Секрет СОРОКОВОЙ: у настоящего армянина в минуту опасности проявляются такие черты характера, как мужество, честь и беззаветная храбрость. 
Трагические события конца XIX – начала ХХ веков, как и менее масштабные, но не менее кровавые события нашей недавней истории, привычно воспринимаются большинством в качестве некоего стереотипа.
Жертвенность, заплаканные глаза, поникшие головы, безоружные старики, женщины и дети, голодные изгнанники. Армянская Голгофа, страдающий народ-созидатель. Никто не спорит: все это имело место.
Но за покрывалами скорби и отчаяния упускается из виду самое главное:
никогда в истории армянский народ не был безропотной жертвой. В дни Геноцида практически по всей Западной Армении и в других местах компактного проживания армян были организованы очаги сопротивления.
Государственной машине уничтожения армяне противопоставили мужество, честь и беззаветную храбрость. Героическая самооборона имела место в Сасуне, Муше, Шапин-Гарахисаре, Шатахе, Урфе, и многих других местах. Сражавшиеся показывали примеры невероятной стойкости и отваги, сражаясь буквально за каждый дом.
Вспомним имевший огромное значение для безопасности армянского населения османо-персидского приграничья славный Ханасорский поход 1897 года против курдов племени мазрик, и его героев – Вардана, князя Аргутяна, Никола Думана, Ростома и Христофора Оганяна.
Давайте вспомним первых фидаинов под командованием Арабо, действовавших в 80-90 годы XIX века в Тароне, героическую самооборону Сасуна под руководством Миграна Таматьяна в 1891-1894 годах, антиосманские выступления в Муше, Басене и Хлате в 1895-1896 годах, в Сасуне, Хнусе, Муше, Карине, Тароне и Васпуракане в 1897-1899 годах, и гремевшие на весь Еркир имена Грайра, Мурада, Ахпюр Сероба, Гургена, Ваана, Вазгена, Вардгеса и других гайдуков, сражавшихся с врагом, количественно и материально превышавшем их даже не в десятки – в сотни раз!
Более месяца до подхода русских войск держались защитники Вана, 7 недель – защитники Мусалера. 53 дня продолжалась героическая оборона Урфы, о которой великий ученый и гуманист Фритьоф Нансен сказал: «В Урфе армяне погибли после героической, но безнадежной борьбы. Народ, сражающийся во имя справедливости, в которую он верит, с такой отвагой, как сражались тысячи армянских добровольцев на фронтах Кавказа и Сирии, с полным основанием может отвергать все обвинения в трусости».

Вспомним битвы в Спаханке (ноябрь 1899 г.), Бердахе (1900-1901 гг.), Чоршене (1901), при монастыре Аракелоц (1901). Вспомним героическую самооборону Сасуна в 1904 году, когда двести фидаинов под командованием Вагана, Грайра, Андраника и Геворга Чауша и восемьсот крестьян-добровольцев в течение двух с половиной месяцев (! – П.) сражались против 14 батальонов 4-го турецкого армейского корпуса и семитысячного иррегулярного конного отряда гамидие.
Вспомним битвы в Муше в мае-июле 1904-го, Куравуйрское и Шамирамское сражения в июле того же года, Карское и Алваринджское сражения 1905 года и Сулухскую битву в мае 1907-го отряда под командованием Геворга Чауша…
Вспомним неравную борьбу наших героических соотечественников, вернувшихся в Киликию, в 1919-1922 годах, о каждом эпизоде которой можно и нужно рассказывать с восхищением. Это и длительная оборона Мараша, начавшаяся, опять же, с турецкого ультиматума в адрес французской администрации с требованием удалить из города армянских легионеров-добровольцев (что, в итоге, и было выполнено – П.), и кульминация этой трагедии, когда забаррикадировавшиеся в церкви Сурб Аствацацин 50 бойцов и 2 тысячи беженцев в течение 8 дней сдерживали атаки вооруженных до зубов отрядов разъяренного врага, но так и не сдались.

Это и героическая оборона 6-тысячного Аджна. Защитники города, полностью отрезанные от внешнего мира, в течение 7 месяцев (! – П.) сдерживали осаду кемалистских войск и, в конце концов, пали под ударами вражеской артиллерии. Только отряду из 378 бойцов удалось прорвать осаду и с боями достичь Джейхана и Аданы.
Это и длительная самооборона Урфы и Айнтаба, позволила жителям этих городов избежать резни, хотя, позднее, и они были вынуждены навсегда покинуть родной край. Это о них писал президент американского колледжа Джон Мэррил: «В период самообороны армяне выявили большие способности, находчивость, мужество. Не имели пороха - нашли пути его изготовления. Не имели снарядов – смогли изготовить их. Не имели патронов – добились их производства. Они даже отлили две пушки».
И сегодня, в канун наших траурных дат, хотелось склонить голову не только в память безвинных жертв Геноцида, что мы делаем всегда, но и в память тех, кто в труднейших, а порой и просто безнадежных условиях отстаивал священное право армянина жить, трудиться и растить детей на своей родной земле. Отстаивал с честью и невероятным мужеством.