Сделать стартовойДобавить в избранное
 
 
 
 
Мы армяне Гость номера Армянский бренд Это интересно Панармянские форумы Кулинарная Армения Вопросы и ответы
 
   
 
СЕКРЕТ 73

СЕКРЕТ 73...От Карена Кочаряна: "...никогда не забывайте слова нашего великого поэта Егише Чаренца - "...Наша сила в единстве..."
 

показать все статьи

 
     
 
   
 
Сингапурские чудеса армян

Сингапурские чудеса армян...За два столетия летопись острова и история армянских поселенцев настолько тесно переплелись между собой, что в пятидесятую годовщину независимости Сингапура символы армянского наследия небольшой общины были включены в праздничные мероприятия этой страны...
 

показать все статьи

 
     
 
   
 
НЕСГИБАЕМЫЙ АРЦАХ/Ашот Бегларян

НЕСГИБАЕМЫЙ АРЦАХ/Ашот Бегларян...Ашот Бегларян – помощник президента НКР, писатель, журналист, член союзов писателей Нагорного Карабаха и Армении
 

показать все статьи

 
     
 
   
 
Гимн СССР и Москвы: армянский след

Гимн СССР и Москвы: армянский след...Фамилии с окончанием на «...ян» встречаются при изучении истории гимна Москвы и СССР...
 

показать все статьи

 
     
 
   
 
Некоторые программы Министерства Диаспоры Республики Армении на 2017 год

Некоторые программы Министерства Диаспоры Республики Армении на 2017 год..."Ари Тун", Летняя школа "Спюрк", фестиваль "Поем песни Комитаса" и другие мероприятия, организованные Министерством Диаспоры Республика Армении в 2017 году...
 

показать все статьи

 
     
 
   
 
Сыр и мороженое в домашних условиях. Полезные советы...

Сыр и мороженое в домашних условиях. Полезные советы......Молоко, сметана, лимон и немного времени для вкусного и полезного домашнего сыра...Мороженое за 3 минуты плюс время на заморозку, по вкусу не уступает пломбиру...15 продуктов, которые не только помогут вам укрепить память, но и заставят ваш мозг работать более быстро и также регенерировать костную ткань.
 

показать все статьи

 
     
 
   
 
 
Приемная консулаДобро пожаловать в Приемную Консула Республики Армения в Грузии. Здесь Вы можете задать вопрос по любой, волнующей Вас, теме, связанной с консульскими услугами и, заполнив форму, направить электронное послание в адрес нашей редакции.
 

войти в приемную

 
     
 
   
 
Апостолы атомного века - Киракос Метаксян, Самвел Кочарянц, Артем Алиханов и другие

Апостолы атомного века - Киракос Метаксян, Самвел Кочарянц, Артем Алиханов и другие...Нам остается неотъемлемое право гордиться тем, что все эти действительно выдающиеся люди – наши соотечественники, тем, что в их жилах текла армянская кровь...
 

показать все вопросы и ответы

 
     
 
   
 
Европейские армянские игры-2017 в Женеве
 
Европейские армянские игры-2017 в Женеве
показать все репортажи
 
     
 
     
 
 
Хемшилы - армяне из Амшена
 
 
Мы армяне
 
   
Как всегда, пробираясь сквозь "лабиринты" Интернета в поисках интересного материала, случайно натолкнулся на статью об амшенцах, о которых знал только понаслышке. Развивая данную тематику и переходя от сайта к сайту строка поисковика вывела меня на интересную запись беседы представителя Voskanapat.info с соотечественником из Амшена. Данное интервью показалось мне познавательным и заслуживающим внимания. дочитав до конца, я предлагаю его Вашему вниманию, без каких-либо купюр или замечаний. Пусть у каждого, прочитавшего сложится свое мнение.

***

Хемшилы - армяне из АмшенаПроцесс Миацума еще не завершен
15.02.2012

Интервью Voskanapat.info, ставшее возможным при активном содействии сайта ArAcH.do.am, с проживающим в Амшене соотечественником, Ялмазом ХЕМШИНЛИ.

Мы не стали подвергать сомнению некоторые цифры и сведения, озвученные нашим собеседником, ибо главная мысль данного интервью заключается в неоспоримости общности происхождения армян, живущих в Армении или диаспоре, и амшенцев, неотъемлемой частице армянского народа. Амшенцы такие же армяне, как ширакцы и сюникцы, лорийцы и двавахкцы, арцахцы и котайкцы. У нас одна и та же кровь, те же гены. У нас общее происхождение, общее прошлое и, мы в этом уверены, общее будущее. Послушаем, что думает по этому поводу амшенский армянин Ялмаз Хемшинли.


