Традиционное начало – расскажи о себеРодился 10-го июля 1957 года в небольшой коммуналке Старого Тбилиси (в Сололаки), в семье русскоязычных армян-католиков. Левоном назван в честь моего деда – Левона Степановича Узунян.
Семья моя очень патриархальная и дружная.
Первые годы жизни провел в Москве, где мой отец – Акоп Левонович, учился на факультете мебели и деревообработки Московкого государственного института леса. После окончания отцом института, мы переехали вновь в Тбилиси, и он работал главным технологом в мебельной фабрике «Гантиади», на фабрике по изготовлению кухонной мебели и фабрике по изготовлению школьного инвентаря, где он и работал до последних дней своей жизни.
Моя мама – Аида Яковлевна – медик, мой брат – Карен – по образованию геодезист, и моя жена Ася – педагог математики Есть еще две мои любимые двоюродные сестры Эльвира Узунян – народная артистка Армении и Грузии, солистка Ереванского Театра Оперы и Балета им. А. Спендиарова и Долоритта Узунян – педагог, в прошлом заместитель министра просвещения Армении.
Когда пришло время, пошел в 63-ю среднюю школу на Сабуртало. Учился на «отлично». Из любимых предметов – математика и литература. Любимый педагог – педагог грузинского языка – Манана Александровна Анджапаридзе – двоюродная сестра великой советской актрисы театра и кино – Верико Анджапаридзе.
Она привила мне любовь не только к грузинской литературе и грузинскому театру и кино, но и грузинскому языку, который я считаю вторым родным.

Наша школа была напротив популярного в то время кинотеатра Госфильмофонда СССР – «Газапхули». Это был, пожалуй, единственный кинотеатр во всем Союзе, где показывали фильмы известных западных режиссеров, таких как Федерико Феллини, Лукино Висконти, Микеланджело Антониони, Виторио де Сика и других, запрещенных к выходу в широкий прокат.
Этот кинотеатр был любимейшим местом нашего школьного «шатало», куда мы сбегали с уроков то поодиночке, а то и целым классом. Конечно, пропускать уроки – это плохо, но зато уже тогда мы приобщались к высокому искусству кино, просматривая лучшие образцы мирового кинематографа, такие как фильм великого Пьера Паоло Пазолини «Царь Эдип» – я смотрел его несколько раз, «Спартак» с Кирком Дугласом, «Великий Карузо» с Марио Ланца, «Ночи Каберии» с Джульетой Мазиной, `Маменькины сынки` с Альберто Сорди, «8 с 1/2» с Марчелло Мастрояни и много других.
Советский период, надо отдать ему должное, даже в ограниченный прокат не допускал низкопробные ленты, которыми сегодня так кишит современная индустрия кинопроката в странах бывшего социалистического лагеря.

В школе я увлекался фотографией и был «штатным» фотографом, как школьной газеты, так и классных мероприятий – будь то какое-то празднество или выезд на природу. Снимал простеньким аппаратом «Смена», который подарил отец. Деньги, которые выдавались мне из семейного бюджета на школьные завтраки, тратились на пленки. В десятом классе мне «по наследству» от предыдущих выпускников досталась 8 мм кинокамера, и я начал делать небольшие видеосюжеты.
За мои «достижения» в школе был отмечен летней путевкой в общесоюзный пионерский лагерь Артек, правда, не в Крым, а в Армению, так как «Горный Артек», входящий в систему лагерей «Артек», находился в Кировакане (сегодня – Ванадзор). Там я, вместе со сверстниками из Болгарии, Франции, Румынии, Венгрии, РСФСР, Армении и других мест, провел два потока. В лагере постоянно проходили какие-то мероприятия, постановки, концерты – трудности в общении ребят из разных стран были преодолены в первые же дни. И, вернувшись домой, я стал еще более активно участвовать во внеклассной жизни нашей школы – концерты, театрализованные вечера, организовал и был бессменным лидером сборной команды КВН – тогда все увлекались этой интеллектуальной игрой. Там же я поставил, как режиссер свои первые скетчи.

Казалось, что жизнь моя определилась, и после школы я сдал документы в тбилисский театральный институт. Родители меня отговаривали, но Эльвира – моя двоюродная сестра, уже тогда известная оперная певица, поддержала меня в моем решении. Но тут вмешалась матушка природа – у меня оказался речевой дефект (в медицине это называется – неправильный прикус), и принимавший экзамен профессор Рэм Давыдович Шапташвили, кстати, впоследствии, хоть и разница в возрасте была приличной, мы стали друзьями, заявил мне тогда, что мне никогда не стать актером. И именно он утвердил меня во мнении, что я, если не актером, то режиссером обязательно стану.
