Сделать стартовойДобавить в избранное
 
 
 
 
Мы армяне Гость номера Армянский бренд Это интересно Панармянские форумы Кулинарная Армения Вопросы и ответы
 
   
 
СЕКРЕТ 73

СЕКРЕТ 73...От Карена Кочаряна: "...никогда не забывайте слова нашего великого поэта Егише Чаренца - "...Наша сила в единстве..."
 

показать все статьи

 
     
 
   
 
Сингапурские чудеса армян

Сингапурские чудеса армян...За два столетия летопись острова и история армянских поселенцев настолько тесно переплелись между собой, что в пятидесятую годовщину независимости Сингапура символы армянского наследия небольшой общины были включены в праздничные мероприятия этой страны...
 

показать все статьи

 
     
 
   
 
НЕСГИБАЕМЫЙ АРЦАХ/Ашот Бегларян

НЕСГИБАЕМЫЙ АРЦАХ/Ашот Бегларян...Ашот Бегларян – помощник президента НКР, писатель, журналист, член союзов писателей Нагорного Карабаха и Армении
 

показать все статьи

 
     
 
   
 
Гимн СССР и Москвы: армянский след

Гимн СССР и Москвы: армянский след...Фамилии с окончанием на «...ян» встречаются при изучении истории гимна Москвы и СССР...
 

показать все статьи

 
     
 
   
 
Некоторые программы Министерства Диаспоры Республики Армении на 2017 год

Некоторые программы Министерства Диаспоры Республики Армении на 2017 год..."Ари Тун", Летняя школа "Спюрк", фестиваль "Поем песни Комитаса" и другие мероприятия, организованные Министерством Диаспоры Республика Армении в 2017 году...
 

показать все статьи

 
     
 
   
 
Сыр и мороженое в домашних условиях. Полезные советы...

Сыр и мороженое в домашних условиях. Полезные советы......Молоко, сметана, лимон и немного времени для вкусного и полезного домашнего сыра...Мороженое за 3 минуты плюс время на заморозку, по вкусу не уступает пломбиру...15 продуктов, которые не только помогут вам укрепить память, но и заставят ваш мозг работать более быстро и также регенерировать костную ткань.
 

показать все статьи

 
     
 
   
 
 
Приемная консулаДобро пожаловать в Приемную Консула Республики Армения в Грузии. Здесь Вы можете задать вопрос по любой, волнующей Вас, теме, связанной с консульскими услугами и, заполнив форму, направить электронное послание в адрес нашей редакции.
 

войти в приемную

 
     
 
   
 
Апостолы атомного века - Киракос Метаксян, Самвел Кочарянц, Артем Алиханов и другие

Апостолы атомного века - Киракос Метаксян, Самвел Кочарянц, Артем Алиханов и другие...Нам остается неотъемлемое право гордиться тем, что все эти действительно выдающиеся люди – наши соотечественники, тем, что в их жилах текла армянская кровь...
 

показать все вопросы и ответы

 
     
 
   
 
Европейские армянские игры-2017 в Женеве
 
Европейские армянские игры-2017 в Женеве
показать все репортажи
 
     
 
     
 
 
Предводитель епархии Св. Армянской Апостольской Церкви в Грузии Владыка Вазген епископ Мирзаханян
 
 
Гость номера
 
   
«Есть три разряда людей: одни обрели Бога и служат Ему, люди эти разумны и счастливы. Другие не нашли и не ищут Его; эти безумны и несчастны. Третьи не обрели, но ищут Его, это люди разумные, но ещё несчастны.
Земную науку надо понять, чтобы её полюбить, а божественную надо полюбить, чтобы понять её…».

Блез Паскаль (1623-1662) - французский физик и математик


***

Епа́рхия в Христианской церкви — административно-территориальная единица во главе с архиереем (епископом).
В настоящее время в состав епархии Армянской Апостольской Православной церкви в Грузии входят ныне упразднённые Ахалцихская (территории Ахалцихского и Ахалкалакского уездов), Горийская (Кутаисская губерния и Батумская область) и часть Тифлисской епархий (Тифлисская губерния – другая часть епархии, включающую в себя территорию кубанской области, сегодня входит в состав Епархии Юга России ААЦ с центром в Краснодаре ) Эчмиадзинского патриархата Армянской Апостольской церкви времен вхождения Грузии в Российскую империю. Всего в составе этих трех епархий до революции было более 450 действующих церквей. В Тифлисе их было свыше двадцати.


Предводитель епархии Св. Армянской Апостольской Церкви в Грузии Владыка Вазген епископ МирзаханянСегодня гость нашего номера глава епархии Св. Армянской Апостольской Православной Церкви в Грузии Владыка Вазген епископ Мирзаханян. Он любезно согласились рассказать читателям нашего журнала о своей дороге, приведшей к Богу, а также ответить на некоторые вопросы, за что редакторский коллектив приносит ему свое глубокое уважение, выражает почтение и поздравляет с прошедшим днем рождения

***

У каждого своя дорога к Богу – учат нас мудрецы древности. Какую прошли Вы, Владыка?

