. Слово это означает «библиотека рукописей». Свыше 16 тысяч рукописей, в основном армянских, разного объёма и возраста собраны в её хранилищах со всего мира. Здание Матенадарана сооружено в 1958 году на холме в центральной части Еревана и его видно издалека. К нему ведёт широкая лестница. Перед входом в Матенадаран возвышается огромная фигура сидящего в кресле Месропа Маштоца и указывающего одной рукой на стену с изображением созданного им алфавита. Другая его рука простёрта вперёд. Перед ним на коленях один из его учеников, смотрящий на своего учителя. Позади фигуры Маштоца высечена фраза из «Книги притчей Соломоновых» – «Чтобы познать мудрость и наставления, понять изречение разума…». Слова этой фразы были первыми словами, записанными на армянском языке с помощью созданного Маштоцем алфавита. Несколькими ступеньками выше памятника создателю армянской письменности, на широкой площадке справа и слева от входа в здание стоят историограф Мовсес Хоренаци, правовед и баснописец Мхитар Гош, поэт Фрик, художник Торос Рослин, математик и астроном Анания Ширакаци, философ Григор Татеваци.
Войдя в помещение Матенадарана обращаешь внимание на мозаику и фрески с изображением исторических сцен в залах первого этажа и вдоль лестницы, ведущей на второй этаж.
Сегодня Матенадаран – крупнейший Научно-исследовательский Институт древних рукописей. Его сотрудники и сегодня ведут кропотливую работу по восстановлению древних текстов. Работа эта приводит иногда к открытиям мирового значения в деле изучения истории древних цивилизаций.
За пределами Матенадарана, имеется около 4,5 тысяч армянских древних рукописей, хранящихся в иерусалимском патриаршестве. Чуть меньшее количество рукописей хранится в монастыре св. Лазаря (Венеция. Италия). Крупные коллекции древних рукописей имеются также в Вене (Австрия) и Исфагане (Иран).
Среди сокровищ Матенадарана есть книга, написанная в конце XII века, имеющая удивительную историю. Называется книга «Проповеди». Размером 70X55 см. и весом около 30 кг., книга содержит в себе около 600 страниц. Все страницы из телячьей кожи отличной выделки. Книга написана в Тароне – одной из провинций Великой Армении. В год её написания Тарон очередной раз подвергся нападению иноземцев. Владелец книги был убит, а книга попала в руки судьи-иноверца – кади. Монахи Муша (крупный город Тарона) выкупили у кади книгу и долго, в течении почти 700 лет, хранили её в качестве драгоценной реликвии в одной из церквей Муша. В трагические дни 1915 года, когда в Западной Армении совершался геноцид армянского народа, две хрупкие женщины спасли от уничтожения драгоценную рукопись. Рискуя жизнью, они отправились с тяжёлой ношей в далёкий путь. Для снижения риска потерять книгу, они разделили её на две части и разными путями направились в сторону Эчмиадзина. Какие препятствия возникали на их пути нам не известны, но часть книги была доставлена в Армению в 1918 году, а другая половина, спустя долгое время нашлась в районе города Эрзерум (Турция). Обнаружили её случайно, проводя земляные работы во дворе армянской церкви. Сейчас обе её части заняли достойное место среди сокровищ Матенадарана.
Среди сокровищ Матенадарана – переводы на армянский язык известных всему миру авторов, таких как Аристотель, Дионисий Фракийский и других, причём есть переводы таких трудов, оригиналы которых исчезли в силу каких-либо обстоятельств с лица земли. Назовём несколько таких переводов, имеющих огромное значение для мировой философской, историографической и многих других наук. Это трактат «О природе» Зенона, «Толкование Пятикнижия» Филона Александрийского, «Хроники» Евсея Кесарийского и т.д., кстати из перевода труда последнего мир узнал о египетском учёном-жреце Манефоне и его труде «Хроники», в одной из части которого тот описывает, опираясь в свою очередь на древнеегипетские источники, период нашествия племени гиксоссов на Египет в конце XVIII века до нашей эры, что послужило ещё одним доказательством для гипотезы, выдвинутой армянским учёным С. Айвазяном о генетической связи гиксоссов с Армянским нагорьем.
Основной фонд Матенадарана составляют труды собственных армянских мыслителей древности. Почётное место среди фолиантов занимают сочинения армянских философов, поэтов и учёных средневековья Езника Кохбаци, Давида Анахта (Непобедимый), Григора Магистроса, Анания Ширакаци и других.
Путешествуя по залам Матенадарана можно до бесконечности рассказывать о несметных сокровищах народной мудрости и знаний, хранящихся здесь. Многие рукописи ещё ждут своих исследователей. Но это тема отдельной книги.

