
1920-е годы совпадают с существенными политическими и культурными потрясениями в истории армянского народа.
Геноцид армян, совершаемый с 1915 по 1923 годы османскими властями, а также развал Первой Республики Армения и последовавшие гонения советского периода, вызвало огромный хаос в армянском мире. Оставшиеся в живых были рассеяны по всему миру, особенно на Ближнем Востоке. Это общеизвестно.
Образ жизни, нормы и нравы, а также мышление армян, были изменены в соответствии с новыми обстоятельствами. Армянский народ был перемещен. Крестьяне теперь превратились в торговцев, рабочих, или бизнесменов. Моральные ценности изменились. В городе, крестьянин, ведущий когда-то размеренный образ жизни, тяжелый, но привычный, должен был крутиться, чтобы быть успешным. Новое моральное восприятие того, что, чтобы добиться любыми средствами успеха и найти место среди богатых мира сего, было сформировано и стало самоцелью. Возникла новая армянская буржуазия. Наивный и простой характер армян естественно при таких обстоятельствах изменился.
Необходимо было организовать, объединить и поддержать, возникшие в результате геноцида, разрозненные группы армян. Должны были быть приняты меры, которые могли бы повысить унификацию армян и их преемственность. Турок нанес смертельный удар армянской интеллигенции, убив тех, кто обогащал наш народ духовными ценностями. Возникла необходимость воссоздания армянской интеллигенции, которая бы могла развивать социальные концепции, вдохновляющие народ, и привести его духовный мир в порядок.
Кроме того, будущие общественные и культурные деятели должны были быть глубоко образованными.
Школа, язык, литература, образованная и дальновидная молодежь – были существенным фактором в борьбе за сохранение армянской идентичности.
Но и это не все. Было очень важно сохранить армянский язык не только в учебно-воспитательных центрах, но и за пределами классной комнаты, а также внутри семей.

Армянская классическая литература способствовала связи армян с их прошлым и приобщала их к собственной истории, богатой национально-культурным наследием. Эти произведения должны были быть опубликованы и доступны для среднего армянина-беженца.
Язык, литература и образованная молодежь являлись существенными факторами в борьбе за сохранение армянской идентичности.
Сохранение армянской идентичности и культуры была острейшей проблемой, особенно, среди армянских лидеров и интеллектуалов, живущих в арабских странах. Это был жизненно важный вопрос, потому что большие группы армянских общин проживали в Египте, Ливане и Сирии. Они были организованы как религиозные общины.
На Ближнем Востоке функционировало много армянских начальных школ, однако, средних школ в общинах не было. Необходимо было создать Лицей, который мог играть ту же роль, что и семинария Геворкян в Эчмиадзине или Центральная школа в Константинополе
(Стамбуле – прим.ред.).
В середине первой половины прошлого века группа армянских интеллектуалов и активистов, живущих в Египте собрались и обсудили идею создания полноценной средней школы в армянской общине.
Вначале, известный общественный деятель, поэт и педагог Левон Шант вместе с В. Навасардян, представил свой план Николь Агпалян – они в то время руководили школой Богосян в Александрии. "Это хорошая идея", – сказал Н. Агпалян, – А как же деньги? Деньгам не хватает идей, а идеям не хватает денег. Тому, кто с идеями – не хватает денег, а тот, кто обладает деньгами, не хватает идей. Куда ты пойдешь, чтобы получить эти 1000 фунтов? Кто даст вам эти деньги? "

В итоге он поддержал идею создания армянской средней школы, предложив основать культурно-образовательную ассоциацию "Луйс" ("Свет"), которая будет оказывать поддержку такой общинной средней школе, организованную в Египте или в Ливане. Причем, Левон Шант настаивал на том, чтобы сосредоточить все усилия ассоциации только на одной школе и, если бы выбор остановился бы на школе в Египте, то он готов был предоставить школу Богосян, являющейся на тот момент начальной.
Далее, В. Навасардян пытался убедить С. Есаян и доктора Амо Оганджанян – видных деятелей армянской общины в Каире, чтобы они приняли эту идею. В итоге, оба, и С. Есаян и доктор Амо Оганджанян поддержали ее. Вскоре к ним присоединился драматург и театральный режиссер К. Ипегян. После их согласия, Л. Шант и Н. Агпалян приехали в Каир.
Серия дискуссий продолжилась. Помимо вышеупомянутых интеллектуалов, в ней приняли участие другие общественные деятели Египта Минас Хачатурян, Акоп Балекджян, Седрак Балекджян, Гурген Мхитарян и Гарабед Малхасян.
В этой встрече столкнулись сторонники двух направлений дальнейшей деятельности Ассоциации. Л. Шант и Н. Н. Агпалян, по финансовым соображениям, были сторонники поддержания ею одной средней школы, и не думали о расширении этой деятельности.
Напротив, В. Навасардян, д-р А. Оганджанян, С. Малхасян поддерживали более широкую программу. Ассоциация, по их мнению, должна была постепенно увеличивать поле своей деятельности. В дальнейшем они видели перспективу расширения границ функционирования ассоциации до Общенациональной (hАмазгаин), т.е., по всей армянской диаспоре.