Родился я в 1965 году 21 июля, в древнем селе Артимед* Эчмиадзинского района Армянской ССР. Мои родители – Аршак Мирзаханян и Люся Сарибекян. Отец закончил аграрную академию, а мать – педагог. Мой отец был искренним коммунистом – честным и порядочным, на первое место ставящим общее дело, а потом все остальное – семья, дети и т.д.

В нашей семье, кроме меня, еще два брата и сестра. Сейчас братья и сестра – люди семейные. У всех есть дети. Братья живут там же в Артимеде, а сестра – педагог, живет в Аштараке. Несмотря на свое высшее образование – сажают арбузы, картошку, зерно, – к сожалению, сейчас мало кто в Армении занимается делом по своей специальности.

Предводитель епархии Св. Армянской Апостольской Церкви в Грузии Владыка Вазген епископ МирзаханянПошел в начальную школу, находившуюся в нашем же селе. Первые три года классным наставником была моя мама. Она была очень строга с учениками, особенно со мной. И дома она, нас, своих детей держала в строгости. Иногда, даже, мне хотелось уточнить: когда она мне – мать, а когда – учительница.
Любимые предметы в школе – это история, литература, право.

В раннем детстве я мечтал об офицерской карьере. Я всегда думал, что обязательно стану им. По гражданской обороне в школе я был первым среди остальных учеников. Разобрать и собрать стрелковое оружие, стрелять из него по мишеням с любых положений, произвести разведку местности, шагать строевым шагом по всем правилам строевой подготовки – никто в школе не мог сделать это лучше меня. Позже, уже в армии, во время прохождения курса молодого бойца, мне, наши сержанты, доверили с первых дней службы, помогать обучать строевому шагу моих сослуживцев.

После восьмого класса, в 1980 году, я успешно сдал экзамены в духовную семинарию, но так как туда не принимали без среднего образования, то мне предложили сначала окончить школу.

В 1982 году меня зачислили в духовную академию св. Эчмиадзина. Проучившись два года, в 1984 году пошел в армию, в строительные войска – студентов и выпускников духовных училищ направляли только в строительные части. Служил в Казахстане, на Балхаше-9. Кто служил там, тот знает, что это такое. Для тех, кто не служил, скажу коротко – мы строили объект, покруче Габалинской РЛС в Азербайджане, для войск ПВО страны.

Предводитель епархии Св. Армянской Апостольской Церкви в Грузии Владыка Вазген епископ МирзаханянМои впечатления от службы в армии только положительные. Армия дала мне много знаний. У нас служили представители многих национальностей, но в основном с Кавказа, Средней и Центральной Азии. И это не мешало мне находить общий язык со всеми без исключения – с грузинами, азербайджанцами, чеченцами, таджиками, узбеками, казахами… ну, и т.д.

Бог дал нам, армянам, дар находить общий язык не только с равными себе по статусу, но и среди руководящего состава. Так было и в армии. Благодаря особому складу ума, смекалке, способностях, а также умению строить отношения со всеми, рядовые солдаты-армяне в армии, в основном служили на ответственных местах, связанных с умением вести учет, правильно и рационально организовать любое дело – то ли заведующими на складах, писарями в штабе, бригадирами на стройке и т.д. Не миновала сия участь и меня. Меня приставили присматривать за работой недавно открытой в нашем гарнизоне офицерской и солдатской кафе-чайной. Работа, конечно, не пыльная, но ответственная. Все везде должно было блестеть, и продукты должны были быть свежими. И все это каждый божий день – без выходных и отпусков, почти два года. Но я был доволен, довольны были и мои "братья по оружию", как солдаты, так и офицеры.

В воспоминаниях о тех годах остались богатства озера Балхаш – огромного размера судаки, и степные сайгаки – некрупные антилопы, легкие и подвижные, по облику похожие на овцу с тонкими высокими ногами и небольшими полупрозрачными рожками, из которых солдатские умельцы делали рукоятки к ножам.

Предводитель епархии Св. Армянской Апостольской Церкви в Грузии Владыка Вазген епископ МирзаханянВернулся из армии в 1986 году снова в академию и окончил ее в 1989 году. С тех пор служу Богу.
Первая моя работа на этом поприще была в самом Эчмиадзине. Меня оставили работать в журнале "Эчмиадзин".
В 1991 году меня рукоположили в иеромонахи. С этого года я начал преподавать в духовной академии предметы: "Ветхий Завет", "Новый Завет", "Основы христианства" и "Праздники армянской церкви". Параллельно с преподаванием в академии, работал также в Христианском Воспитательном Центре подготовки учителей воскресных школ.

