Недавно, прогуливаясь по обыкновению по волнам Интернета, наткнулся на такую информацию:
"В Монреале состоялись гастрольные концерты Театра песни и танца «Звезда надежды» из города Чалтырь, расположенного недалеко от Ростова-на-Дону. Театр появился в начале этого века благодаря двум подругам Соне Килафян (руководителю театра) и Елизавете Аведян* (администратору)… "

Вспомнил, что на третьем по счету, Всемирном фестивале армянской культуры «Единая нация – единая культура» в 2008 году одним из ярких музыкальных коллективов, выступления которого запоминаются надолго, несомненно, был как раз театр песни "Звезда надежды" из придонского села Чалтырь Ростовской области (Россия). Честно говоря, я был тогда приятно удивлен – как в современных сельских условиях можно вырастить исполнителей такого уровня?
Впоследствии я неоднократно бывал в этом селе – у меня в соседнем селе Крым, живет друг - бывший полковник Генштаба СССР, но встретиться с Соней, ну, никак не удавалось. То она по делам в Ростове, то она укатила в Москву, то в Армению…
Мне удалось тогда поговорить только с Еизаветой Аведян. И вот опять встреча – увы, опять только на просторах Интернета.
Вспоминая все, что узнал тогда о том, чем живет молодежь Чалтыря, я решил поделиться с Вами, ибо, по моему мнению – это как раз то, что нужно делать нам всем для того, чтобы оставаться по жизни армянами.
Сначала немного истории. Чалтырь – большое село. По количеству людей, живущих здесь оно может сравниться с населением небольшого города – 20-25 тысяч населения. В Чалтыре живут в основном армяне. В селе активно работает краеведческий музей, расположенный в одном здании с Домом культуры и районным отделом культуры.
Из экспонатов и материалов, собранных в музее видно, что корни чалтырцев из средневековой армянской столицы – Ани. Их предки ушли оттуда несколько веков назад в результате многократных нашествий врагов и природных катаклизмов. Сначала в Амшен, потом на нижнюю Волгу, затем в Крым.
После шести столетий в Крыму они нашли пристанище в XVIII веке на этой земле.
До сих пор в их обиходе сохранен язык, на котором они говорили в родной стороне. Конечно, он немного видоизменился во время странствий и принял вид одного из армянских диалектов – амшенский
Здесь достаточно молодежи. Все они говорят на местном наречии, но большинство молодежи не владеет литературным языком, хоть и понимает его. В Чалтыре четыре школы, и только в двух из них преподается армянский литературный язык, как один из иностранных языков.
Кроме языка, им от предков достались их обычаи, обряды, особенности быта, традиции, песни и танцы, которые они бережно хранят.
Здесь проделана огромная работа по воспитанию молодежи. Идея проведения фестивалей-конкурсов "Звезда надежды" зародилась именно в те трудные годы, когда в Чалтыре, как и на остальном пространстве бывшего СССР, царила разруха, разброд и шатание. Большой удачей было приглашение в состав жюри Сони Григорьевны Килафян, которой очень понравилась эта идея.
Участие Сони Григорьевны было, что называется судьбоносным для создания театра. Талантливый от природы человек, прекрасный вокалист, Соня Григорьевна, по разным причинам не имея возможности заниматься профессионально пением, с присущей ей хваткой, взялась за организацию театра и с тех пор является его руководителем.
Не имея консерваторского образования, окончив обыкновенную сельскую музыкальную школу по классу фортепьяно и РИНХ (ростовский институт народного хозяйства, факультет промышленно-экономический, по специальности планирование промышленности), Соня Григорьевна обладает редким музыкальным вкусом и прекрасно разбирается во всех тонкостях национальной культуры

За время существования театра уже сменилось несколько поколений. Некоторые устроили свою личную жизнь, некоторые ушли в бизнес. Но, где бы они ни жили, во Франции, Америке, Армении, не важно где – они никогда не забывают о годах, проведенных в театре и чем могут, помогают ему. Сейчас в театре подрастает новое поколение.
В танцкласс при театре набираются все желающие. Потом, с годами происходит, т.н. «естественный» отбор. Остаются самые талантливые.
А вот с вокалом – тут дело посеръезнее. Кандидаты проходят различные отборочные конкурсы. Затем с победителями занимается профессиональный педагог по вокалу.
Не стесняются они приглашать специалистов и с других регионов и стран. Например, известный всем танец "Шалахо" поставлен хореографом из Тбилиси (Грузия) Светланой Ерицян с которой Соня Григорьевна познакомилась во время Второго Фестиваля армянской культуры в Ереване в 2006 году.
И все это ха счет собственных средств меценатов села, ведь театр "Звезда надежды" не муниципальное образование. Соответственно финансирования из госсредств никакого. А процесс обучения длиться несколько лет. Пока дети маленькие, их обучение частично оплачивается родителями. Когда профессиональное мастерство учащихся студии театра возрастает настолько, что они начинают участвовать в представлениях, то с этого момента все расходы по их творчеству берет на себя руководство театра
Каждый Новый год в театре ставится новая музыкальная сказочная история. Персонажей выдумывают сами или выбирают из известных сказок – "Кадж Назар", "Вечера на хуторе близ Диканки", "Морозко" и т.д. И всегда в них присутствует что-нибудь армянское..
И так во всем. Делают все, чтобы молодежь не забывала свои армянские корни, приобщают ее к армянской культуре, создают им все условия для этого. И знаете – это приносит свои плоды.
Как только въезжаешь в село, уже чувствуется дух армянства. Это проявляется в оформлении фасадов домов, интерьеров кафе и ресторанов. Даже в названии кинотеатра – "Раздан", проявляется стремление перенести сюда кусочек исторической Родины.

На мой вопрос:
"Как вам живется вдали от Армении? Я имею ввиду – чувствуете ли вы себя здесь коренными жителями или до сих пор ощущаете себя как бы в «гостях»? ", отвечают –
"Конечно, мы не в гостях, а у себя дома. Хотя, по правде говоря, когда не в Армении, нас словно что-то тянет туда, но когда приезжаем в Ереван – через неделю хочется обратно…" Вот такой вот парадокс.
Закругляясь, хочу сказать, что думаю надо просто уважать народ, традиции и культуру страны, приютившей тебя в тяжелые годы, при этом знать и любить язык, обычаи и культуру своего народа и таких вопросов – оставаться или не оставаться в этих условиях армянином, не возникнет.
По-моему это и есть искусство оставаться тем, кто ты есть, и неважно, откуда твои корни. И это, мне кажется, касается не только армян.
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
*в заметку монреальской газеты закралась одна несущественная ошибка:
Елизавета Аведян подруга старшей сестры Сони Григориевны Килафян - примечание редакции