Сделать стартовойДобавить в избранное
 
 
 
 
Мы армяне Гость номера Армянский бренд Это интересно Панармянские форумы Кулинарная Армения Вопросы и ответы
 
   
 
СЕКРЕТ 73

СЕКРЕТ 73...От Карена Кочаряна: "...никогда не забывайте слова нашего великого поэта Егише Чаренца - "...Наша сила в единстве..."
 

показать все статьи

 
     
 
   
 
Сингапурские чудеса армян

Сингапурские чудеса армян...За два столетия летопись острова и история армянских поселенцев настолько тесно переплелись между собой, что в пятидесятую годовщину независимости Сингапура символы армянского наследия небольшой общины были включены в праздничные мероприятия этой страны...
 

показать все статьи

 
     
 
   
 
НЕСГИБАЕМЫЙ АРЦАХ/Ашот Бегларян

НЕСГИБАЕМЫЙ АРЦАХ/Ашот Бегларян...Ашот Бегларян – помощник президента НКР, писатель, журналист, член союзов писателей Нагорного Карабаха и Армении
 

показать все статьи

 
     
 
   
 
Гимн СССР и Москвы: армянский след

Гимн СССР и Москвы: армянский след...Фамилии с окончанием на «...ян» встречаются при изучении истории гимна Москвы и СССР...
 

показать все статьи

 
     
 
   
 
Некоторые программы Министерства Диаспоры Республики Армении на 2017 год

Некоторые программы Министерства Диаспоры Республики Армении на 2017 год..."Ари Тун", Летняя школа "Спюрк", фестиваль "Поем песни Комитаса" и другие мероприятия, организованные Министерством Диаспоры Республика Армении в 2017 году...
 

показать все статьи

 
     
 
   
 
Сыр и мороженое в домашних условиях. Полезные советы...

Сыр и мороженое в домашних условиях. Полезные советы......Молоко, сметана, лимон и немного времени для вкусного и полезного домашнего сыра...Мороженое за 3 минуты плюс время на заморозку, по вкусу не уступает пломбиру...15 продуктов, которые не только помогут вам укрепить память, но и заставят ваш мозг работать более быстро и также регенерировать костную ткань.
 

показать все статьи

 
     
 
   
 
 
Приемная консулаДобро пожаловать в Приемную Консула Республики Армения в Грузии. Здесь Вы можете задать вопрос по любой, волнующей Вас, теме, связанной с консульскими услугами и, заполнив форму, направить электронное послание в адрес нашей редакции.
 

войти в приемную

 
     
 
   
 
Апостолы атомного века - Киракос Метаксян, Самвел Кочарянц, Артем Алиханов и другие

Апостолы атомного века - Киракос Метаксян, Самвел Кочарянц, Артем Алиханов и другие...Нам остается неотъемлемое право гордиться тем, что все эти действительно выдающиеся люди – наши соотечественники, тем, что в их жилах текла армянская кровь...
 

показать все вопросы и ответы

 
     
 
   
 
Европейские армянские игры-2017 в Женеве
 
Европейские армянские игры-2017 в Женеве
показать все репортажи
 
     
 
     
 
 
Исай Абовян – музыкант-пианист, солист грузинской филармонии, лауреат республиканских, а также международных конкурсов и фестивалей
 
 
Гость номера
 
   
Исай Абовян – музыкант-пианист, солист грузинской филармонии, лауреат республиканских, а также международных конкурсов и фестивалей19 мая 2012 года, в субботу, зал им. Галуста Гюльбекяна Центра армянской культуры при Епархии ААЦ в Грузии, был заполнен желающими прослушать лекторий о памятниках армянской средневековой церковной архитектуре с демонстрацией слайдов, сделанных 20-30 лет назад Исаем Абовяном – любителем и знатоком этой тематики. Лекторий вел сам автор слайдов.
После лектория я подошел к нему и предложил стать гостем очередного номера нашего журнала. Исай – человек разносторонне образованный. Будучи по профессии музыкантом-пианистом, он прекрасно разбирается в истории, искусстве, поэзии, медицине, минералогии и других, казалось бы, далеких от музыки, науках. Мы встретились у него дома в Варкетили – одном из окраинных районов Тбилиси. Гостеприимный хозяин любезно показал мне свою коллекцию минералов, собраных в разных уголках Советского Союза, археологические артефакты эпохи неолита, обнаруженные им самим в окрестностях селения Кохп, Ноемберянского района, собрание картин, которые в разное время так или иначе попали к нему, с гордостью показал картины, нарисованные его отцом и братьями, мы просмотрели его богатую библиотеку. Наконец сели за стол. Его жена – Гисанэ Овсепян, дочь известного армянского поэта и писателя – Виктора Овсепяна, филолог и переводчик, принесла кофе со сладостями. Медленно попивая ароматный напиток, мы начали неторопливую беседу, за которой внимательно наблюдала первоклассница Седа – дочь Исая.