В 1996 году защитил "вардапетакан" (т.н. – "академическую") диссертацию на тему "Грикор Татевацу "Харцманц" ев "Воскепорик" гркери hайрахосакан ахпюрнер э " ("Первоисточники книг святого Грикора Татеваци "hАрцманц" ("Книга Вопрошений") и "Воскепорик" ("Златочрев")"). После этого, рукой Католикоса всех армян Гарегина I, на алтаре первопрестольного кафедрального собора в Эчмиадзине, был рукоположен в архимандриты.
Сан архимандрита присуждается иеромонахам, которые прослужили несколько лет и защитили диссертацию. Объем диссертации должен был быть не менее 50-ти страниц печатного текста.

В 2003 году, уже будучи руководителем епархии Грузии, я получил сан епископа. Рукоположил меня в этот сан уже Гарегин II

Когда в первый раз почувствовали, что хотите стать слугой Господним?

Мне кажется, что это сидело внутри меня от моих предков – бабушек и дедушек. Правда, священнослужителем был только дед моей бабушки. Остальные – люди глубоко верующие.

Предводитель епархии Св. Армянской Апостольской Церкви в Грузии Владыка Вазген епископ МирзаханянВ детстве моя бабушка приводила меня в эчмиадзинский кафедральный собор. Я помню, то восхищение, с каким наблюдал за таинствами нашей церкви и ее литургиями по праздникам. Во мне внутри все наполнялось чем-то возвышенным. Я повторял, даже не понимая, о чем идет речь, молитвы. Потом дома, когда никого не было, я часто опускался на колени перед небольшой иконой в углу и молился за моих родных и близких.

Рядом с нашим селом в семидесятые-восьмидесятые годы, жил священник тер-Грикор, который служил в Эчмиадзине в церкви Сурб Аствацатин (Св. Богаматери), находящейся недалеко от кафедрального собора. Эго любили все в округе – и взрослые и дети. Не был исключением и я. Это был очень добрый и внимательный человек. Его доброта и вера тоже сыграла немалую роль в моем стремлении стать священнослужителем. Правда, я тогда и не думал об иеромонашестве. Это пришло ко мне позже.

Помню, как, уже после поступления в академию, мне и моим сокурсникам было сложно свыкнуться со строгим распорядком дня и дисциплиной. Мы, ведь буквально, сразу со школьной скамьи перескочили в совершенно другой, незнакомый для нас мир, так и не познав юношеских восторгов жизнью.

Жесткий график – подъем, зарядка, утренняя молитва, завтрак, часы занятий, обед, самоподготовка, вечерняя молитва и отбой. И так – изо дня в день в течении многих месяцев. Времени для отдыха очень мало. Многие из нас не выдерживали и уходили. Остались самые упорные, или, если хотите – самые упрямые, в самом хорошем понимании этого слова. Среди последних был и я. Кстати, эта привычка подчиняться строгому распорядку помогла мне и в армии быстро адаптироваться в первые, самые сложные для новобранца, месяцы службы.

Обычно в таких закрытых заведениях – школах-интернатах, воинских частях, специальных учебных заведениях, и т.д., есть желающие подчинить своему влиянию более слабых, и не редко, силой. У Вас в академии такое происходило?

Предводитель епархии Св. Армянской Апостольской Церкви в Грузии Владыка Вазген епископ МирзаханянДа, признаюсь, были такие случаи, когда кто-то пытался выделиться таким образом, но такие попытки жестко пресекались и академия безжалостно расставалась с такими личностями. Обычно, весь этот процесс заканчивался ко второму курсу. Учебу продолжали только те, у которых желание было только одно – учиться. Расставаясь на летние или зимние каникулы, мы мечтали только о том – скорее бы они пролетели, и мы вновь встретились в стенах родной академии. Это были прекрасные дни.

Вы сказали, что с детства хотели стать офицером. Это говорит о том, что у Вас изначально характер лидера. Идя в академию, Вы хотели стать лидером?

Вы знаете, учась в академии, я и мои друзья-сокурсники, конечно же, думали о лидерстве, только не в том понимании, какое Вы заложили в свой вопрос, а о лидерстве в плане учебы. Все старались быть лучшими на занятиях. И это соревнование шло нам на пользу. Мы старались узнать как можно больше по предметам и удивлять преподавателей нашими познаниями.
Благодаря этой "гонке за лидерством", многие из нас, включая меня, закончили академию с отличием, впоследствии получили архимандритскую степень и сейчас успешно продолжают служить нашей Святой Апостольской Православной Церкви на разных должностях, включая епископских, и даже архиепископских. Причем, это все исключительно благодаря своим личным качествам, своей духовностью, и конечно, призванию. Без него – никуда. А это дается только свыше.

Любимыми предметами во время учебы в академии для меня были история армянской церкви, история армянского народа и "Новый завет".

У нас, в миру говорят: "Плох тот солдат, кто не мечтает стать генералом". Поступая в академию, Вы думали занять когда-нибудь высшую ступень армянской церковной иерархии?