Итак, потерпев неудачу на актерском поприще, в 1974 году я сдал документы на экономический факультет госуниверситета, благо экзамены в театральный институт были на месяц раньше, чем в другие ВУЗ-ы страны, и прошел без всяких препятствий. Основным предметом в ТГУ, на котором большинство абитуриентов срезается, была математика, а ею я всегда увлекался – моя тетя Надежна Павловна Тумян отличный педагог и я был, что называется, с раннего возраста «натаскан» на этот предмет и любил его. Может быть, поэтому и моя спутница жизни – жена Ася, по иронии судьбы, тоже математик.

Учась в университете, я и здесь был, что называется – на виду. Участвовал в студенческом театре. Мы даже пытались поставить целый спектакль по Шварцу «Обыкновенное чудо», но не хватило, как говориться – опыта.
Я ставил небольшие скетчи, и у меня неплохо получалось. Это дало мне возможность некоторое время, параллельно с учебой на экономиста, участвовать в постановках тбилисского русского Театра Юного Зрителя.
Увлечение театром никак не сказывалось на моей учебе, и я закончил университет почти на отлично, но желание вернуться в искусство у меня постоянно присутствовало.
После университета, загремел в армию. Служил в Ахалцихе. Отслужив, вернулся в Тбилиси и устроился экономистом на киностудию «Грузия-фильм» в Дигоми – тогда ею руководил Реваз Давыдович Чхеидзе. Правда, устраивался я ассистентом режиссера, но на первых порах мне предложили занять должность по специальности.
Работая экономистом, я часто пропадал на съемочных площадках и вскоре стал участвовать в создании фильмов в качестве ассистента режиссера
Но настал день, когда я полностью переключился на производство фильмов. С этого дня и началась моя карьера в профессиональном кино.
Я проработал на киностудии «Грузия фильм» с 1981 года по 1993 год. За этот период прошел все этапы – путь от ассистента, помрежа и второго режиссера до главного режиссера.
В чем заключалась работа ассистента режиссера и второго режиссера?Начнем с того, что у режиссера несколько ассистентов – по актерам, по реквизиту, по костюмам и т.д. Я работал ассистентом по работе с актерами. В одно из моих обязанностей входило обеспечить день съемок присутствием необходимых актеров. Второй режиссер занимался общей подготовкой всего процесса съемки, говоря армейским языком – начальник штаба. Все планирование съемочного процесса лежало на нем.
Твои первые шаги в кинематографе?Тогда «Грузия-фильм» выпускала в качестве дипломных работ выпускников кинематографических факультетов много фильмов, чтобы потом они годами пылились на полках авторов лент.
Много такого кино разового использования снималось и по заказу Гостелерадио – так называемые фильмы-однодневки – снимались и исчезали, но тем не менее это было увлекательно и это была моя работа.
Мой первый фильм, в котором я участвовал в качестве ассистента режиссера – фильм Элгуджи Жгенти «Три оплеухи». Потом я работал на фильме по рассказам Сулхан Саба Орбелиани с режиссером Отаром Коберидзе – популярнейшим актером советского кино. В качестве второго режиссера работал с режиссером Алеко Цабадзе.

В 1989 году я получил т.н. ценз (право на съемки) на снятие самостоятельного фильма, окончив режиссерский курс при ВГИКЕ без отрыва от производства. То, что я работал уже вторым режиссером на съемках, позволило мне получить этот ценз, не поступая и оканчивая ВГИК, а просто пройдя для этого специальные курсы. Так как в то время я участвовал в съемках картины «Дон-Кихот» с режиссером Резо Чхеидзе и актерами Кахой Кавсадзе (Дон-Кихот) и Мамукой Кикалеишвили (Санчо Панса) в главных ролях, то я приезжал в Москву, сдавал положенные учебные задания, и снова уезжал.
И, наконец, свершилось. Я снимаю свой первый, и, к сожалению, как оказалось, пока последний полнометражный фильм. В 1990 году, в Казахстане, на алма-атинской студии мы, с Мамукой Кикалеишвили, начали снимать фильм «Падший ангел» –пародию на американские голливудские боевики.