- Расскажите про жизнь амшенских армян Турции. Чем они занимаются, как адаптированы в общество?

- Амшенские армяне участвуют во всех сферах жизни Турции, включая политику, культуру, телевидение, спорт и так далее. Большая часть амшенских армян проживает на северо-востоке Турции (данный регион в Турции именуется как Hamşen (Амшен) более 75% населения которого составляют этнические армяне (хемшилы).

В Амшене проживают также лазы, турки, греки и т.д. Стоит особо отметить, что турецкие официальные данные систематически занижают данные о хемшилах, при этом они называют хемшилов «частью турецкого общества», то есть турками, что не только является неправдой, но и оскорбляет наше национальное достоинство.

Да, большая часть хемшил исламизирована, но этот совсем не значит, что мы лишились национальной идентификации. Среди хемшил и сегодня есть люди, возвращающиеся к Христианству, меняющие мусульманские имена на армянские и общехристианские.

Еще больше хемшилов остаются привержены исламской религии, но дома молятся на армянском языке.

Хемшилы - армяне из АмшенаВ Турции этническими армянами Амшена сняты несколько фильмов на хемшильском диалекте. Наиболее известными из них являются «Momi» («Бабушка»), был снят в 2000 году, а также «Осень» («Sonbahar»). Кроме названных, есть и много других фильмов, снятых хемшилами.
Есть немало известных певцов – Гёкхан Бирбен (Gökhan Birben), Кязым Коюнджу (Kâzım Koyuncu), Сурен Алчин (Suren Alçin), Мурат Ферихоглу (Murat Ferihoğlu), Ченк Ташкан (Cenk Taşkan) и многие другие. В 2005 году вышел в свет первый альбом - «Кто это? — Песни амшенцев» (Vova? — Hamşetsu Ğhağ) – вобравший в себя исключительно народные песни, исполняемые в основном на хемшильском диалекте армянского языка.

- Существуют ли в Турции, в частности, в Амшене, межнациональные проблемы?

Хемшилы - армяне из Амшена- В Турции очень большие межнациональные проблемы. Со второй половины 19 века и до двадцатых годов прошлого века остро стоял Армянский вопрос, а теперь Турция сильно озабочена Курдским вопросом.

Представителям нацменьшинств жить в Турции не легко, особенно армянам, грекам, арабам, курдам, то есть народам, имеющим исторические основания на жизнь в Турции (автохтонные народы), в отличие от тюрков (турок). В Конституции Турции, статья 66, написано, что каждый гражданин Турции является турком, именно поэтому согласно официальным данным переписи, свыше 90 % населения Турции составляют турки.

В самом Амшене жизнь для хемшилов, благодаря компактному проживанию и изолированности региона, достаточно терпима. Возможно, поэтому в последнее время турки пытаются проникнуть в наш регион и развить у нас туризм. В Амшене также проживает много лазов (исламизированных грузин), у которых с армянами вполне дружеские отношения. Немало также греков-мусульман (урумов) и понтийских греков, отношения которых с хемшилами можно назвать братскими.

- Каково примерное количество армян в таких городах как Трабзон, Орду, Ризе, Хопа, Хемшин и в остальной Западной Армении?

- Конкретных данных не может дать никто, так как в Турции, вследствие известных исторических событий, очень много скрытых армян среди турок, курдов, арабов и других народов. Согласно официальным данным, в Турции проживают 150-200 тысяч армян (в основном, в Стамбуле) и хемшилы, которых они называют турками. Однако у нас другие данные, согласно которым в Турции проживают минимум 7 миллионов армян (хемшил, скрытых армян, крипто-армян и стамбульских армян), то есть это самый минимум численности армян в Турции. Конкретнее могу сказать о северо-востоке Турции (турки называют этот регион Hamşen – Амшен).

Данный регион представлен в Турции 7 илами (областями): Артвин (Artvin), Орду (Ordu), Трабзон (Trabzon), Ризе (Rize), Байбурт (Bayburt), Гюмюшхане (Gümüşhane) и Ардаган (Ardahan), также северные части илов – Эрзерум (Erzurum) и Карс (Kars). Общая площадь – 45 тысяч км2, население – около 5 миллионов человек.