Поступая в академию, не только не думал, но даже не знал, как сложиться моя дальнейшая судьба – у меня всегда перед глазами стоял пример служения Господу нашему в лице все того же настоятеля эчмиадзинской церкви Сурб. Аствацатин тер-Грикора и, конечно же, любимого и уважаемого всеми нами, католикоса Вазгена I. Я всегда старался быть похожим на них, в плане духовности и самоотверженного священнослужения. Поэтому, окончив академию, мы, и в том числе я, не думали о получении каких-то высоких должностей. Нас было мало, и мы просто служили, стараясь быть максимально полезными для нашего общего дела. Мне, например, надо было успевать преподавать в академии по четырем предметам, проводить занятия в Центре с преподавателями воскресных школ, присутствовать и проводить в выходные дни литургии в разных церквях, как в Эчмиадзине, так и за его пределами, вплоть до Вайоцдзора и даже Арцаха. Ко всему этому добавлялись ежедневные утренние и вечерние службы. И это не все – приходилось присутствовать на разных мирских мероприятиях в качестве представителя Эчмиадзина, и т.д . …

Предводитель епархии Св. Армянской Апостольской Церкви в Грузии Владыка Вазген епископ МирзаханянКак бы все успеть и делать это хорошо – вот о чем мы все, в том числе и я, думали, а не о карьерном росте. Все остальное было в руках Божиих.
Я говорил о призвании – ведь это не добиться поставленной цели или желание сделать карьеру, нет – это отдача всего себя служению Богу, церкви и через нее – нашему народу.

По окончании академии перед нами стоял выбор – стать обыкновенным священнослужителем, который после службы идет домой, к своей семье, или стать "черным монахом", отдав себя полностью в услужении нашему Всевышнему.

Признаюсь, для меня и моих трех самых близких друзей это было тяжелым испытанием. Двое из нас, в том числе я, выбрали "черное монашество". Но не потому, что мечтали занять какую-то высокую должность, а по призванию. Для нас, "черных монахов" нет большей чести, чем изо дня в день нести слово Божие людям, а на какой должности – это не важно.

Что самое трудное в "черном монашестве"?

Предводитель епархии Св. Армянской Апостольской Церкви в Грузии Владыка Вазген епископ МирзаханянОтречься от всего мирского, сознательно обрекая себя на одиночество, отказавшись от всех прелестей и горечей семейной жизни. Особенно, когда тебе 25-26 лет. Ты молод и тебе тяжело сдерживать, рвущуюся наружу природу. Но, как говорится в нашем народе: "Ерку лав бан ми тегум чи лини" ("Дважды хорошо в одном месте не бывает " – построчный перевод редактора). Со временем приходит понимание того, что наша семья – это наша церковь и ничего просто так не бывает. В этом наше призвание и предназначение.

В детстве я был очень активным ребенком – любил купаться в речке, шалить с друзьями, драться на улице по всяким причинам и без причины… Но, уже учась в духовной семинарии, я понял на всю жизнь, что решать спорные вопросы можно и другим путем – путем взаимопонимания и взаимоуступок, в мире и согласии, и при всем при этом, оставаясь самим собой – активным и жизнелюбивым.

Духовная академия меняет характер человека, а "черное монашество" дает чувство ответственности перед призванием.

И, тем не менее, Вы, за 14 лет, после выпуска из духовной семинарии, в 38 лет стали епископом, заняв шестую ступень в иерархии Армянской церкви, состоящей, как известно из девяти ступеней

Бог видел мое усердие и направлял меня. Я никогда себя ни с кем не сравнивал, тем более не соперничал. У каждого свой путь, по которому он должен пройти. Вместе с тем, хочу отметить, что не только я, но и многие из моих друзей-однокурсников, получили соответствующие должности и стали епископами, что очень меня радует. Правда, сегодня в ААЦ есть епископы, которым по 33-34 года. Так что я не являюсь самым молодым из всех, когда-либо рукоположенных в этот сан.

Остались ли "белые пятна" в истории армянской церкви?

В основном история армянской церкви изучена, но на данной момент нет единой книги по этой тематике. Есть трехтомник архиепископа Магакии Ороманяна "История армянской церкви", к которому добавлен том, написанный одним из священнослужителей ААЦ – Завеном Арзуманяном. Сейчас он протоиерей (авагаhана) в Лос-Анжелесе.
Но это все же не академическое издание, которого, к сожалению, до сих пор нет. Однако, над этой проблемой работает отдел печати при первопрестольном Эчмиадзине.

Предводитель епархии Св. Армянской Апостольской Церкви в Грузии Владыка Вазген епископ МирзаханянКогда я руководил Центром христианского воспитания, мы издавали много книг, таких как "Праздники армянской церкви", о Новом и Ветхом заветах – как правильно их читать, и другие, причем, не только для учеников и учителей воскресных школ, но и для священнослужителей. Лично я не был автором этих книг, но вместе с ними, редактировал каждую.