Закончили мы его в 1993 году уже после развала СССР. Это, как я уже говорил, мой, пока единственный полнометражный фильм, но, учитывая временной период разрухи и шатания на всем пространстве бывшего СССР, на который пришелся мой путь режиссерского становления, уверен, что мои фильмы – еще впереди, хотя бы потому, что «Падший ангел» в прокате был встречен и зрителями и критикой, более, чем положительно. А на фестивале дебютных фильмов «Зеленое яблоко» мой фильм даже завоевал приз зрительских симпатий и, в связи с этим, было напечатано четыре фильмокопии для проката.
Впоследствии, в 1994 году, негативы картины были перевезены в Москву и компания «АГМА -Парадиз» занялась ее прокатом. Фильм попал и на телевидение – НТВ и один из петербургских каналов закупил права на ее показ.
В 1993 году мне пришлось уехать из Алма-Ата – заболел отец и я вернулся в Тбилиси, оставив интересные нереализованные проекты.
В том же 1993 году наша киностудия раздробилась на множество мелких компаний, которые имели недолгую жизнь длиною в один фильм. Работы не стало, и я ушел из киностудии.

С 1993 года по 1995 год я проработал телережиссером на центральном телевидение Грузии, где создал серию тематических программ о религиозных конфессиях в Грузии. Работал также на втором канале и на канале «Ибервизия»
В 1994 году я случайно встретился с художественным руководителем Тбилисского Государственного Армянского Драматического Театра им. П. Адамяна – Арменом Баяндуряном. Мы разговорились. Узнав о моих проблемах, он сразу предложил мне попробовать свои силы в театре. Я до этого никогда не ставил спектакли на профессиональной сцене. Но я решил попробовать – временно. На сезон или два. Не больше. Но, как говорится, нет ничего более постоянного, чем временное. С тех пор и по сегодняшний день я работаю в армянском театре. Как видите – 17 лет срок немалый.
Придя в театр, я думал, что работа театрального режиссера схожа с работой кинорежиссера. Но немного проработав с актерами, понял, что это не так. Это совершенно другая профессия. В кино я мог, отрепетировав и засняв какую-то сцену, не возвращаться к ней до момента монтажа фильма. А здесь приходилось повторять сцены изо дня в день, по крупицам, по крупицам, постепенно связывая между собой в единую цепочку, из которой потом складывается какая-то аура, какая-то жизнь персонажа. И эта аура от репетиции к репетиции растет, воплощая видение режиссера о характере каждого персонажа. Успех спектакля зависит в равной степени от совместных действий режиссера и актеров, участвующих в постановке, в отличии от кино, где огромная роль принадлежит режиссеру фильма, когда монтируется отснятый материал.
Сколько спектаклей было поставлено тобой на этой сцене, и какая постановка тебе кажется наиболее удачной?Что касается количества спектаклей, то наберется более двадцати. А что касается наиболее удачной – затрудняюсь сказать. Ведь каждый поставленный тобой спектакль, как твой ребенок. А здесь различия не допустимы. Так что все спектакли для меня одинаково дороги. Сегодня я выбрал для себя жанр постановок – это комедия, хотя пробую свои силы и в других направлениях.
Над чем сегодня идет работа в театре?Мы, вместе с Арменом Баяндуряном ставим спектакль «Бахтриони» по пьесе-поэме Важа Пшавела. Это совсем другая стилистика, совсем другая форма. Я бы сказал больше – отдельное направление в театральной практике. Не буду раскрывать всех деталей – их зритель может оценить на скорой премьере. Скажу только, что с этим спектаклем наш театр будет участвовать в театральном фестивале, который состоится в 2012 году в Грузии.
Зависит ли восприятие спектакля от зрителя? Какое различие между тбилисским и ереванским зрителем?Конечно зависит. Наш, тбилисский зритель, вернее его большинство, больше смотрит спектакль. Для него важно, что происходит на подмостках. В зале могут комментировать происходящее на сцене. Со стороны это может шокировать, но бороться с этим, значит уничтожить своеобразие нашего театра и присущее ему искусство.
Ереванский – в основном слушает. Т.е. для него приоритетным является, что доносится со сцены.