В первой половине устава ассоциации описаны цели Общенационального характера: "Целью образования Культурно-Образовательной и Издательской Общенациональной Ассоциации (коротко – " hАмазгаин ") является повышение образования армянского народа через армянский язык и поднятие армянского духа. Для достижения этой цели, организации необходимо было решить три основные задачи:
1. Предоставить возможность новому поколению получить необходимое армянское образование
2. Повысить образования среди взрослого населения диаспоры
3. Научная разработка и публикация арменоведческих трудов
Для решения этих задач, должны быть созданы армянские средние школы и написаны учебники по всем темам для всех уровней на армянском языке. Средние школы должны быть созданы, "…по соответствию с европейскими колледжами и лицеями…". Ассоциация должна поддерживать авторов публикаций по арменоведению. Работы зарубежных и средневековых авторов, относящиеся к Армении и ее народу, должны быть переведены на армянский язык. Древние армянские тексты и рукописи должны быть переизданы.
Первой и наиважнейшей целью являлось воспитание молодого поколения, следовательно, требовало больших усилий и финансовых средств.

Две вещи были необходимы для того, чтобы выполнить эту огромную работу – большое количество экспертных предложений по учебному процессу, литературе и науке, и финансовые средства.
Для популяризации идей hАмазгаин, летом 1928 года Н. Агпалян отправился в Сирию и Ливан. Он провел несколько публичных дискуссий о hАмазгаин и несколько переговоров в более узком кругу.
Л. Шант отправился в Париж с той же цели. Там он встретился с армянской интеллигенцией и обсудил с ними формирование hАмазгаин в Западной Европе, особенно во Франции.
Май 1928 и до конца 1929 года был периодом подготовки, исчерпывающего обмена идеями и распространения новых глав устава hАмазгаин. В этот же период идея создания hАмазгаин получила поддержку партии АРФ-Дашнакцутюн.
Девятью членами-учредителями hАмазгаин стали доктор Амо Оганджанян, Степан Есаян, Каспар Ипегян, Левон Шант, Николь Агпалян, Минас Хачатурян, Седрак Балекджян, Акоп Балекджян, и Гарабед (Саркис) Малхасян.
3 марта 1930 года, мечта открыть первую армянскую среднюю школу воплотилась в жизнь. Армянский лицей (Djemaran) был создан в Бейруте. Директором лицея стал Левон Шант. Годы спустя, в память о его благодетеле, институт был назван Neshan Palanjian Djemaran. Десятилетия спустя, лицей был переименован Melankton и Айк Arslanian Djemaran, во имя своих новых благотворителей.

Присутствие армянского драматурга и театрального деятеля Каспара Ипегяна среди основателей hАмазгаин наравне с достижениями в образовании и издательском деле, способствовало еще и росту сценического движения.
Он был руководителем hАмазгаин в Бейруте. Здесь, в 1931 году, успешно прошла премьера поставленной им пьесы Л. Шанта "Ошин Бейл". В 1934 году, с таким же успехом, Каспар Ипегян поставил свою пьесу "Ара и Шамирам".
В 1941 году им был сформирован театр при ассоциации, целью которого было повышение воспитательной роли армянского театра в сохранении национальной идентичности. В 1942 году была поставлена пьеса "Княгиня павшей крепости" Левона Шанта. Затем были постановки пьес "Мой малыш" (1943), "Старые Боги"(1944) и "Цезарь" (1945).
В 1947 году, после смерти Амо Оганджаняна - первого руководителя hАмазгаин, центральный офис организации из Египта был переведен в Бейрут, к месту основной его деятельности, где была сосредоточена большая армянская диаспора и жили К. Ипегян, Л. Шант (Djemaran),, Н. Агпалян (Djemaran).
Ливанское правительство официально признало hАмазгаин Общенациональной Армянской Образовательной и Культурной Ассоциацией, а его руководителем стал Левон Шант.