Мной написано много статей, а также монография, которая посвящена изучению жизнедеятельности киликийского монаха-архимандрита, богослова XII века Геворка Скевраци. Эта часть истории была в то время малоизученна. Геворк Скевраци был учеником Нерсеса Ламбронаци (т.е. из Ламброна – Киликия). Оба они, вместе с ламбронскими князьями того времени, были, как сейчас говорят, яркими представителями "серебряного века" – века расцвета Киликийской Армении.

Назовите самую интересную и ответственную работу, порученную Вам до назначения Вас на должность главы епархии в Грузии, и насколько Вам она удалась?

После избрания Гарегина II католикосом всех армян – я был тогда руководителем Центра христианского воспитания, меня назначили руководить Арагацотнской епархией, центром которой являлся Ошакан. Это великая честь для любого священнослужителя, руководить такой епархией. Здесь, в церкви Ошакана, как Вы знаете, похоронен наш Великий Месроп Маштоц, Поэтому, с божьей помощью, мы начали реставрационные работы в самом Ошакане, так как в год это место посещают множество людей, и не только из Армении, но и со всех стран мира, отдавая дань уважения памяти о Великом учителе и переводчике.

После нескольких лет службы в Арагацотне, меня назначили руководить епархией в Грузии.

Предводитель епархии Св. Армянской Апостольской Церкви в Грузии Владыка Вазген епископ МирзаханянЯ был в Ошакане. Там небольшая, но очень симпатичная церковь. К сожалению, к могиле Маштоца нас не пустили из-за строительных работ. В фруктовом саду при церкви очень эффектно смотрятся вырезанные в виде хачкаров из цельных кусков туфа буквы армянского алфавита. Говорят это Ваша заслуга. Приехав в Тбилиси здесь Вы также развернули строительную деятельность – капитально отремонтирована, грозившаяся рухнуть церковь Сурб Нор-Эчмиадзин, начинаются работы по ремонту второй действующей церкви в Тбилиси – Сурб Геворк, построен Центр армянской культуры при епархии – "hАйартун", и тд. Как Вы оцениваете вот эту сторону Вашей деятельности?

Во-первых возведении алфавита в виде хачкаров во дворе церкви Ошакан заслуга католикоса Гарегина II. Я участвовал только в благоустройстве и ремонте самой церкви и территории вокруг нее. При мне была высажена на территории Ошаканской церкви специально присланная из Канады трава, которой были отображены маштоцевские буквы
Во-вторых, строить это конечно хорошо. Но, как говорят наши мудрецы – предназначение церкви – строить духовность в сердцах людей. В первую очередь, именно это "строительство" привлекает меня в служении Господу. Наши прихожане, наша паства – вот на кого направлены усилия священнослужителей епархии, включая, разумеется, и меня.

Согласитесь, вы можете построить сколь угодно прекрасных церквей и храмов, но если все ваши усилия будут людям безразличны, или если они не смогут найти в этих строениях защиту, покой и утешение, то все это очень скоро придет в упадок и забвение.

Вы говорили, что у каждого своя дорога к Богу. А существуют ли на этом пути отрезки, одинаковые для всех, т.е. которые обязательно должны пройти все, без исключения?

Во-первых – принадлежность к нации, объединяющая в единый народ. Во-вторых – приверженность к традиционной религии, которой уже более 1700 лет, за принадлежность к которой наши отцы и деды, начиная еще с поля Аварайра, умирали, но никогда не отрекались от нее. Если говорить просто – любой, верующий человек, идентифицирующий себя армянином, должен следовать по пути к Богу по канонам нашей Святой Армянской Апостольской Православной Церкви. Есть, конечно, в этой жизни и исключения. Но, несмотря ни на что, главное – это прийти к Богу.

И еще одно – путь к Богу для каждого из нас никогда не заканчивается. Он все время совершенствуется. И для меня тоже. Сегодня я здесь, а завтра меня могут послать в другое место. И везде я буду служить Ему верою и правдой. Это мой путь и он никогда не кончиться.

Как Вы думаете, за что Бог наказал армян Геноцидом?

Предводитель епархии Св. Армянской Апостольской Церкви в Грузии Владыка Вазген епископ МирзаханянЭто не наказание, а испытание. Мы стали жертвой нового мироразделения того времени. Любой народ, оказавшийся в тот период на нашем месте, подвергся бы тому же божьему испытанию. Недаром греки, ассирийцы, курды-язычники (езиды), проживающие на тех же территориях османской империи, также подверглись убийствам, гонениям, избиениям.

Нашему народу был преподан жесточайший урок, однако, сомневаюсь, что мы извлекли из него пользу и чему-то научились. За это утверждение говорит нынешняя ситуация в Армении и за ее пределами. Тысячи армян покинули и продолжают покидать Армению, вливаясь в многомиллионную диаспору, грозя демографической катастрофой армянской государственности.
К сожалению, мы не всегда разумно и рационально используем имеющийся у мирового армянства финансовый и человеческий ресурс, так как еще не сформирована окончательно единая национальная идея, способная объединить армян во всем мире, в соответствии современным реалиям и новым историческим вызовам.