Расскажи о своей преподавательской деятельностиУ нас при театре существует студия молодого актера. После каждого выпуска, один-два, из окончивших ее, становятся кандидатами на зачисление в труппу. Остальные привлекаются по мере надобности к различным спектаклям. Я веду предмет «Артистическое мастерство». Учу ребят «жить» на сцене. Это очень сложно и не у всех получается. У Феллини есть замечательная фраза, взятая из фильма «8 с 1/2» и озвученная Мастроянни: «…Я очень хочу знать правду, которой нет, но я все равно ее ищу». По моему убеждению, это и есть квинтэссенция искусства, как такового. Искусство для того и создано, чтобы открывать миру правду, которой на самом деле вроде и нет, но к которой надо стремиться. В противном случае нет искусства.
Какой из твоих спектаклей был наиболее благосклонно принят зрителем Армении?
Большой успех на исторической родине получил спектакль Рея Куни «Беги от жены своей». Эта постановка завоевала несколько специальных призов – главный приз за лучшую постановку; приз за лучшую главную мужскую роль (получил Нарек Баяндурян); приз за лучшую мужскую роль второго плана (получили Сергей Сафарян и Карен Казарян).
Еще один традиционный вопрос – Трудно оставаться армянином, живя за пределами Армении?Нет, если чувствуешь себя армянином. Кстати, это состояние – чувство, что я армянин, у меня обозначилось в театре. До этого момента я был законченным космополитом. Родным языком для меня, как и для сотен тысяч армян, выросших в СССР за пределами Армении, был русский – мы ведь все дети советской системы. Но я всегда думал, что неплохо владею армянским, однако, придя в театр, я понял, что просто не владею армянским языком. Я до сих пор боюсь того, что моего армянского недостаточно для моей профессии, хотя сегодняшний запас слов и грамматических знаний намного превышает тот уровень, с которым я пришел в театр.
Что же касается вопроса, тяжело ли быть армянином за пределами родины, я думаю – не тяжелее, чем быть евреем, или кем-нибудь другой национальности на чужбине. А быть армянином мне дано свыше. Я родился им и им умру.
Хочу рассказать одну историю. В молодости, живя в Казахстане, я был знаком с одним будийским брахманом. У нас были долгие беседы на философские темы. Я заинтересовался этим философско-религиозным течением, однако, мой визави, остудил мой пыл, заявив, что мы рождаемся теми, кем мы есть по воле Всевышнего и идем по пути, указанным им. Поэтому если ты знаешь, что рожден мужчиной, знаешь, что армянином и знаешь, что ты христианин, то ты не имеешь права нарушить то, что тебе дано Богом. Он тебе дал это право. Ты не имеешь права отказываться от своих родителей, нации, вероисповедания В каждом нарушении на этом пути, ты идешь против Бога.. И если я армянин по рождению, то всегда должен оставаться им.
Этот урок я запомнил на всю жизнь и следую ему неукоснительно.
Что можешь посоветовать молодым армянам?Оставаться теми, кем были рождены – армянами и добрыми христианами.
А кино-то хочется снимать? Только честноЧестно? Я всегда хотел и хочу снимать кино. Даже, сейчас. Кстати у меня еще есть минимум три разработанных до мельчайших деталей кинопроекта по моим сценариям, ждущих своих продюсеров – это экранизация по новеллам и по пьесе Луиджи Пиранделло «Человек, животное и добродетель»; это фильм о событиях конца прошлого, начала нынешнего веков – совместный проект написанный с замечательным фотографом Юрием Мечитовым; и, наконец, большой сценарий написанный с Эльвирой Узунян – моей двоюродной сестрой, художественно-документального фильма о жизни и творчестве замечательной армянской певице с мировым именем, (к сожалению, незаслуженно забытой) –
Надежде Папаян.
Беседу провел Валерий Унанянц
Главный редактор журнала
"Armenian Art Hall- искусство оставаться армянином"
P.S.
От редакции
В 2011 году Левон Узунян за вклад в развитие армянского театрального искусства награжден золотой медалью министерства культуры РА . Редакция журнала искренне поздравляет его с заслуженной наградой.***
Более подробнее с творчеством Левона Узуняна можно познакомиться на его страничке в Интернете http://www.ouzounian.narod.ru/
***
Падший ангел ( Fallen Angel), 98 минут, 1993 год
Другое название: Великолепный II
Производство: МЕРАНИ - пикчерс,
центр - ИА,
АРИЭС - продокшен
Автор сценария
Теймураз ПАПАШВИЛИ
Режиссеры
Левон УЗУНЯН
Мамука КИКАЛЕИШВИЛИ
Герой ленты переживает невероятные приключения в самых экзотических уголках земного шара. И неважно, что это плод воображения актера при чтении сценария, тем забавнее столкновение с действительностью...
