Вопрос: я слышала, что до советизации в Грузии градоначальниками были исключительно армяне. Подскажите, где можно найти информацию о них. С уважением Ирэн Майзел (Кардамян) из Кельна (Германия)Ответ:
Известно, что еще в XII-XIII века, когда градоначальники Тифлиса были известны как наместники амира или шаапы, эту должность занимали армяне - князь Васак Арцруни, его брат Курд Арцруни и Шадин (Бадин).
Известно, также, что с начала XVII по 1801 год, когда городом управлял мелик или мелик-староста (по-грузински мамасахлиc), эту должность занимали исключительно представители армянского рода Бейбудянов (Бебутовых).
Начиная с 1840 года, когда после 40-летнего перерыва была утверждена должность городского головы Тифлиса, по 1917 год эту должность, за исключением двух случаев, также занимали исключительно армяне.
Этой теме посвящена книга Самвела Карапетяна "Мэры Тифлиса», изданная в издательстве "Гитутюн" под эгидой «Организация по изучению армянской архитектуры» (RAA). Неизвестно, существует ли в истории науки прецедент подобного исследования, однако бесспорно, что новая работа Самвела Карапетяна ничего общего с щедринской историей градоначальников не имеет. А если какое-то сходство и есть, то только в том, что оба автора, характеризуя деятельность своих героев, чаще всего используют один критерий: построил - разрушил.

Самвелу Карапетяну удалось научно доказать, что на протяжении почти восьми веков сорок пять из сорока семи известных мэров Тифлиса были армянами, иначе говоря, во все времена город управлялся мэрами-армянами, будь то в период расцвета Грузинского царства, персидского, турецкого или русского владычества.
Это удивительное явление в свою очередь также имеет достаточно простое объяснение: согласно источниковедческим данным (педантично приведенным в книге), начиная со средневековья и до начала XIX века население Тифлиса состояло в основном из армян. (В 1803 году из общего населения 11906 жителей, 8982 были тифлисцы армянского происхождения).
Однако любопытно, что Тифлис управлялся армянами и с 1840 по 1917 год, когда армяне хотя и были национальным большинством, тем не менее, составляли менее половины общего числа населения Тифлиса.
В книге представлены все сорок семь мэров Тифлиса – даны их полные имена, титулы, приведены все известные биографические сведения, даже фотографии и места захоронения (в пределах Грузии ни одна могила мэров-армян не сохранилась).
Без сомнения, уникальную ценность представляют опубликованные в книге списки членов правления Городского совета Тифлиса с указанием национальности, протоколы заседаний, подробности избрания того или другого кандидата.

Надо ли говорить, какой огромный материал пришлось изучить автору в процессе проведения подобного сложнейшего исследования - достаточно сказать, что книга содержит свыше 700 ссылок на десятки использованных первоисточников, архивных документов, периодики и литературы на армянском, русском, грузинском и иных языках.
Однако, безусловно, основное внимание автора сосредоточено на созидательной деятельности мэров - в книге подробно показано, что именно было построено в Тифлисе тем или иным градоначальником.
Так, только в одном абзаце, посвященном А. С. Матинянцу (1878-1891), сказано: "При А. С. Матинове основана была бойня, ломбард, устроен Авчальский водопровод, перестроен город, дом на Эриванской площади, Верийский мост, проведена канализация и впервые возникли проекты учреждения в Тифлисе высшего учебного заведения и бальнеологической станции..." Любовь к родному городу (новые власти которого уничтожили его могилу и надгробие в 1938 году) А. С. Матинянца была столь велика, что, не удовлетворившись сделанным при жизни, он завещал ему все свое огромное состояние (свыше 200 тыс. рублей).
Как справедливо пишет С. Карапетянв конце своей книги, то, что построено не на родине, построено на песке.

Более тридцати пяти грузинских мэра, управлявших Тбилиси после 1921 года, не только не сохранили память о своих предшественниках – на основании их решений были уничтожены могилы армянских мэров, на протяжении 800 лет возводивших и благоустраивавших Тифлис, но и не особенно стремились сохранить, построенное армянами.
Сегодня мало что осталось от армянского Тифлиса, а из того, что осталось, большинство находится в достаточно плачевном состоянии.