28 июня, ранним субботним утром, группа паломников - любителей истории армянской церкви, на двух легковушках выехали из Тбилиси в сторону Армении. Цель поездки - посетить две сокровищницы материальной культуры армянского средневековья - Гошаванк и Агарцин. Вэтой группе был и Ваш корреспондент.
Уже в дороге нам настоятельно посоветовали посетить еще и храмовый комплекс конца 12 века - Макараванк, тем более, что находился он не доезжая по пути до Иджевана, всего в 11 километрах от трассы, недалеко от села Арчаджур.
Мы так и сделали и не пожалели. Перед нами открылась величественная картина бывшего пристанища женщин-монахинь. Скрытый от посторонних глаз в лесу, среди пред-альпийских лугов, древний монастырь, несмотря на многочисленные группы туристов, создавал необыкновенную ауру умиротворенности и покоя.
С сожалением покидая это место, многие из нашей группы хотели бы вновь, уже на большее время, посетить его.
Дальше наш путь лежал в монастырский комплекс Гошаванк. Его история такова - разрушенную очередным землетрясением старую церковь Гетик, восстановил Амир-Курд - городской голова Тпхиса (Тифлис 9-10 веков). Это был период вхождения северной Армении в состав грузинского царства и эта область принадлежала грузинским князьям из армянского рода Закарянов. Новая церковь была названа Нор-Гетик. Здесь, впоследствии, был настоятелем, жил и творил великий сын армянского народа - Мхитар Гош, автор судебника и многочисленных басен. После его кончины Нор-Гетик был переименован в Гошаванк. Его скульптура стоит во дворе храмового комплекса, а могила - за пределами, недалеко в горах, рядом с небольшой часовней. Сейчас в Гошаванке идут восстановительные работы.
В близи Гошаванка и тоже недалеко от трассы Иджеван-Дилижан, в горах уютно расположился храмовый комплекс Агарцин - жемчужина армянской средневековой архитектуры.
Описывать его - только зря терять время. Его надо увидеть собственными глазами. Поэтому не буду больше занимать Ваше внимание. Единственно мой Вам совет - не старайтесь уложиться в один день. Желательно эту поездку совершать в два этапа, так как все увиденное настолько значительно, что несколько часов на осмотр всего того, что сотворили руки армянских мастеров и сохранились сквозь века, несмотря на многочисленные набеги и катаклизмы - явно недостаточно.
В данном фоторепортаже представлена коллекция хачкаров, изготовленных такими мастерами средневековья, как Минас, Погос и другие.