Национальный состав по всему Амшену:
1. Хемшилы - 76,5% (3 миллиона 820 тысяч человек)
2. Лазы - 15% (750 тысяч человек)
3. Греки - 3,5% (180 тысяч человек)
4. Другие (турки, курды, русские....) - 5% (более 250 тысяч человек)

А вот как расселены хемшилы по илам Амшена :
1. Орду - 66% (787 тысяч человек)
2. Артвин - 90% (280 тысяч человек)
3. Ардаган - 67% (349 тысячи человек)
4. Ризе - 78% (570 тысяч человек)
5. Байбурт - 97% (296 тысяч человек)
6. Гюмюшхане - 86% (388 тысяч человек)
7. Трабзон - 64 % (850 тысяч человек)

Хемшилы - армяне из Амшена- Простите, но приведенные цифры, будем говорить прямо, не представляются реальными. Откуда такие точные источники?

- Перепись (или опрос) проводилась мною лично, а также моими знакомыми (в общем, пара сотен человек). Начали мы в 2008 году, а закончили в 2010. Проводить какие-либо опросы в Турции очень тяжело, они считаются незаконными. Кроме того, отвечают не все, потому что многие боятся последствий. Цифры не конкретные, а лишь приблизительные, но, в общем, они довольно точно отражают действительность и наши данные.

- Каково отношение армян Турции к Армении, Арцаху и диаспоре?

- Отношение большинства хемшил к армянам братское, так как мы – один народ, но есть и уже сильно тюркизированные личности, или люди, которые, слыша как отзываются о хемшилах армяне Армении и диаспоры, крайне негативно относятся к слову еrmeni (армянин) и просят, чтобы их называли hemşinli (хемшилы). Стоит за это поблагодарить отдельных личностей среди армянского народа, которые делят наш народ.

В Советское время (в конце 1980-х) группа хемшил из Средней Азии, а также из Турции и Грузии (Аджарии) просили переселить их в Армению (по зову крови), но им было в этом отказано руководством Арм.ССР.

По поводу освобождения Арцаха. Хемшилы полностью поддерживают своих братьев армян, даже были созданы группы, которые должны были направиться в Степанакерт, для помощи, но турецкое правительство закрыло границу, а руководителей данных группировок посадили. Их имена всем в Амшене известны: Мехмет Чинай (Mexmet Çinai), Юсиф Салтиноглу (Yisuf Saltinoğlu), Бибен Шевкетоглу (Biben Şefketoğlu), Ахмет Суреноглу (Axmet Surenoğlu), Янис Сурени (Yanis Sureni) и другие.

- Подвергались ли армяне-мусульмане уничтожению, притеснению в Турции?

Хемшилы - армяне из Амшена- В 1461 году Амшен был захвачен турками. После османского завоевания на протяжении XVI—XVIII веков значительное число амшенцев было вынуждено к принятию ислама, однако им удалось сохранить свой язык и культуру. Исламизированные амшенцы (хемшилы) долгое время не преследовались турецкими властями. В XIX веке хемшилы населяли причерноморское побережье Османской империи.

Амшенцы, не принявшие ислам, в большинстве своём переселялись в западную часть Понта: в Трабзон, Гиресун, Орду, Самсун, на запад Турции (Адапазары, Болу и др.), а позднее также на черноморское побережье Российской империи.
Лишь в отдельных районах Амшена, например, в местечке Елиовит, сохранялось христианское население. В начале XX века, в связи с Геноцидом армян и войной за независимость Турции (Вот как идеология может извратить историю. – Voskanapat.info), большинство спасшихся амшенцев-христиан Турции эмигрировало в поселения на территории России.
Группа амшенцев из Адапазары, согласно некоторым источникам, нашла убежище в Армении.

Стоит отметить также, что хемшилы-мусульмане, во время Геноцида армян помогали своим братьям армянам и сражались против турков.

В 1878 году по Сан-Стефанскому мирному договору в состав Российской империи вошел Батумский округ, на территории которого располагались двенадцать хемшильских сел.
25-26 ноября 1944 года хемшилы вместе с греками, курдами и турками были депортированы, как «неблагонадежное население», из Аджарии в Киргизию и Казахстан.

16 января 1970 года на северо-востоке Турции (Хопа, Артвин, Орду) вспыхнуло восстание хемшил, погибло более 1000 человек, а лидеров группировок арестовали. Восставшие требовали автономии, а также признания их как части армянского, а не турецкого этноса.

В 1982—1984 годах 22 хемшилские семьи переехали из Киргизии в Апшеронский район и, примерно в это же время, вместе с первыми семьями турок и курдов — в станицу Пшехскую Белореченского района Краснодарского края. Межнациональные конфликты в Средней Азии подтолкнули в 1989—1990 около 200 хемшильских семей из Киргизии бежать в Краснодарский край.

Хемшилы - армяне из АмшенаВ конце 1980-х хемшилы Казахстана направили петицию правительству СССР с просьбой разрешить им переселиться в Армению. Однако их просьба была отвергнута Москвой ввиду опасений, что переселение мусульман в Армению может вызвать конфликт с христианским населением.