Перво-наперво расскажите о себе, своих родных и близких и о том, как Вы стали музыкантом

Корни нашего рода – в Лори. По данным исследований последних лет именно из Лори ветвь великого классика армянской литературы и создателя современного армянского литературного языка (ашхарабар) Хачатура Абовяна, переселилась в Канакер, а не наоборот, как считалось ранее.
Древний и богатый дворянский род Абовянов вел активную благотворительную строительную деятельность. Так, ими, в 1831 году в городе Каракилис (советский Кировакан, нынешний Ванадзор) на месте старой, так называемой "черной церковью " – отсюда и название города – "Каракилис", что на тюркском языке означает "черная церковь, была построена новая.
Уроме этого, братья Абовяны из Тифлиса, в 1888 году на свои средства отреставрировали шедевр церковной архитектуры VI-VII веков – Одзунский храм и построили две звонницы – ротонды (колокольни) на нем. а также открыли здесь церковную приходскую школу, о чем на одном из пилонов Одзунского храма на мраморной плите высечена памятная надпись. И еще ими была возведена фамильная церковь в селе Глданула вблизи Тифлиса. Впоследствии, мои предки с почестями хоронились во всех этих трех местах, особенно при храме в Одзуне.

Мой прадед по отцу был личным врачом Его императорского Величества, царя Александра II и ему было даровано много земель в области Лори (Армения). Написанная им рукописная книга по фитотерапии находится на хранении в Матенадаране. При нем наша ветвь рода Абовян переехала в Тифлис.
Его сын – мой дед – Исай Абовян, стал известным в Тифлисе фабрикантом и торговцем – имел в собственности обувные фабрику и несколько магазинов. Он вел знакомство с именитыми гражданами Тифлиса – мокалаками. Среди его знакомых были такие известные личности, как Манташев и Арамянц. Он был в близком родстве с семьей Ованеса Туманяна, так как был женат первым браком на его двоюродной сестре. Все его дети, и мой отец включительно, от нее. Она умерла, когда моему отцу было 6-7 месяцев и, соответственно, я и мои братья не знали ее. С нами жила вторая жена моего деда, но мы узнали обо всем, об этом случайно в день ее похорон, настолько она заменила нам всем родного человека.

Исай Абовян – музыкант-пианист, солист грузинской филармонии, лауреат республиканских, а также международных конкурсов и фестивалейСемья наша традиционно армянская – большая и дружная, объединившая под одним кровом несколько поколений. Жили все вместе – дедушка с бабушкой, отец с матерью, две родные незамужние сестры отца и мы – четверо сыновей. Это здорово и правильно, когда в доме вместе с взрослыми живут и молодые, так как происходит преемственность традиций и люди вырастают добрее. Понятие дружбы, уважения, любви и других положительных черт в человеке воспитывается именно в таких семьях. Не помню, чтоб у нас в семье были какие-то серьезные ссоры или разногласия.

