Warning: fopen(/home/armenian/domains/armenianarthall.com/public_html/engine/cache/system/cron.php): failed to open stream: Permission denied in /home/armenian/domains/armenianarthall.com/public_html/engine/modules/functions.php on line 276 Warning: fwrite() expects parameter 1 to be resource, boolean given in /home/armenian/domains/armenianarthall.com/public_html/engine/modules/functions.php on line 277 Warning: fclose() expects parameter 1 to be resource, boolean given in /home/armenian/domains/armenianarthall.com/public_html/engine/modules/functions.php on line 278 Warning: fopen(/home/armenian/domains/armenianarthall.com/public_html/engine/cache/related_197.tmp): failed to open stream: пФЛБЪБОП Ч ДПУФХРЕ in /home/armenian/domains/armenianarthall.com/public_html/engine/modules/functions.php on line 334 Warning: fwrite() expects parameter 1 to be resource, boolean given in /home/armenian/domains/armenianarthall.com/public_html/engine/modules/functions.php on line 335 Warning: fclose() expects parameter 1 to be resource, boolean given in /home/armenian/domains/armenianarthall.com/public_html/engine/modules/functions.php on line 336 Warning: fopen(/home/armenian/domains/armenianarthall.com/public_html/engine/cache/informer_1_simple.tmp): failed to open stream: пФЛБЪБОП Ч ДПУФХРЕ in /home/armenian/domains/armenianarthall.com/public_html/engine/modules/functions.php on line 334 Warning: fwrite() expects parameter 1 to be resource, boolean given in /home/armenian/domains/armenianarthall.com/public_html/engine/modules/functions.php on line 335 Warning: fclose() expects parameter 1 to be resource, boolean given in /home/armenian/domains/armenianarthall.com/public_html/engine/modules/functions.php on line 336 Конфликт двух церквей, проповедующих христианство » Armenian Art Hall

Сделать стартовойДобавить в избранное
 
 
 
 
Мы армяне Гость номера Армянский бренд Это интересно Панармянские форумы Кулинарная Армения Вопросы и ответы
 
   
 
СЕКРЕТ 73

СЕКРЕТ 73...От Карена Кочаряна: "...никогда не забывайте слова нашего великого поэта Егише Чаренца - "...Наша сила в единстве..."
 

показать все статьи

 
     
 
   
 
Сингапурские чудеса армян

Сингапурские чудеса армян...За два столетия летопись острова и история армянских поселенцев настолько тесно переплелись между собой, что в пятидесятую годовщину независимости Сингапура символы армянского наследия небольшой общины были включены в праздничные мероприятия этой страны...
 

показать все статьи

 
     
 
   
 
НЕСГИБАЕМЫЙ АРЦАХ/Ашот Бегларян

НЕСГИБАЕМЫЙ АРЦАХ/Ашот Бегларян...Ашот Бегларян – помощник президента НКР, писатель, журналист, член союзов писателей Нагорного Карабаха и Армении
 

показать все статьи

 
     
 
   
 
Гимн СССР и Москвы: армянский след

Гимн СССР и Москвы: армянский след...Фамилии с окончанием на «...ян» встречаются при изучении истории гимна Москвы и СССР...
 

показать все статьи

 
     
 
   
 
Некоторые программы Министерства Диаспоры Республики Армении на 2017 год

Некоторые программы Министерства Диаспоры Республики Армении на 2017 год..."Ари Тун", Летняя школа "Спюрк", фестиваль "Поем песни Комитаса" и другие мероприятия, организованные Министерством Диаспоры Республика Армении в 2017 году...
 

показать все статьи

 
     
 
   
 
Сыр и мороженое в домашних условиях. Полезные советы...

Сыр и мороженое в домашних условиях. Полезные советы......Молоко, сметана, лимон и немного времени для вкусного и полезного домашнего сыра...Мороженое за 3 минуты плюс время на заморозку, по вкусу не уступает пломбиру...15 продуктов, которые не только помогут вам укрепить память, но и заставят ваш мозг работать более быстро и также регенерировать костную ткань.
 