Что такое – Епархия ААПЦ в Грузии сегодня?

Епархия ААПЦ в Грузии одна из самых древних среди остальных епархий нашей святой церкви. Ее основание восходит к VII веку, когда в 607 году Грузинская Церковь стала автокефальной и приняла решения Халкидонского собора. Появилась потребность создать для духовного служения десяткам тысяч армян, проживающих на территории средневековой Грузии, отдельное церковное пространство – епархию, которая существует до наших дней.
За это время построены сотни церквей, школ, типографий, культурных центров и другие учреждения по всей Грузии, служивих развитию духовности, сохранению культуры и языка в среде армян. Примером одного из таких учреждений может служить Нерсисяновская школа в Тифлисе, открытая при Ванкском соборе в начале XIX века (1824 год) – первое в городе общеобразовательное среднее учебное заведение (существовало до 1921 года). В 1837 году она была преобразована в епархиальную духовную семинарию, которую потом стали называть Нерсисяновской, так как сама школа, откуда все пошло, была создана по инициативе и стараниями патриарха-католикоса Нерсеса V Аштаракеци. Её выпускниками стали более 2 тыс.человек. Одними из первых выпускников школы были Хачатур Абовян и Степанос Назарян. Нерсисяновская семинария стала также местом зарождения современного армянского театра.

Предводитель епархии Св. Армянской Апостольской Церкви в Грузии Владыка Вазген епископ МирзаханянНесмотря на все это историческое культурное наследие прошлого, сегодняшняя многотысячная армянская община и многочисленные армянские организации в Тбилиси и других местах не так патриотичны, как их соплеменники из Бейрута или Алеппо, или из других городов дальнего зарубежья. Если те сами сообща решали любые вопросы общины, то наши ждут помощи из вне, хотя вполне могли бы справиться сами. Сейчас это понемногу стало исправляться. И, тем не менее – этого недостаточно.

Сколько, во вверенной Вам епархии, на сегодняшний день действующих церквей?

В советские годы, вплоть до 90-х, количество действующих церквей, входящих в грузинскую епархию ААЦ сократилось в десятки раз. На момент распада СССР и приобретения Грузией независимости их осталось всего четыре – две в Тбилиси и по одной в Ахалцихе и Ахалкалаки
Сегодня в епархии уже сорок две действующих церквей. Они отремонтированы и заново освящены Из них – две в Тбилиси, одна в Батуми – остальные в Самцхе-Джавахке и Квемо Картли. В них работают 16 священнослужителей и я – глава епархии.
Кроме церквей в состав епархии входят действующие на настоящий момент два культурных центра – в Тбилиси и Ахалкалаки, а также воскресные школы в Тбилиси, Батуми, Кобулети и в других местах.
Мы с радостью можем отметить, что жизнь в епархии, после десятков лет застоя в советское время, налаживается и с каждым днем все набирает обороты. К нам в епархию пришли молодые и образованные, грамотные священники, что существенно оживило жизнь епархии. Большим событием в жизни нашей епархии послужило завершение строительства долгожданного центра армянской культуры в Тбилиси, который за те полгода, что он функционирует, собрал под своей крышей несколько сот армян разного возраста и интересов.
У нас разработана большая программа, которую мы надеемся осуществить с помощью армянской интеллигенции. При нашем тбилисском центре культуры уже открыты несколько творческих объединений, таких, как «Союз армянских художников Грузии», «Союз армянской интеллигенции Грузии», вскоре должны определиться и наши талантливые музыканты, которых в Тбилиси немало. Центр активно сотрудничает с «Союзом армянских писателей Грузии – «Вернатун»
В Самцхе-Джавахке активно идет процесс открытия новых центров культуры при епархии в армянонаселенных районах – им. Гайфеджяна в Ахалцихе, им. Дереника Демирчяна – в Ахалкаклаки, им. Ваана Теряна – в Ниноцминда (бывшая Богдановка) и в Цалке – им. Ашуга Хавасы. В Ахалцихе этот процесс уже завершен. Там зарегистрирован новый центр армянской культуры. К этому событию много сил приложил активный член нашей паствы – Александр Игитханян.
Именно такой подход к делу сегодня востребован. Объясню почему. Грузия, как государство, своими средствами, всячески, в меру своих возможностей, так или иначе, помогала представителям нашей общины развиваться. Но настало время, когда сама община должна позаботиться о себе. Такой подход заставит нас создавать что-то свое и быть ответственными за него, показав государству не только свою признательность за его заботу, но и свою способность действовать, как сильная, сплоченная, дееспособная община, имеющая потенциал и возможности.
Открытия своих центров культуры позволит объединению людей разных профессий, а также даст возможность беспрепятственно проводить любые мероприятия – разумеется, в рамках закона государства и нашего церковного канона. И мы видим на примерах Тбилиси и Ахалциха, что это дает свои позитивные результаты. Здесь, эти центры собирают под своими сводами художников, музыкантов, писателей, учителей и др. для проведения каких-то своих, общинных мероприятий в честь каких либо праздничных событий или юбилейного вечера, посвященного памяти выдающихся деятелей. Они также способствуют и грузинскому обществу ближе познакомиться с культурой и духовностью армянского народа, что помогает сближению и взаимопониманию.