Отец – Геворг Исаевич Абовян. По образованию – архитектор-строитель. Среднее образование получил на армянском языке, которое было нормой в то время для многих армян, живших в Тифлисе. Начинал свое высшее образование на архитектурном факультете в Ереване, а закончил его в Тбилиси. Когда открыли ТБИЖТ (Тбилисский институт инженеров железнодорожного транспорта), он был его первым студентом. Сейчас это ГПУ – Государственный политехнический университет.
Он был первым выпускником и одним из любимых учеников известного советского ученого и педагога с мировым именем, академика Кирияка Самсоновича Завриева – яркого представителя старой тифлисской армянской интеллигенции и жившего неподалеку от нашего старого дома на Цициановском подъеме (ныне подъем Бараташвили). Впоследствии, мои братья тоже "прошли через руки" академика, получив архитектурно-строительное образование.
Отец был прекрасным рисовальщиком и любил живопись. Он даже в частном порядке постигал уроки мастерства у известных художников – Александра Башбеук-Меликова и Джотто (Геворг Григорян). Одна из его работ, изображающая всемирно известного актера Ваграма Папазяна в роли Отелло – до сих пор является предметом восхищения профессиональных художников.

Моя мать – Седа, (дочка названа в ее честь) по профессии – педагог армянского языка и литературы, была по материнской линии из благородного рода Ервандуни-Дитохцянов и по отцовской – из Мардоянов. Ее родители жили в Гюмри. Предки моей матери подверглись репрессиям в советское время – попали под "раскулачивание", хотя какие они были кулаки – просто, как и многие армяне, успешно вели свое хозяйство, давали работу и кров многим бедным, никогда при этом, не выставляясь эксплуататорами чужого труда, так как всегда работали наравне с наемными работниками.
Выйдя замуж за моего отца, мама моя недолго работала по специальности – забота о большой семье – а нас было девять душ, заставило ее полностью переключиться на благополучие и покой в нашей семье, с которым она прекрасно справлялась.

Исай Абовян – музыкант-пианист, солист грузинской филармонии, лауреат республиканских, а также международных конкурсов и фестивалейНесмотря на такое прошлое, репрессии 37-года каким-то счастливым случаем миновали мою семью. Только самая старшая из детей моего деда Исая – тетя Астхик, 1895 года рождения, очень светлая и сильная личность, была подвержена слежке и незначительным преследованиям. Объяснялось это тем, что тетя моя была образованным человеком, окончившей школу Овнанян – самую престижную женскую школу Тифлиса, а в обществе, состоящем из сексотов, доносивших на своих близких, друзей и соседей, быть образованным человеком, значит быть подозрительным. Возможно, эти подозрения и имели основания к прошлому моей тети, так как она, человек активный и образованный, могла состоять в какой-нибудь революционной среде – например в партии дашнаков.
В дальнейшем Астхик Абовян, будучи сильным педагогом в области физики и математики занимала пост главного методиста по этим предметам в армянских школах советской Грузии. Ее труд отмечен орденом Ленина и Трудового Красного знамени, различными медалями Советского государства.
Подозрения, а скорее зависть к семье вызывала и богатая библиотека. В нашем доме на Авлабаре даже был устроен пожар, спаливший многие книги и документы. Дом этот и сейчас стоит вблизи резиденции президента Грузии и оттуда открывается чудесный вид на старый Тифлис, побуждающий к романтизму. С детства эта обстановка окружала меня и неудивительно, что Бог создал меня романтиком. Правда, сегодня я живу в одном из спальных районов города, куда нас в советские времена в буквальном смысле насильно переселили, отключив нам воду, электричество, газ и т.д.

Я так подробно рассказываю о своих предках, потому, что во мне еще в детстве, генетически проявились способности от всех моих далеких и близких родичей.

Например, от прадеда по отцу ко мне перешла любознательность в области врачевания. Я, увлекаясь медициной, читал много книг. Были даже случаи, когда я, нуждающимся в скорой помощи, оказывал ее быстрее, чем приезжали врачи.
От своих далеких предков, построивших церковь и приходскую школу в Лори, а также от моего отца, я унаследовал любовь к архитектурным сооружениям и рисованию.
Очень любил в дошкольном и школьном детстве ходить по музеям, рассматривая витрины с историческими артефактами, что часто делал вместе с отцом и в одиночку, когда подрос.

В нашей семье четверо архитекторов-строителей – мой отец и трое братьев. Я – самый младший из братьев – выбрал профессию музыканта.