Kasbar Ipegian умер в 1952 году. В память о нем, театральная труппа при hАмазгаин была названа в его честь – Hamazkayin Kasbar Ipegian Theater Company и до сих пор несет это имя.
Преемником К. Ipegian в театре был Джордж Саркисян, который в течение 30 долгих лет с большим энтузиазмом служил режиссером и актером. Благодаря его усилиям, ливанская армянская община приобрела здание своего собственного театра. Театр был оборудован в результате пожертвований Акопа Der Мелконяна и назван в честь его благодетеля – Hakob Der Melkonian Theater. После смерти Жоржа Саркисяна театральная компания была вручена Varujan Khedeshian и другие.
Еще в далеком 1931 году был создан орган печати и издательский дом hАмазгаин в Бейруте. Позднее, выполняя волю своего благодетеля, он был назван типографией Ваге Сетяна из hАмазгаин. Сегодня hАмазгаин владеет собственным книжным магазином в Бейруте.
По инициативе Бюро АРФД, было зарегистрировано литературно-культурное периодическое издание журнала "Пакин". Первый номер вышел в январе 1962 года. В конце 1990-х, "Пакин" стал официальным изданием hАмазгаин.
К 1970 году повысился спрос в Диаспоре на учителей, преподающих армянский язык, литературу и историю

Центральный Комитет hАмазгаин инициировал создание исследовательского института для изучения арменоведения. Был сформирован определенный комитет в составе Гарегина епископа Саркисян (который впоследствии стал Католикосом Дома Киликийского, а затем Католикосом Всех Армян), Ваге Setian, Грач Dasnabedian, Шаварш Torigian, Ваге Oshagan и Ерванд Pamboukian.
На основе учебной программы, разработанной этим комитетом, Общенациональный Высший Институт арменоведения начал свою деятельность в 1974 году с 15 студентов.
Гражданская война в Ливане прервала большие надежды на проект. Только в 1979 году возобновилась учеба в Институте. В 1983 году институт представил свой первый выпускной класс – 21 студент, которые завершили четырехлетнюю программу обучения.
В конце 2002-03 учебного года число его выпускников увеличилось до 146. Из-за отсутствия финансовых средств и небольшого числа кандидатов, Институт перестал функционировать в 2005 году
В течение десятилетий, Институт делал постоянные усилия, чтобы служить своей миссии. Он создал молодую и динамичную среду педагогов, редакторов и преданных своему делу профессионалов, которые заняли руководящие должности в различных армянских национальных учреждениях в Ливане и в других местах.

На протяжении многих лет различные культурные мероприятия разработаны на региональном уровне. Начиная с 1960-х годов, из-за подвижности армянских общин и расширения армянской диаспоры органы hАмазгаин стал распространяться в странах Европы, Северной и Южной Америки, а также в Австралии. Учебно-культурное движение расширяется также в Иране, благодаря усилиями дочерней ассоциации "Арарат", и других. Со временем, органы hАмазгаин, функционирующие на той же территории объединились в новые региональные комитеты.
В 1980 году в Марселе (Франция) по инициативе ЦК hАмазгаин был открыт еще один Лицей.
В 1986 году по инициативе областного комитета hАмазгаин и усилиями Arshag и Софи Galstaun, еще одна школа hАмазгаин открыла свои двери в Сиднее (Австралия).
В августе 1990 года было созвано первое общее собрание всех организационных подразделений hАмазгаин мира и избран Центральный Комитет hАмазгаин. На этом форуме было принято новое название ассоциации – hАмазгаин Армянская Образовательная и Культурная Ассоциация, а также открыт ереванский офис организации.
Второе общее собрание hАмазгаин состоялось в сентябре 1994 года, в Цахкадзоре (Dzaghgatsor, Армении).
С 1995 года Центральный Комитет hАмазгаин организовывает летние форумы – сначала в Ливане, а с 2002 года, в Армении.

В сентябре 1998 года, в марте 2002 года и апреле 2006 года состоялись третье, четвертое и пятое общие собрания hАмазгаин в Адма и Айн Сааде (Ливан).
Сегодня головная штаб-квартира hАмазгаин находится в Бейруте.
Свободный перевод из разных источников в Интеренете
.