Фильм можно просмотреть по частям на You Tube
(http://www.ouzounian.narod.ru/3kino01.html)
1 часть: http://www.youtube.com/watch?v=fk_TjmRZYXo&feature=youtu.be
2 часть: http://www.youtube.com/watch?v=0xN22cFtdt4&feature=related
3 часть: http://www.youtube.com/watch?v=Gsc6IJPLPYg&feature=related
4 часть: http://www.youtube.com/watch?v=YOIXr9riyZA&feature=related
5 часть: http://www.youtube.com/watch?v=uM47QGfOveE&feature=related
6 часть: http://www.youtube.com/watch?v=7tQxBYS7D1E&feature=related
***
Сюжеты
УПОКРИТЕС
по мотивам пьесы Луиджи Пиранделло
"Человек, животное, благодетель..."
http://www.ouzounian.narod.ru/upokrites.html
Все будет хорошо
http://www.ouzounian.narod.ru/xorosho.html
МОЛЬБА
http://www.ouzounian.narod.ru/5miraj02.html
***
Тбилисский Государственный Армянский Драматический Театр имени Петроса Адамяна
На Авлабаре - в этом красивейшем, уютном и очень колоритном районе Тбилиси находится старейший армянский профессиональный театр (кстати единственный профессиональный армянский театр вне Армении), которому уже более 155 лет. Но это не просто армянский театр в Тбилиси, это тифлисский, а точнее авлабарский театр, где существует своя стилистика актерской игры, основанная на прямом контакте со зрителем.
Режиссерские постановки Левона УЗУНЯНА на сцене АДТ им. Петроса Адамяна
1. Клод МАНЬЕ – БЛЭЗ – Комедия в двух действиях;
2. Карло ГОЛЬДОНИ – ХОЗЯЙКА ГОСТИНИЦЫ – Комедия в двух действиях;
3. Феликс ХАЧАТРЯН – ГОРЕ ОТ ЛЮБВИ – Водевиль;
4. Рафиэл ЭРИСТАВИ – ВНАЧАЛЕ СКОНЧАЛИСЬ, ПОТОМ ПОВЕНЧАЛИСЬ – Водевиль в двух действиях;
5. Эдурдо де ФИЛИППО – РОЖДЕСТВО В ДОМЕ СИНЬОРА КУПЬЕЛЛО – Грустная комедия;
6. Евгений ШВАРЦ – СНЕЖНАЯ КОРОЛЕВА – Сказка в двух действиях;
7. Габриел СУНДУКЯН – РАЗОРЕННЫЙ ОЧАГ – Драма в двух действиях;
8. Михаил СЕБАСТИАН – БЕЗЫМЯННАЯ ЗВЕЗДА – Комедия в двух действиях;
9. Карине ХОДИКЯН – УХОДЯЩАЯ НОЧЬ – Мелодрама в двух действиях;
10. Уильям ШЕКСПИР – СОН В ЛЕТНЮЮ НОЧЬ – Сказочный сон в двух действиях;
11. Пьер ШЕНО – БУДЬТЕ ЗДОРОВЫ – Комедия в двух действиях;
12. Ованес ТУМАНЯН – СКАЗКИ – Шоу в двух действиях;
13. Рэй КУНИ – БЕГИ ОТ СВОЕЙ ЖЕНЫ – Комедия в двух действиях;
14. Александр ОСТРОВСКИЙ – ВОЛКИ И ОВЦЫ – Комедия в двух действиях;
15. Михаил БУЛГАКОВ – ПОЛОУМНЫЙ ЖУРДЕН – Мольериана в двух действиях;
16. Марк-Жильбер СОВАЖОН – ЧАО – Комедия в двух действиях;
17. Георгий ЭРИСТАВИ – ШАПКА-НЕВИДИМКА – Водевиль;
18. Антон ЧЕХОВ – ШУТКИ О ЛЮБВИ – Водевиль в двух действиях;
19. ВОЛШЕБНАЯ ЛАМПА АЛАДДИНА – Aрабская сказка в двух действиях;
20. Аквсентий ЦАГАРЕЛИ – ХАНУМА – Комедия в двух действиях;
21. СРОЧНО ТРЕБУЕТСЯ 5000 EURO – Современный водевиль в двух действиях