Родился в декабре 1954 года. Когда пришло время, пошел в 98-ю русскую школу на Ходживанке, так как она была близко от нашего дома, а педагогический состав – одним из лучших в городе. Первым директором школы был Вадим Валерьянович Брешков, который сумел навести в ней чистоту и порядок, хотя сделать это в таком, считающимся хулиганском районе, как Ходживанк, было довольно сложно. К сожалению, он рано умер. Как показало вскрытие – Вадим Валерьянович перенес на ногах много микроинфарктов. Последний – самый обширный, его окончательно доконал.

Исай Абовян – музыкант-пианист, солист грузинской филармонии, лауреат республиканских, а также международных конкурсов и фестивалейВообще, школа для меня сама по себе – нонсенс, как некое закрытое учреждение со своими запретами и ограничениями. Мне с детства претили какие-то рамки в учебе, но все равно до сих пор с теплотой вспоминаю отдельных моих педагогов, например Кайдалову Инну Анатольевну – нашего классного руководителя в старших классах. А еще у меня был прекрасный педагог по литературе – Карл Эмильевич Кшонзер. Он не мог укладываться в скучные рамки школьной программы. Не могу не отметить еще одного педагога – Исраелян Джульетту Михайловну – педагога по физике.
Затрудняюсь назвать любимый предмет в школе. Наверняка, это была история Древнего мира, так как до сих пор она меня увлекает.

Параллельно с обычной школой я ходил еще и в музыкальную. Культурное образование человека не может быть полным без музыкального образования. Раньше в дома даже приглашали специального гувернера для обучения детей музыке. Музыка всегда увлекала меня. В нашем доме она звучала постоянно. В то время в каждой квартире была проведена радиосеть и установлена радиоточка. В каждой семье также имелся радиоприемник. По ним часто транслировались великолепные классические произведения в исполнении известных музыкантов и оркестров. Так что с детства я был окружен музыкой. Среди прочих – была и армянская, как классическая, так и народная.

В раннем детстве у меня обнаружился абсолютный слух и я, в четыре-пять лет, уже мог подбирать какие-то мелодии на нашем домашнем фортепьяно. Родители не хотели отдавать меня на обучение музыке, но я настоял, и после долгих уговоров меня отвели в 10-ую музыкальную школу, которая также была неподалеку от нашего дома на Авлабаре.

Там я проучился восемь лет. Затем наступил момент в моей жизни, когда потребовалось выбирать будущую профессию в жизни. Мне очень трудно было это сделать, так как у меня в школьные годы было много увлечений. Это, кроме музыки, как я уже говорил – графика и рисование, к ним надо добавить чеканку и резьбу по дереву, медицину и геологию, фотографию. У меня, так же, как и у всякого Стрельца по гороскопу – с детства была нестерпимая страсть к путешествиям, которая присутствует во мне и сегодня, и еще многое, многое другое, менее значительное. Кстати, много лет спустя, как то, зайдя по какому-то делу в свою бывшую школу на Ходживанке, я увидел одну из своих школьных работ по чеканке, висящей на одной из стен в фойе, что меня приятно удивило.

В конце концов, я выбрал МУЗЫКУ. Поэтому, после восьмого класса я оставил общеобразовательную школу и пошел во 2-е музыкальное училище им. З. Палиашвили, которое располагалось в особняке, когда-то принадлежащем купцам братьям Тумаянам (не путать с Туманянами) на бывшем Михайловском, в советское время Плехановском, а в настоящее время Агмашенебеловском проспекте. Сейчас в нем расположилось посольство Федеративной Республики Германии.

Окончив училище, я сразу же, с первой попытки поступил в тбилисскую консерваторию в класс профессора Александра Васадзе, замечательного пианиста, Заслуженного артиста ГССР.

Какую профессию, кроме педагогической, получает выпускник консерватории?

Вы знаете, в отличии от обычных высших учебных заведений, выпускник консерватории получает ту или иную квалификацию только по результатам сдачи выпускных госэкзаменов на последнем курсе.

Первая и самая высшая квалификация – концертирующий солист. Имеет право выступать с сольными концертами.

Исай Абовян – музыкант-пианист, солист грузинской филармонии, лауреат республиканских, а также международных конкурсов и фестивалейВторая квалификация – солист камерного ансамбля – малого музыкального коллектива, где участвуют минимум два исполнителя и все участники – солисты. К камерным ансамблям также относятся трио, квартет, квинтет, секстет и т.д.