показать все статьи

 
     
 
   
 
 
Приемная консулаДобро пожаловать в Приемную Консула Республики Армения в Грузии. Здесь Вы можете задать вопрос по любой, волнующей Вас, теме, связанной с консульскими услугами и, заполнив форму, направить электронное послание в адрес нашей редакции.
 

войти в приемную

 
     
 
   
 
Апостолы атомного века - Киракос Метаксян, Самвел Кочарянц, Артем Алиханов и другие

Апостолы атомного века - Киракос Метаксян, Самвел Кочарянц, Артем Алиханов и другие...Нам остается неотъемлемое право гордиться тем, что все эти действительно выдающиеся люди – наши соотечественники, тем, что в их жилах текла армянская кровь...
 

показать все вопросы и ответы

 
     
 
   
 
Европейские армянские игры-2017 в Женеве
 
Европейские армянские игры-2017 в Женеве
показать все репортажи
 
     
 
     
 
 
Конфликт двух церквей, проповедующих христианство
 
 
Вопросы и ответы
 
   
Вопрос: Расскажите о статусе Армянской Апостольской Церкви (ААЦ) в Грузии. Правда что у Епархии в Грузии статус одинаковый с любым продуктовым магазином? Артем Григорян. Ереван, Армения

Ответ: До сих пор правительство Грузии отказывается дать юридический статус Грузинской епархии Армянской апостольской церкви.

Конфликт двух церквей, проповедующих христианство У Грузинской епархии ААЦ отсутствует статус юридического лица. Она сейчас действует в Грузии в качестве общественной организации. Все призывы и заявления армянской стороны по этому поводу пока что не увенчались успехом..

Иными словами, она не зарегистрирована как организация, имеющая право на свою собственность, на расширение этой собственности, на осуществление хозяйственной деятельности и оперативное управление движимой и недвижимой собственностью.

Во всех других странах все подразделения и структуры ААЦ – епархии, экзархаты, патриархии и патриаршества – наделены статусом юридического лица, соответственно, правом на собственность. Большинство епархий ААЦ функционируют в России, Европе и в Новом Свете.

Что касается Азии, то кроме Грузинской епархии здесь функционируют еще три епархии ААЦ – в Иране (Атропатенская, Тегеранская, Исфаханская), по одной в Ираке (Иракская епархия), Сирии (Берийская епархия), Египте (Египетская епархия), экзархат Индии и Дальнего Востока (Индия, Сингапур, Индонезия, Бирма, Китай), а также Константинопольский патриархат ААЦ (Турция) и Иерусалимская патриархия ААЦ (Израиль).

И вот, из всего этого множества, только «грузинское подразделение» ААЦ не имеет статуса юридического лица.

Обратимся к недавней истории этого вопроса в Грузии. В начале XX века только в Тифлисе было 27 армянских церквей, из которых сегодня остались только две - Сурб Геворг (Мейдан) и Нор Эчмиадзин(Авлабар).