Как Вы считаете – активизации жизни внутри епархии остановит миграцию армян из Грузии?

Предводитель епархии Св. Армянской Апостольской Церкви в Грузии Владыка Вазген епископ МирзаханянХотелось бы, но этот вопрос из разряда социальных. Вот если, даст Бог, сюда приедут бизнесмены из разных стран, с целью открытия своего дела, и будут созданы рабочие места, то это обстоятельство, возможно и приведет к замедлению этого процесса, потому, что никто не хочет покидать родные места – обстоятельства, а именно безработица заставляет.
Активность епархии может только помочь создать такую среду среди общины, которая, возможно, привлечет сюда армянский бизнес.

Самый главный вопрос – о молодежи. Как участвует молодежь в жизни епархии?

Да, вы правы, молодежь – это наше будущее. Я с удовольствием наблюдаю, как по воскресеньям в церковь приходит молодежь Тбилиси и с каждым разом ее становиться все больше и больше. Сейчас, кроме церкви у них еще есть и центр культуры, в которых они смогут более полно раскрыть свой творческий потенциал.
Есть в общине несколько молодежных организаций, которые также работают на этом поле. Но я считаю, что сделано, пока, еще очень мало. И не потому, что плохо работаем. Нет, просто так сложилось, что и наши церкви, и центр культуры в Тбилиси, и офисы этих организаций расположены в старом городе – Сололаки, Мейдане, Авлабаре, т.е. в историческом центре столицы Грузии. Тем самым армяне, живущие вне пределов этого района, а тем более в спальных районах города, в основном далеки от жизни, как епархии, так и молодежных организаций. И мы пока не нашли достойного решения этого вопроса.

Еще немаловажное обстоятельство в трудности работы с молодежью в столице Грузии – катастрофическое сокращение армянских школ, где велась бы целенаправленная работа с армянской молодежью по воспитанию в ней армянского духа и культуры. Слава Богу, в Самцхе-Джавахке с этим вопросом дела обстоят по-другому. Здесь работают и церковь, и молодежные организации. Но сказать, что последние работают активно – не могу.

Почему?

Вы знаете, не знаю, по какой причине, но у многих людей, сегодня присутствует какое-то негативное отношение к созданию чего-то нового. Нет в людях, присущего армянской нации, того энтузиазма, который горы сворачивал, заставлял выращивать на безжизненных скалах богатый урожай, оживлял торговлю, совершенствовал ремесла.
Возможно, причина кроется опять таки в социальной сфере. Очень трудно стало жить в Тбилиси, а в районах – тем более. И не только армянам.

Что надо сделать для того, чтобы армяне, живущие вне Армении, особенно молодые, оставались бы армянами

Во-первых – сплотиться вокруг нашей святой Армянской Апостольской Православной Церкви. Наша церковь всегда была опорой в трудную минуту и той объединяющей силой, которая сохранила армянство в мире.
Во-вторых – если есть такая возможность, учиться в армянской школе.
В-третьих – разговаривать в семье на своем родном, армянском языке.
В-четвертых – стараться участвовать во всех мероприятиях, как церкви, так и общины

И последний вопрос – что бы Вы пожелали армянам, живущим за пределами исторической Родины?

Пожелать легко – выполнить трудно. Наши братья и сестра, живущие за пределами исторической Родины. Мы хорошо понимаем друг друга, так как по разным причинам оказались вдали от Родины. Я желаю Вам, несмотря на те проблемы, которые, несомненно, в большом количестве возникают в чужой, хоть и приютившей тебя, стране, всегда оставаться армянами. Чтоб армянских дух, армянская гордость, армянская культура никогда не покидали Вас.
И чтоб через нашу веру, через нашу святую Армянскую Апостольскую Православную Церковь происходило объединение армян, живущих в разных странах.
Живя вне пределов Армении, Мы должны создавать позитивный образ, всегда присущий армянскому народу, тем самым завоевывать уважение к нам во всем мире – к нам и к нашей Родине – Матери Армении.

Хочу рассказать одну историю, поведанную нам, еще слушателям духовной академии, католикосом Гарегином I. Однажды на архитектурном факультете нью-йоркского университета шла лекция по восточной архитектуре. Когда дело дошло до древне-армянской архитектуры и ее вкладе в мировую архитектуру, лектор неожиданно прервав лекцию, произнес буквально следующее: "…в нашей, аудитории находится представитель армянского народа. Давайте поаплодируем народу внесшему свою лепту в развитие мировой архитектуры…". Для отпрыска богатой армянской фамилии, сидевшего в тот день на лекции, это было столь неожиданным и сильным впечатлением, что, придя домой, он проплакал всю ночь, а на следующий день стал другим человеком. До этого безразличный ко всему армянскому, он стал изучать армянский язык, историю, культуру. Неоднократно приезжал в Западную и Восточную Армению. Стал искренним почитателем всего армянского и большим патриотом своего народа.
Вот так, в одно мгновение, жизнь этого человека резко повернула его лицом к своим корням.