Следующая квалификация – концертмейстер. Работа концертмейстера заключается в аккомпанировании солисту.

Ну и конечно – педагог-преподаватель среднего музыкального учреждения. Преподавать в консерватории мог только окончивший аспирантуру или музыкант, имевший богатый опыт по специальности.

Я, по выпуску из консерватории, получил все четыре квалификации. Но, попасть в аспирантуру мне, по определенным причинам, не было суждено. В советское время это было невозможо, из-за существующего в те годы коррупционного момента, связанного с составлением специальных списков и рекомендательных писем для зачисления кандидатами в аспирантуру, в том числе и в столице СССР. Мне тогда не дали и шанса попробовать поступить, ну, а сейчас мне это просто не нужно.

После консерватории меня направили в Горийское музучилище (Гори – город в Восточной Грузии недалеко от Тбилиси). Одновременно преподавал и был методистом в тбилисской 3-й музыкальной школе. Вел музыкальный факультатив в 95-й средней школе. Впоследствии, был преподавателем-методистом в различных музыкальных студиях. Выступал в различных конкурсах и занимал в них призовые места всех достоинств. Были поездки и выступления с концертами вне пределов Грузии. Как солист и концертмейстер грузинской филармонии я объехал почти весь Советский Союз. Затем, в девяностые годы уехал в Москву. Там преподавал в Гнессинке и в школе им. М. Глинки. Вновь вернулся в Грузию в начале этого века. Сейчас, как и раньше выступаю с концертами, редактирую музыкальные произведения для фортепьяно, а также подготавливаю пианистов к исполнению произведений любой сложности.

Говорят, что профессия "музыкант" подразумевает тяжелый физический труд. Многие не верят в это. Так ли это?

Конечно. Каждый день музыкант, который хочет чего-то достичь в своей профессии должен – нет, просто обязан проводить за инструментом несколько часов. А это огромная физическая и эмоциональная нагрузка. И ко всему этому надо добавить еще огромное терпение. Я и сейчас отдаю дань своему инструменту по нескольку часов в день, разучивая новые или повторяя уже сыгранные произведения. Великий пианист Антон Рубинштейн говорил, что если он не занимается один день, то он это чувствует по качеству своей игры; если он не занимается два дня – то это чувствуют его домочадцы, а если он не занимается три дня – то это чувствуют уже и другие.

Чем квалификация концертирующего солиста отличается от солиста камерного музыкального ансамбля, и чем последняя отличается от профессии концертмейстера?

Начну с последней в Вашем списке, так как в период своего студенчества много занимался концертмейстерством, помогая своим собратьям – студентам консерватории и не только. Особенно любил аккомпанировать вокалистам, так как сам люблю петь, и даже пытался заниматься этим профессионально. Я считаю, что именно эта любовь к пению делала меня хорошим концертмейстером.

Солистом быть значительно сложнее, чем концертмейстером, но зато ему дается больше свободы в выражении своих чувств. Правда, это свобода также должна быть ограничена опытом и мастерством исполнителя, чтобы не исполнять произведения, скажем, Баха так, как принято играть музыку Бетховена или Моцарта.
На солирующем музыканте лежит ответственность передачи замысла автора музыкального произведения зрителю посредством своего технического мастерства и эмоционального восприятия произведения. Насколько близко он "подойдет" с этим видением к зрителю в зале, настолько его мастерство будет воспринято и оценено.

Исай Абовян – музыкант-пианист, солист грузинской филармонии, лауреат республиканских, а также международных конкурсов и фестивалейУ концертмейстера другая задача. Он обязан, как искусный ювелир, вставляющий ограненный драгоценный камень в соответствующую оправу для усиления впечатления от игры света, ненавязчиво подчеркивать мастерство солирующего музыканта, особенно вокалиста. Концертмейстер должен уметь чувствовать специфику вокала. Ведь человеческий голос – это первый и самый главный музыкальный инструмент в истории развития нашей с вами цивилизации. Ни один инструмент в мире, даже самый совершенный не сможет выразить эмоциональный настрой человека, его чувства – любовь, страдания, гнев, радость и т.д. так, как это может сделать человеческий голос.
И еще один важный момент. Концертмейстер, при многочасовых совместных репетициях, должен уметь, в случае необходимости, компенсировать, возможно, имеющиеся пробелы в образовании вокалиста, которые на практике встречаются довольно-таки часто, для правильного восприятия последним исполняемого произведения.