Конфликт двух церквей, проповедующих христианство Вот список этих 27-ми:
1- Норашен , Церковь Благовещения Богородицы - основана в 1467 году. ул.Армянский базар (ныне Леселидзе)
2- Мугни Сурб Геворг - построена в 1356 году . ул. Ахоспирели
3- Сурб Ншан - 1701 год. ул.Серебряная
4- Сурб Минас - в р-не Авлабар
5- Кусанац Сурб Степанос (женский монастырь) - постройка завершена в1727 году. находится у подножия крепости Нарикала в квартале Карапитах (арм.) или Клдис-убани (груз.),
6- Бетхееми Сурб Аствацацин или Петхаин - находится у подножия крепости Нарикала в квартале Карапитах (арм.) или Клдис-убани (груз.),
7- Карапи Сурб Геворг , в народе называлась Хихои Жам - построена в 1600 году. находится у подножия крепости Нарикала в квартале Карапитах (арм.) или Клдис-убани (груз.),
8- Нор Эчмиадзин - основана в 1806 г. строительство завершено в 1808-1809 гг. находится в р-не Авлабар
9- Шамхорецоц Сурб Аствацацин или Кармир Аветаран - построена в 1809 (по данным реестра армянских памятников). р-н Авлабар
10- Сурб Карапет - 1705г.(данные из списка армянских памятников). находится на горе между Чугурети и Авлабаром
11- Тандоянц Сурб Аствацацин (рядом с ней находится и прицерковная духоная семинария) - пр.Агмашенебели (бывш. пр. Плеханова и еще более бывший Михайловский пр.)
12- Ванк (собор + прицерковный комплекс) именовался так же "Паша-Ванк" или "Аранц-Ванк" - находился на територии на которой сейчас стоят здания 104 арм. школы и мин. культуры Грузии
13- Чугуретская Сурб Аствацацин - дата строительства неизвестна.
14- Вераи Сурб Хач - построена в 1850 году. находится на территории Верийского кладбища
15- Сурб Геворг - самая древняя из известных нам армянских церквей Тбилиси. датируется 631 годом!
16- Дзорабаши Сурб Геворг - дата возведения храма мне не известна. Церковь же располагалась недалеко от Шамхорецоц Сурб Аствацацин.
17- Камоянц Сурб Геворг - 1727 г или 1788г. ( точная дата не ясна). Церковь находилась напротив нынешней станции метро "Площадь Свободы",( быв. "пл. Ленина")
18- Зркинянц Сурб Геворг - построена в 1717 г. ,находилась на улице Грибоедова, рядом с Академией Художеств Грузии.
Конфликт двух церквей, проповедующих христианство 19- Джиграшен - точная дата возведения не ясна, их несколько
20- Сурб Саркис - строительство датируется 1737 г., церковь находилась в районе серных бань
21- Хрештакапетац - располагалась на Красильной улице, неподалёку от церкви Сурб Геворг; сейчас на её месте строится ("востанавливается") грузинская церковь
22- Сурб Григор Луспворич - находилась на Кахетинской улице, ныне - проспект Кетеван Цамебули.
23- Кукии Сурб Аствацацин - находилась на Михайловском проспекте (Плеханова - Агмашенебели), неподалёку от Воронцовского моста, на ее месте стоит уродливое здание бывшего Дома Моделей
24- Циранавор Сурб Аствацацин или Гегардаванк - церковь в р-не Крцаниси, если не ошибаюсь, сегодня это жилой дом
25- Навтлухи Сурб Геворг - была превращена в жилое здание.
26- Катухике Сурб Аствацацин - церковь располагалась на Майдане
27- Ходживанк (часовня) - в 1654 г. .В наши дни на месте этой церкви и ходживанкского кладбища стоит грузинская церковь Святой Троицы (Самеба)
(Информация взята из Живого Журнала по адресам: http://sigaretka7.livejournal.com/1591.html; http://sigaretka7.livejournal.com/14028.html и http://sigaretka7.livejournal.com/3312.html )

Конфликт двух церквей, проповедующих христианство Именно отсутствие юридического статуса, не позволяющее в законном порядке не только содержать собственность, но и отстаивать ее, еще при Советской власти предоставило возможность в одном только Тбилиси снести десять армянских церквей. В 30-ых годах XX века специальным постановлением Берия они были уничтожены.

Сносу подверглись уникальный трехглавый Ванкский собор, Джиграшен, Св.Саркис, Зркинянц, Камянц, Дзорабаш, Хрештакапетац, Кукии Сурб Аствацацин, Катухике Сурб Аствацацин, Сурб Григор Луспворич

Почти все остальные церкви были просто закрыты или отданы под другие нужды. В 90-ых храмы стали возвращать законным владельцам, и у нас в Грузии президент Гамсахурдиа передает все христианские культовые сооружения страны без различия их национальной или конфессиональной принадлежности, с баланса совета по делам религии на баланс Грузинской православной церкви. Некоторые армянские церкви в срочном порядке были "отреставрированы" и освящены как Грузинские Православные.