Желаю, чтоб в жизни каждого молодого армянина, живущего вне Армении, были такие мгновения, которые заставят их вспомнить о своем многострадальном народе и огни гордости за принадлежность к армянству зажгутся в груди, согревая их сердца.

Да благословит Вас Бог!

Беседу провел Валерий Унанянц
12.07.2012 г. Тбилиси


***

*Город Артимед на реке Касах — возможно, святилище богини Артемиды-Анахит. Река Касах — левый приток Аракса, протекающий через совр. город Аштарак.

Армянский царь Вагарш, повествует Мовсес Хоренаци, явился на свет при преждевременных родах, в один из зимних дней, когда мать его, проходя через Басен, направлялась в Айрарат в дворянские зимние палаты. Застигнутая в пути родовыми схватками, она рожает Вагарша в месте слияния рек Мурц и Ерасх. На этом же месте в честь, а может в память своего рождения, царь Вагарш построил большое селение, назвав своим именем Вагаршаван. Не довольствуясь этим селением, Вагарш . огораживает стеной также находящуюся у реки Касах «могучую местность Вардгеса», переименовав ее в Вагаршапат.

Кто этот Вардгес, с именем которого была связана находящаяся на реке Касах «могучая», т. е. со многими строениями и большим количеством населения, местность? Ответить на этот вопрос Хоренаци предоставляет мифам. Он пишет:

«О ком в мифах поется:
Отделившись, ушел Вардгес манук
Из области Туац, по реке Касах,
Пришел, расположился у холма Шреш
У города Артимед, на реке Касах,
Выковать-закалить врата царя Ерванда»
.

Больше Хоренаци ничего не говорит нам о мифическом герое. Вместо этого он спешит сообщить, что «сей Ерванд есть Ерванд Первый Сакавакяц». Затем говорит, что, взяв в жены сестру этого Ерванда, Вардгес «застроил местность эту». Следовательно, Вардгес манук— зять царя Ерванда Сакавакяца.

Ерванд I Сакавакяц (Недолгожитель, или Кратковечный) — ахеменидский сатрап в Армении (VI век до н. э.), отец Тиграна Ервандяна, союзника Кира Ахеменида. Основатель династии ахеменидских, позже селевкидских сатрапов в Армении. Годы правления 570 − 560 до н. э. Передал власть своему сыну Тиграну, освободителя Армении от мидийского владычества.

Ерванд I Сакавакяц был современником последнего мидииского царя Астиага и первого персидского царя Кира.
 
 

Смотрите также:

  • Владыко Вазген епископ Мирзаханян - глава Епархии св. Армянской Апостольской церкви в Грузии /ВИДЕООБРАЩЕНИЕ/
  • Визит Католикоса всех армян Гарегина II в Тбилиси
  • Архиепископ Паргев, Предводитель Арцахской (Нагорно-Карабахской) епархии Армянской Апостольской Церкви
  • Левон Чидилян - один из учредителей, возрожденного в Тбилиси при Епархии ААЦ в Грузии, Центра армянской культуры «(h)АйАрТун» - его директор по культуре
  • Шарль Азнаур на родине предков - в Тбилиси и Ахалцихе


  •  
     
    #1 написал: Артэм (2 августа 2012 12:10)
    Одно из лучших качеств Владыки Вазгена, нашего Српазан-джана, то, что дает полный ШАНС желающим в его пастве проявить гуманную инициативу. А результат уже, так или иначе, расценивает всё общество! Этот метод способствует общине выбраться из того болота, в которое она попала как по объективным историческим причинам, так и по милости отдельных узколобых функционеров.
     
     
    #2 написал: Lisa (24 ноября 2012 11:29)
    That's a shrewd answer to a tricky question
     
     
    #3 написал: Povero (25 ноября 2012 08:09)
    Keep it coming, writers, this is good stuff.
     
     
    #4 написал: teplitcaLes (30 декабря 2016 09:42)
    Информация удалена из-за несоответствия формату журнала - комментарии коммерческого характера недопустимы
     
     
    #5 написал: FrancisEsose (22 сентября 2017 06:06)
    !Информация удалена из-за несоответствия формату журнала - комментарии коммерческого характера недопустимы
     
     
    #6 написал: Антон (2 октября 2019 03:12)
    Перезвоните мне пожалуйста 8(953) 367-35-45 Антон.
     
     
    Добавление комментария
    Включите эту картинку для отображения кода безопасности
    обновить если не виден код



     
         
     
     
      О проекте | Команда | Написать письмо в редакцию Rambler's Top100 Copyright © Armenian Art Hall. 2009