Ну, а насчет солиста камерного ансамбля могу сказать, что трудность этой профессии в большей степени состоит в ощущении партнеров. В камерном ансамбле, превалирующим инструментом по своим звуковым возможностям, является фортепьяно, естественно, если оно присутствует. Но можно быть прекрасным пианистом, однако, для ансамбля твоя безупречная техника не всегда благо. Здесь важнее ощущение единого "дыхания" всех участвующих в ансамбле инструментов – некий гармонический баланс в их звучании.

Вообще, хочу заметить, что часто бывают великолепные исполнители-технари, но, в то же время, слабые музыканты. Их исполнение музыкального произведения безукоризненно по технике, но совершенно неинтересно по содержанию и музыкальности. В нем нет одухотворенности, элементов душевной, эмоциональной импровизации, если хотите. Оно оставляет равнодушным слушателя.
Эту градацию трудно определить – она доступна немногим музыкантам. Лишь чувствующие ее, становятся успешными.

Что же касается профессии педагога-преподавателя то здесь необходимо отличное знание музыкального материала – как теоретически, так и практически, методику его преподавания, и огромное человеческое терпение. Поэтому не все прекрасные пианисты имели и имеют учеников. Чаще всего не хватает терпения. Вот у замечательного пианиста Святослава Рихтера никогда не хватало терпения дважды повторить ученику, где тот совершил одну и ту же ошибку. Не всегда попадаются талантливые ученики, схватывающие на лету советы педагога. Чаще это обыкновенные учащиеся, со средними данными. Таких надо учить постепенно и правильно воспринимать музыкальную грамоту. В этом основное предназначение педагога. Но работать сегодня педагогом нерентабельно. В финансовом плане это почти ничего не дает, а взамен педагог тратит огромное количество своих душевных и физических сил. Это положение существенно снизило уровень музыкального образования среди жителей Грузии, а, следовательно, и общей культуры всего населения.

Вот такие различия между этими, я бы сказал профессиями.

Поясните, пожалуйста, о каких некоторых пробелах в музыкальном образовании вокалистов Вы упоминаете?

Дело в том, что не всегда хороший вокалист музыкально образован. Очень часто многие из них почти не знают даже нотной грамоты. Это происходит от того, что вокальные данные человека проявляются после "ломки" голоса в более зрелом возрасте. Обнаружив у себя эти способности, человек принимает решение всерьез заняться постановкой голоса. А тот учебный материал, который предшествовал началу его занятий вокалом, необходимый для полного музыкального образования, в лучшем случае проходит в ускоренном темпе, а в худшем – вообще исключается из учебной сетки будущего вокалиста.

Известно, что знаменитый тенор, обладатель феноменального по звучанию голоса – Лучано Паваротти, тоже не имел поэтапного музыкального образования, в отличии от другого именитого тенора – Пласидо Доминго, имеющего, кроме вокалиста, профессии дирижера и пианиста.

А как Вы относитесь к творчеству Шаляпина? Ведь он тоже стал петь поздно?

Честно? Мне не так уж нравиться его голос – в его времена были и посильнее его, но Шаляпин великолепный артист-исполнитель. Про таких говорят – грамотный певец, с мозгами.

Исай Абовян – музыкант-пианист, солист грузинской филармонии, лауреат республиканских, а также международных конкурсов и фестивалейМогу привести еще один пример "грамотного" пения. Все наверняка слышали о двух великих русских лирических тенорах – Козловском и Лемешеве. Так вот Лемешев, по мнению специалистов, обладал более сильным голосом и красивым тембром. Однако, Козловский настолько рационально пользовался своими голосовыми возможностями, что ни на йоту не отставал от Лемешева в популярности. Он был более "умным" вокалистом, чем Лемешев, опиравшийся только на свои природные данные. Благодаря именно своему "умному" пению, Козловсий дольше Лемешева сохранил вокальные данные и радовал окружающих своим искусством.