Конфликт двух церквей, проповедующих христианство Это – Кусанац Сурб Степанос, Бетхееми Сурб Аствацацин или Петхаин, Карапи Сурб Геворг,
Чугуретская Сурб Аствацацин, Сурб Карапет, Вераи Сурб Хач.

Некоторые армянские церкви просто не действуют, на них висит замок и туда не допускаются прихожане: Мугнинская церковь Св. Георгия, церковь Норашен, церковь Св. Минаса… И все это только в одном Тбилиси.

По мнению армянской стороны, придание юридического статуса Грузинской епархии ААЦ могло бы изменить ситуацию, уж по крайней мере не позволять грузинским властям и сановникам в «законном порядке» разрушать армянские церкви, взрывать часовни, стирать армянские фрески, ровнять с землей алтари.

Собственно, поэтому июньский визит Католикоса в Грузию и ожидался с нетерпением.

Конфликт двух церквей, проповедующих христианство В первые два дня визита Гарегин II на встрече как с Патриархом Илиа II, так и с политическим руководством страны поднял вопрос статуса епархии Армянской Церкви как юридического лица. В этой связи президент Михаил Саакашвили уже высказывался на предмет того, что ААЦ в Грузии получит статус только тогда, когда аналогичного статуса удостоится ГПЦ в Армении.

Грузинский патриарх Илиа II отметил, что, «говоря о церквах, нельзя забывать, что у обеих сторон есть свои требования, есть документы о том, что в Грузии есть армянские, а в Армении – грузинские церкви». Речь идет о пяти армянских халкедонитских культовых сооружениях на севере Армении (Ахтала, Кобайр и др.), на которые грузинская сторона предъявляет требования. Илиа II заявил, что они готовы сформировать комиссию ученых, которая обсудит факты обеих сторон.

Конфликт двух церквей, проповедующих христианство Параллельно пресс-служба Армянской Апостольской Церкви распространила сообщение, в котором говорится: «В ходе беседы духовных лидеров была достигнута договоренность дать юридический статус Грузинской епархии Армянской Апостольской Церкви в Грузии и Грузинской церковной общине – в Армении».

Между тем, грузинская община в Армении никогда не поднимала вопрос регистрации Грузинской православной церкви. "Думаю, это сугубо техническая задача, и она быстро найдет свое решение, так как все действующие в Армении религиозные общины не имеют проблем с регистрацией", - сказал один из депутатов Армянского собрания.

В рамках визита Католикоса имели место разговоры о том, что грузинская сторона намерена изучить армянское законодательство, чтобы выступить с предложениями относительно предоставления юридического статуса Грузинской православной церкви (ГПЦ) в Армении. Только после этого в Грузии будет принят закон о свободе совести и вероисповедания, которым, кроме ГПЦ, также другим религиозным общинам будет предоставлена возможность регистрации. Это очень длинный процесс и без политической воли грузинских властей вопрос застрянет в тупике.

Конфликт двух церквей, проповедующих христианство Духовные лидеры не подписывали никакого соглашения. "Текст коммюнике был неприемлем, поскольку он предполагал создание межконфессиональной комиссии по изучению вопросов относительно принадлежности церквей. Создание этой комиссии автоматически бы означало, что армянская сторона также ставит под сомнение факт принадлежности нескольких армянских церквей в Грузии, которые грузинская сторона объявила спорными", - разъяснила армянская сторона

В вопросе предоставления юридического статуса Грузинской епархии ААЦ духовенство Грузии руководствуется "принципом соразмерности", что не вполне понятно для Эчмиадзина,

…"В случае с Грузинской епархией ААЦ речь идет о несколько сот тысячной армянской общине Грузии, грузинская же религиозная община в Армении в разы уступает в количестве", - когда работы в этом направлении начнутся, грузинская церковь должна уточнить, что подразумевает декларированная ею "соразмерность"…