В мае 1992 года в связи с военными действиями на границе между Арменией и Нахиджеванской автономной республикой возникла угроза военного вмешательства Турции в конфликт. В ответ на это были созданы хемшильские группировки, численностью более 200 тысяч человек, которые пригрозили вмешаться в Карабахский конфликт на стороне Армении, а также, вместе с курдами, начать восстание в Турции. В 1993 году Турция в одностороннем порядке блокировала границу с Арменией.

- Как относятся турецкие армяне к сегодняшней политической элите Турции?

- Исходя из предыдущего вопроса, думаю, всем ясно, как относятся хемшилы к власти. Данная власть не имеет влияния на востоке и юго-востоке Турции, так как там пользуется авторитетом прокурдская партия «Демократического общества», и не действует на северо-востоке (Амшен), но формально там властвует умеренно исламистская консервативная партия «ПСР». Чтобы убедиться в сказанном, предлагаю вам посмотреть данные видеозаписи, которые подтвердят мои слова: 1) Хемшилы Хопы протестуют против Эрдогана, убиты двое охранников. 2) Артвинцы солидарны с армянскими братьями из Хопы.

- Делается ли что-то для налаживания связей между Республикой Армения и армянами Турции? Считаете ли вы, что нужно больше работать в этом направлении?

- В Амшене на протяжении нескольких веков делается всё, чтобы сохранить свою армянскую идентификацию. Хемшилы не ассимилировались, хотя были разные методы со стороны турецких властей, которые продолжаются и по сей день.

Хемшилы - армяне из АмшенаВ Армении особо на тему Амшена не говорят, лишь отдельные личности посещают иногда наш регион из Армении и диаспоры, но у правительства Армении нет интереса к данному региону, зато этот интерес появляется у соседа Армении – Грузии, которая уже объявляла несколько раз северо-восток Турции историческим регионом Грузии, а хемшил – тюркизированными и исламизированными грузинами.
Стоит при этом отметить, что прямого территориального вопроса к Турции они не предъявляют, так как у них вполне хорошие отношения с ними (политические и экономические), а разрушать это всё из-за придуманного ими же мифа они не хотят.

В общем связь почти отсутствует, естественно, хочется, чтобы в Армении начали больше интересоваться данным регионом, так как хемшилы – это армяне, а Амшен – земля армянского народа.

- Совпадает ли ваше мнение с мнением большинства амшенских армян в Турции?

- Наше мнение совпадает с мнением большей части хемшил (более 90%), мы так говорим, так как живём здесь, всё видим и слышим своими глазами и ушами. 10 % хемшил, которые называют себя турками, это уже ассимилированные и тюркизированные армяне, которые живут вне Амшена, на западе Турции, в Киликии или же во внутренних районах, также к этим 10 % можно отнести хемшил, которые негативно относятся к армянам вследствие определенных обстоятельств, которые были указаны в предыдущих вопрсоах.

К сожалению, ни для кого не секрет, что среди «Milliyetçi Hareket Partisi» и Ergenekon (ультраправые националисты Турции) немало этнических армян, а именно хемшил. К примеру о своих хемшильских корнях заявлял лидер организации «Эргенекон», члены которого убили Гранта Динка, генерал в отставке - Veli Küçük (Вели Кучук).

Хемшилы - армяне из АмшенаНо в целом еще раз скажу, что более 90% , а это абсолютное большинство хемшил, мнения которых совпадают с нашим, полностью солидарны с нами. Однако важнее, чтобы нас приняли наши братья по ту сторону границы, как своих братьев АРМЯН, ведь кровь важнее всего.

- Спасибо, было очень интересно. Спасибо что вы есть!

- Вам Спасибо, надеемся, что это интервью донесет до всего армянского народа, что МИАЦУМ ещё не завершен.

***

В завершении от своего имени хочу сказать, что не со всеми высказываниями в данной статье согласен, и тем не менее..., как говорили мудрецы в старину: "...Не торопитесь осуждать кого-либо или возносить его до небес. Рискуете ошибиться..."