Что такое "умное" или "грамотое" пение?

Правильная интонация и расстановка акцентов, точное определение и построение кульминаций, верный подход и взятие высоких нот, рациональное использование своих природных данных, и еще много такого, что только перечень этого займет много времени.

Некоторые обладатели достаточно сильного голоса, пытаются кричать, а не петь, ложно думая о том, что производят на слушателей какое-то впечатление, хотя на самом деле это не так. Голосовые связки – очень хрупкий инструмент. Неправильное его использование может привести к печальным последствиям, где меньшим злом будет потеря навсегда своего голоса.

Можете ли назвать несколько "умных" вокалистов из числа армян?

Была такая певица – народная артистка СССР Айкануш Данелян, долгое время работавшая примадонной тбилисской оперы, затем сменившая место работы на Ереванскую оперу, обладательница неподражаемого колоратурного сопрано. Конечно же, Павел Лисициан – обладатель прекрасного баритона, солист Большого театра, народный артист СССР. Не могу не отметить замечательную оперную певицу Гоар Гаспарян с ее богатым тембром голоса – колоратурного сопрано, редкого по своему диапазону. Затем прекрасный вокалист Гегам Григорян. В списках моих любимых вокалисток значится и Заруи Долуханян, известная советским слушателям, как легендарная камерная певица Зара Долуханова с ее чарующим голосом и виртуозным исполнительским мастерством и другие...

С современными исполнителями я мало знаком, так как с разрушением Союза, нарушились и связи с исторической Родиной, в том числе и культурные. По той же причине мне сегодня трудно отметить кого-либо из армянских пианистов.

Откуда у Вас такие разносторонние интересы: к поэзии, живописи, архитектуре и т.д., кроме генетической составляющей, конечно?

У меня были хорошие "учителя" в жизни и много близких товарищей среди художников, поэтов, фотографов, конечно же, среди архитекторов и людей других творческих профессий. Вообще, все виды искусства для меня – это единое целое, своеобразный конгломерат. Музыкант не может не знать и не ценить другие виды искусства – живопись, архитектуру, танец и т.д. Все это составляет для него его духовный мир. И чем богаче он, тем богаче исполнительское мастерство музыканта.

Это правило относится не только к музыке, но и к другим видам искусства. Возьмем танец. Танцор, не чувствующий музыки – не только ее ритма, а именно музыки, не сможет передать в движениях все богатство этого искусства. Нельзя представить танцора фольклорного ансамбля, не владеющего приемами классического танца. Этого, к сожалению, у нас пока нет, но будем надеяться на лучшее.
Отмечая все это, я говорю о молодежи, которая, живя вдали от Армении не знает и не чувствует всей прелести армянской народной и танцевальной мелодии, а также ее эмоционального ритма. Нашу молодежь больше увлекает искусство, которое в советское время обозначили термином "раб.ис" – рабочее искусство. Это воистину бич армянства – это мещанская культура, хотя культурой здесь и не пахнет – это анти культура, анти искусство. Она захлестнуло все и вся, заполонила радио и телевидение…

Как различить рабизм от настоящей культуры?

Дело в том, что рабизм, я повторюсь, никакого отношения к культуре не имеет. Это подмена понятия настоящего искусства, дешевым, сиюминутным успехом модного исполнителя, т.н. "песенок для толпы". Чаще всего рабизм присутствует в современной эстраде, где заурядная мелодическая тема в сопровождении слов, чаще всего безграмотной смысловой нагрузки, усиленная техническими средствами, приводит толпу в неистовство, в состояние экстаза, когда обыватель уже не способен адекватно оценить достоинства музыкального произведения и поднимает исполнителя на пик популярности. Правда, пьедестал этот недолговечен.