…"Очевидно, что грузинская сторона не учитывает де-факто существующую ситуацию. Духовное руководство Грузии пыталось продемонстрировать, что грузинская церковь в Армении имеет те же проблемы, что и армянская в Грузии. Это определенно не так, и такая постановка вопроса была одной из причин того, что коммюнике не было принято"…

Политолог Сергей Минасян оптимистично настроен по поводу предоставления статуса Грузинской епархии ААЦ. "Думаю, подвижки в этом направлении будут, однако меня удивила прозвучавшая с грузинской стороны формулировка о том, что армянская церковь получит в Грузии тот же статус, который будет иметь грузинская в Армении. Видимо, высшее духовное руководство Грузии неправильно информировали о ситуации в Армении по этому поводу.
Если в Грузии, кроме православной церкви, никакая другая традиционная религиозная община не имеет четкого юридического статуса, то в Армении с этим вообще проблем нет. ГПЦ в Армении в юридическом плане может иметь тот же статус, что и ААЦ, - сказал Минасян. - В таком случае, возникает вопрос, готов ли Тбилиси предоставить Грузинской епархии ААЦ идентичный с ГПЦ статус?".

Напомним, что речь с грузинской стороны идет о 5 армянских халкедонитских монастырях и соборах, расположенных на севере Армении, в частности, в Лорийской области, относительно которых грузинская сторона предъявляет требования. В их числе – средневековые исторические памятники в Ахтале и Кобайре, которые были построены представителями армянских династий, принявших православие.

Справка:

Конфликт двух церквей, проповедующих христианство Ахтала - монастырь и крепость на небольшом плато в ущелье реки Дебед (в настоящее время поселок городского типа Лорийского марза Армении)
В X в. крепость Птгаванк (Ахтала) стала важнейшим стратегическим пунктом царства Кюрикян-Багратидов. Надпись на армянском языке на хачкаре сообщает о возведении в 1188 году Мариам, дочерью царя Ташир-Дзорагета Кюрике, церкви Пресвятой Богородицы. В начале XIII в. атабек Иване Мхаргрдзели (Долгорукий) из рода Закарянов, влиятельное лицо при дворе грузинской царицы Тамары, перешедший из Армянской Апостольской в лоно Православной церкви, передает монастырь халкидонитам и перестраивает армянский храм.
Киракос Гандзакеци, автор XIII века и современник этих событий сообщает[1]:
Умер и Иванэ, брат Закарэ, и был похоронен в Пхиндзаанке, у входа в построенную им самим церковь; он отнял ее у армян и превратил в грузинский монастырь.
В XIII в. владельцами монастыря были Закаряны, Птгаванк стал крупнейшим халкидонитским монастырем и культурным центром Северной Армении, но административно являлся центром епархии Грузинской Православной Церкви. В алтарной апсиде главного храма была сделана предназначенная для архиерейского богослужения ниша, нетипичная для халкидонитских храмов Северной Армении. В сер. XIII в. в монастыре работал Симеон Плиндзаханеци, о чём свидетельствует сохранившийся в рукописи 1248 года колофон, «выполненный рукой недостойного Симеона», который переводил «с грузинского языка на армянский язык в стране армянской, в монастыре грузинском, который называется «Плиндзаханк»[2]. В XIV в. название «Плиндзаханк» исчезает из исторических источников. Предположительно с 30-х гг. XIV в. монастырь вошёл в Ахтальскую митрополию Мцхетского Католикосата. В 1438 г. впервые в источниках упоминается деревня с названием Ахтала как собственность Грузинского Католикосата. В нач. XVIII в. монастырь пришёл в запустение, при Атени Сиони существовало подворье епископа Ахтальского.
В 1801 г. указом российского императора Александра I Ахтала преобразована в центр Греческой Православной Церкви в Закавказье.
В настоящее время остается важнейшим местом паломничества греков, ежегодно 21 сентября отмечающих в Ахтале праздник Рождества Богородицы.