P.S.
Фотографии взяты у пользователя, зарегистрированного на форуме сайта http://miacum.ru/forum/politics/armenia/2883 под именем Bigoss
 
 

Смотрите также:

  • Как относятся армяне к армяннам-мусульманам
  • Армянские церкви в Турции
  • Армяне в Абхазии
  • Армяне в Бельгии - вчера и сегодня
  • Закон, принятый во Франции Национальным собранием и одобренный Сенатом, изменит мир


  •  
     
    #1 написал: Arm5 (30 апреля 2015 01:30)
    как же достали уже статьи о этих амшенцах и хемшилах , какие они армяне , да армян скрытых в турции полным полно исламизированных но никак не хемшилы , каким же надо быть слепым чтобы говорить о том что они хемшилы и амшенцы это армяне , язык у них от армян , но не кровь не раса не внешность вовсе не армянская ,внешне они типичные западные кавказцы и антропологически они относятся к понтийской расе , а на счет самого их происхождения то вот от исследователя. Иные проекции по этой проблеме представлены в статьях английского исследователя Э.Брайера. Он предполагает возможную культурную связь предков хемшилов с чанами (tzan), часть которых была, вероятно, арменизирована в районе Пархара в VII–XI веках Багратидами Испира (Bryer, 1988. Р.167). В одной из них Брайер делает предположение о том, что хемшилы могут быть по своему культурному и историческому происхождению связаны с народом, который называется «чаны», или в греческом произношении «дзаны». «Чаны», в отличие от «лазов», исчезают полностью как этническая группа уже в средние века. Брайер делает лишь предположение, что эта группа была ассимилирована на фронтирной зоне Трапезундской империи. Хемшилы, возможно, одна из этнических групп, которая продолжает хозяйственный уклад жизни, обычно приписываемый «чанам» в ранних источниках (Bryer, 1988. Р.174—175).
     
     
    #2 написал: Ararat (13 ноября 2015 16:11)
    Статьи о хемшилах достали, это кто заявитель … может достали статьи обо всех армянах.
    ВО ПЕРВЫХ- у хемшилах сохранились основные культурообразующие компоненты – АРМЯНСКИЙ ЯЗЫК И АРМЯНСКОЕ САМОСОЗНАНИЕ позвольте напомнить, что раса-это биологическое определяющее (представители одной биологической расы могут представлять совершенно разные культуры (язык, религия и др.), а культура- это- компонент социальной интеракции и сотрудничества , которое обеспечивает функционирование социума. Рассуждая о хемшилах или точнее говоря об амшенцах, прежде всего надо помнить, что при условиях чудовищной дискриминации, зажатие в тиски, сохранили АРМЯНСКИЙ ЯЗЫК И АРМЯНСКОЕ САМОСОЗНАНИЕ, который лишний раз подтверждает, что это не народ проходимец, который меняется как хамелеон, за короткие промежутки времени (условия при которых, чаны «превратились» в армян были куда либеральнее, чем условия при которых эти «чаны» после преобразования превратились бы в турок( а чаны жили и живут отдельно от армян и сейчас и раньше).

    ВО ВТОРЫХ- о вопросе, что язык у них от армян , но не кровь не раса не внешность вовсе не армянская ,внешне они типичные западные кавказцы и антропологически они относятся к понтийской расе. Наверное поспешил господин Брайер, давая характеристики антропологическому типу армянского населения «кавказского следа» приписывать ко времени конца империи Византия, это явление куда древнее, чем эта короткая эра превращения или перевоплощения, и датируется II-I тыс. д.н.э., а именно в вопросе урартийцев (хурритов), которые тоже относятся к той же кавказской расе, которые тоже стали составляющим элементом армянской нации. О вопросе происхождении армянского этноса Биатровский пишет(сразу скажу здесь вопрос не стоит о количественных и качественных характеристиках социальнообразующих элементов):
    «являются ли армяне прямыми биологическими потомками населения(хурритов, хеттов, лувийцев, урартов) обитавшего на Армянском нагорье со времени позднего неолита- раннего бронзового века, то на него можно ответить только однозначно: ДА, являются ли армяне…»
    В своей истории армянский народ исповедовал несколько религии (культ солнца, язычество персов, христианство (монофизиты, халкедониты, католики ), но постоянно придерживался одной трудной, но весьма устойчивой парадигмы: всегда не терял свой ЯЗЫК и САМОИДЕНТИФИКАЦИЮ.

    Большой привет и искренне добрые пожелания от меня и от моей РОДИНЫ-ДЖАВАХКА. И пусть поможет нам БОГ (ЛЮБОЙ НАШ) !

    С уважением, Арарат Тер-Саакян
     
     
    #3 написал: Kaydi (22 мая 2016 02:51)
    Информация удалена из-за несоответствия формату журнала - комментарии коммерческого характера недопустимы
     
     
    Добавление комментария
    Включите эту картинку для отображения кода безопасности
    обновить если не виден код



     
         
     
     
      О проекте | Команда | Написать письмо в редакцию Rambler's Top100 Copyright © Armenian Art Hall. 2009