Исай Абовян – музыкант-пианист, солист грузинской филармонии, лауреат республиканских, а также международных конкурсов и фестивалейНастоящее искусство требует сосредоточенности, образованности, интеллекта, понимания того, что до тебя доносит исполнитель – неважно, музыкант это, живописец, актер театра или архитектор…

Трудность восприятия классической музыки для обывателя вижу в его музыкальной необразованности. Более того, даже не все музыканты понимают и принимают некоторых современных композиторов – например, некоторые произведения Шнитке или Шостаковича. По своему опыту скажу, лишь только когда сам кропотливо разучиваешь произведение того же Шнитке, проникаешься его замыслом и чувствуешь его энергетическую силу.
Как я говорил ранее, культурное образование человека не может быть полным без музыкального образования. Поэтому, я бы ввел в предметы обязательного обучения детей преподавание музыки для каждого ребенка. Может тогда у нас будет более культурное общество. Те уроки пения, которые присутствуют в некоторых современных школах, проходят на невысоком уровне, оставляют желать лучшего и не дают должного эффекта.

Традиционный вопрос: трудно ли оставаться армянином, живя за пределами Армении?

Борьба за сохранение армянской самоидентичности, т.е. принадлежность к древней культуре армян, желание общаться на родном языке, соблюдение традиций и обычаев своего народа, несмотря на то, что живешь вне пределов Армении – это и есть, по-моему, искусство оставаться армянином. Есть еще одно условие, правда, оно сугубо индивидуальное – если ты человек верующий, то желательно, чтоб ты придерживался веры своего народа.
Кому-то это удается и он остается армянином, а кому то нет – и тогда он ассимилирует. И виновата в этом – прежде всего семья. Сохранен в семье дух армянства – он обязательно перейдет к детям. Если нет – то и дети, вероятнее всего, вырастут безразличными к своему этносу, его культуре и традициям.

Что бы Вы посоветовали молодым армянам, для того, чтобы они оставались армянами

Знать язык, обычаи, культуру и традиции своего народа. Знать язык, обычаи, культуру и традиции народа той страны, в которой живешь. Быть профессионалом в своем деле. Жить по канонам божьим и человеческой морали.

Беседу провел Валерий Унанянц


P.S.
Закончив беседу мы еще долго сидели в гостиной и гостеприимный хозяин подробно рассказывал о своей минералогической коллекции, о друзьях-художниках – Гаянэ Хачатрян, Роберте Кондахсазов, Зулейке Башбеук-Меликовой, Меружане Шаумянt, Мигране Дилбарянее и других. Успели поговорить об Александре Арутюнове – замечательном мастере-фотохудожнике, старшем наставнике Исая в фотоискусстве и не только в нем. В разговоре также выяснилось, что и кулинарное искусство не прошло мимо гостя нашего номера. Не пропустили мы разговоры об архитектуре и многом другом. Но все равно оказалось, что одного вечера для нас – мало. Мы оставили нерассказанное до следующей встречи.
 
 

Смотрите также:

  • Семья музыкантов Мейрабовых, лауреатов международных конкурсов, участников различных фестивалей
  • Былое и думы Генриха Баблумяна
  • Александр Пирадов - знаток живописи и коллекционер тбилисской художественной школы живописи
  • Наши корни из Ани
  • Форш Ваган Геворкян – талантливый музыкант, один из самых популярных композиторов и исполнителей попмузыки в Армении, автор многих хитов


  •  
     
    #1 написал: Marcin (28 июня 2012 11:57)
    Mighty uesful. Make no mistake, I appreciate it.
     
     
    #2 написал: Олег (17 ноября 2018 11:28)
    Перезвоните пожалуйста по телефону 8(963)636-44-38 Олег
     
     
    #3 написал: Capital Partners (5 марта 2019 17:36)
    mznhy http://wireless.fcc.gov/cgi-bin/wtbbye.pl?ftp://tidepool.nos.noaa.gov/pub/users/
    servary/pdt/rcs-capital-partners-help.pdf
     
     
    #4 написал: JamesnuAli (31 марта 2019 07:33)
    ekots
    https://ushik.ahrq.gov/exitDisclaimer.jsp?system=hitsp&url=http://youtube-downlo
    ader.org
     
     
    Добавление комментария
    Включите эту картинку для отображения кода безопасности
    обновить если не виден код



     
         
     
     
      О проекте | Команда | Написать письмо в редакцию Rambler's Top100 Copyright © Armenian Art Hall. 2009