Конфликт двух церквей, проповедующих христианство Кобайр - монастырь, расположенный близ города Туманян, провинция Лори, Армения.
Монастырь был основан в 1171 году дочерю царя Ташир-Дзорагетского царства Квирике II Мариам. Через два века подвергся значительному разрушению во время сильного землетрясения. Руины известны прежде всего своими уникальными настенными росписями — фресками, созданными под влиянием армянской, грузинской и византийской культур. На рубеже XII—XIII веков монастырь был перестроен Закарянами, и переделан в армяно-халкидонскую церковь.
Сегодня в Кобайре проводятся реставрационные работы.


Но откуда и почему грузинская епархия в Армении? Более того, какую точку зрения на это имеют представители греческой общины, проживающие на севере Армении, которые являются прихожанами халкедонских церквей или, так сказать, их пользователями?

С другой стороны, мы действительно имеем дело с весьма деликатной ситуацией, когда Грузия, фактически, оспаривает армянскую принадлежность этих церквей. И мы, кажется, видим, что халкедонские церкви, находящиеся как на территории Грузии, так и на территории Армении (вопрос, которых поднимает именно армянская сторона), действительно, не могут принадлежать Армянской Апостольской Церкви.

Но, если эти церкви не принадлежат Армянской апостольской церкви, то это отнюдь не означает, что они не принадлежат армянам.

Мы сталкиваемся с серьезной проблемой - с вопросом идентичности армян, и видим, что у нас возникают серьезные проблемы с тем, чтобы стать хозяином нашей истории, наших исторических, религиозных памятников, когда в политике "одна нация, одна культура", которая имеет серьезный дефицит адекватности, печатью идентичности рассматривается исключительно принадлежность к Апостольской церкви, считая, что кроме апостольской, армяне не могут принадлежать к другой церкви. Это основополагающая, идущая из цивилизованных глубин проблема, которая серьезным образом стоит перед армянским народом. И здесь мы, пожалуй, должны осознать, что армянская идентичность, прежде всего - армянское государство, а не религиозная организация, какую бы значительную роль она не играла в жизни нашего народа и какую бы ценность не представляла собой.

Конфликт двух церквей, проповедующих христианство И в этом смысле очевидно, что вопрос армянских церквей в Грузии должен быть поднят не на межцерковном, а на межгосударственном уровне. Однако, безусловно, для этого, прежде всего, нужно, чтобы армянская сторона глубоко осознала, постигнув эту проблему, ознакомилась с его препятствиями, смогла избавиться от провинциальных стереотипов и мышления и была более широко мыслящей в вопросе собственной истории, особенно, в вопросе идентичности.

Здесь поднимается вопрос армянской общины Грузии. Эта многотысячная община имеет серьезный вес в населении Грузии, однако армянская община не имеет большого веса в экономической, политической и юридической сферах. Иначе, вопрос армянской принадлежности армянских религиозных и других памятников в Грузии, в первую очередь, должен быть поднят именно армянской общиной, так как армянские граждане Грузии, должны ожидать от своего государства адекватного отношения к памятникам, принадлежащим их гражданам, возвращая их хозяину - армянской общине, и давая возможность ухаживать за этими памятниками.

(фото взяты с restavratsia.hayastan.com, ЖЖ и свободных источников Интернета)
 
 

Смотрите также:

  • Шесть «спорных» церквей в Тбилиси – многолетний конфликт между Грузинской Православной и Армянской Апостольской Церквями
  • Только голые факты вокруг церкви Норашен в Тбилиси
  • "...А воз и ныне там"
  • Визит Католикоса всех армян Гарегина II в Тбилиси
  • Фотографии с мест событий


  •  
     
    #1 написал: Smiley (1 января 2017 03:28)
    Информация удалена из-за несоответствия формату журнала - комментарии коммерческого характера недопустимы
     
     
    Добавление комментария
    Включите эту картинку для отображения кода безопасности
    обновить если не виден код



     
         
     
     
      О проекте | Команда | Написать письмо в редакцию Rambler's Top100 Copyright © Armenian Art Hall. 2009