Секрет ПЯТЬДЕСЯТ ПЯТЫЙ:Цицернакаберд. Каждый год, в конце апреля в столицу современной Армении съезжаются тысячи армян из разных уголков мира. Все они приезжают сюда отдать дань памяти жертвам одного из чудовищнейших преступлений против человечества – геноцида армянского народа в конце XIX начале XX веков. Тогда от рук религиозных фанатиков было вырезано (погибло) более 2 миллионов армян, проживающих в Западной Армении, волей судьбы оказавшейся в пределах территории турецкого государства. В наши дни, ежегодно, 24 апреля, весь армянский народ вспоминает те трагические годы. Во всех армянских церквях мира отмечается этот день, как день поминовения погибших в Первой Мировой войне. В этот день, в Ереване, под звуки величественной музыки Комитасса, с цветами и венками в руках, идут сотни тысяч армян, чтобы в глубокой печали преклонить колени перед вечным огнём, зажженным в память погибших в той ужасной бойне. Вечный огонь жертвам геноцида зажжён на, хорошо просматриваемом со всех уголков города, месте – горе Цицернакаберд (Ласточкино гнездо). Здесь, в 1967 году, по проекту архитекторов Акопяна Тарханяна, Хачикяна, Мушегяна, а также инженеров-конструкторов Азизяна и Цагуряна, был воздвигнут мемориал. Само место, выбранное для мемориала, представляло собой бесплодное, каменистое плато. В течении 8 – 10 лет, ценой усилий всего армянского народа, на этом пустынном месте раскинулся тенистый национальный лесопарк, занимающий площадь в несколько десятков гектаров – любимое место отдыха в жаркие летние дни для жителей города. Чтобы создать такое чудо, потребовалось полностью очистить гору от камней, завести тысячи тонн плодородной земли из Араратской долины, насадить сотни тысяч зелёных насаждений и вырастить их. Какие титанические усилия потребовались совершить это, но армянский народ сделал всё, чтобы грядущие поколения армян всегда помнили о своих корнях. Сам мемориал – это обширная квадратная площадь, выложенная базальтовыми плитами, вмещающая одновременно десятки тысяч людей. На одной из сторон квадрата возвышается гранитный обелиск, нацеленный в высь и как бы рассечённый надвое ударом огромного меча. Он символизирует неукротимый дух свободы и уверенность в завтрашнем дне армянского народа, несмотря на роковую разобщённость двух частей его исторической родины. Позади обелиска – глубокое искусственное плато. Широкие базальтовые лестницы ведут к, расположенному на этом плато, мраморному пьедесталу, где, в окружении мощных пилонов (по числу турецких вилайетов – бывших провинций Великой Армении), горит вечный огонь. Он зажжён в память тех людей, которые жили и трудились испокон веков на земле своих предков, вплоть до тех трагических в истории армянского народа дней, когда они погибли от рук жестоких поработителей, в одном из гнуснейших в истории человечества преступлений, известным всему миру, как ГЕНОЦИД.

[b][i][right](отрывок из главы книги В. Унанянца
«Краткая история армянского народа для детей и взрослых… и н
 
 

Смотрите также:

  • Секрет Второй: уважать традиции своего народа
  • Секрет Третий: надо знать и любить свой родной язык.
  • Вардапет Месроп
  • Секрет Шестой: почитать память тех, кто на протяжении веков фиксировал историю нашего народа
  • Карвачар (Кельбоджар), Цар, Дадиванк... – живой укор фанатизму


  •  
     
    Добавление комментария
    Включите эту картинку для отображения кода безопасности
    обновить если не виден код



     
         
     
     
      О проекте | Команда | Написать письмо в редакцию Rambler's Top100 Copyright © Armenian Art Hall. 2009