Warning: fopen(/home/armenian/domains/armenianarthall.com/public_html/engine/cache/system/cron.php): failed to open stream: Permission denied in /home/armenian/domains/armenianarthall.com/public_html/engine/modules/functions.php on line 276 Warning: fwrite() expects parameter 1 to be resource, boolean given in /home/armenian/domains/armenianarthall.com/public_html/engine/modules/functions.php on line 277 Warning: fclose() expects parameter 1 to be resource, boolean given in /home/armenian/domains/armenianarthall.com/public_html/engine/modules/functions.php on line 278 Warning: fopen(/home/armenian/domains/armenianarthall.com/public_html/engine/cache/related_192.tmp): failed to open stream: пФЛБЪБОП Ч ДПУФХРЕ in /home/armenian/domains/armenianarthall.com/public_html/engine/modules/functions.php on line 334 Warning: fwrite() expects parameter 1 to be resource, boolean given in /home/armenian/domains/armenianarthall.com/public_html/engine/modules/functions.php on line 335 Warning: fclose() expects parameter 1 to be resource, boolean given in /home/armenian/domains/armenianarthall.com/public_html/engine/modules/functions.php on line 336 Warning: fopen(/home/armenian/domains/armenianarthall.com/public_html/engine/cache/informer_1_simple.tmp): failed to open stream: пФЛБЪБОП Ч ДПУФХРЕ in /home/armenian/domains/armenianarthall.com/public_html/engine/modules/functions.php on line 334 Warning: fwrite() expects parameter 1 to be resource, boolean given in /home/armenian/domains/armenianarthall.com/public_html/engine/modules/functions.php on line 335 Warning: fclose() expects parameter 1 to be resource, boolean given in /home/armenian/domains/armenianarthall.com/public_html/engine/modules/functions.php on line 336 Патриарх Овсеп Вайодзорци, иерей Гевонд, полководец Вардан Мамиконян и другие герои армянского народа » Armenian Art Hall

Сделать стартовойДобавить в избранное
 
 
 
 
Мы армяне Гость номера Армянский бренд Это интересно Панармянские форумы Кулинарная Армения Вопросы и ответы
 
   
 
СЕКРЕТ 73

СЕКРЕТ 73...От Карена Кочаряна: "...никогда не забывайте слова нашего великого поэта Егише Чаренца - "...Наша сила в единстве..."
 

показать все статьи

 
     
 
   
 
Сингапурские чудеса армян

Сингапурские чудеса армян...За два столетия летопись острова и история армянских поселенцев настолько тесно переплелись между собой, что в пятидесятую годовщину независимости Сингапура символы армянского наследия небольшой общины были включены в праздничные мероприятия этой страны...
 

показать все статьи

 
     
 
   
 
НЕСГИБАЕМЫЙ АРЦАХ/Ашот Бегларян

НЕСГИБАЕМЫЙ АРЦАХ/Ашот Бегларян...Ашот Бегларян – помощник президента НКР, писатель, журналист, член союзов писателей Нагорного Карабаха и Армении
 

показать все статьи

 
     
 
   
 
Гимн СССР и Москвы: армянский след

Гимн СССР и Москвы: армянский след...Фамилии с окончанием на «...ян» встречаются при изучении истории гимна Москвы и СССР...
 

показать все статьи

 
     
 
   
 
Некоторые программы Министерства Диаспоры Республики Армении на 2017 год

Некоторые программы Министерства Диаспоры Республики Армении на 2017 год..."Ари Тун", Летняя школа "Спюрк", фестиваль "Поем песни Комитаса" и другие мероприятия, организованные Министерством Диаспоры Республика Армении в 2017 году...
 

показать все статьи

 
     
 
   
 
Сыр и мороженое в домашних условиях. Полезные советы...

Сыр и мороженое в домашних условиях. Полезные советы......Молоко, сметана, лимон и немного времени для вкусного и полезного домашнего сыра...Мороженое за 3 минуты плюс время на заморозку, по вкусу не уступает пломбиру...15 продуктов, которые не только помогут вам укрепить память, но и заставят ваш мозг работать более быстро и также регенерировать костную ткань.
 

показать все статьи

 
     
 
   
 
 
Приемная консулаДобро пожаловать в Приемную Консула Республики Армения в Грузии. Здесь Вы можете задать вопрос по любой, волнующей Вас, теме, связанной с консульскими услугами и, заполнив форму, направить электронное послание в адрес нашей редакции.
 

войти в приемную

 
     
 
   
 
Апостолы атомного века - Киракос Метаксян, Самвел Кочарянц, Артем Алиханов и другие

Апостолы атомного века - Киракос Метаксян, Самвел Кочарянц, Артем Алиханов и другие...Нам остается неотъемлемое право гордиться тем, что все эти действительно выдающиеся люди – наши соотечественники, тем, что в их жилах текла армянская кровь...
 

показать все вопросы и ответы

 
     
 
   
 
Европейские армянские игры-2017 в Женеве
 
Европейские армянские игры-2017 в Женеве
показать все репортажи
 
     
 
     
 
 
Патриарх Овсеп Вайодзорци, иерей Гевонд, полководец Вардан Мамиконян и другие герои армянского народа
 
 
Армянский бренд
 
   
Патриарх Овсеп Вайодзорци, иерей Гевонд, полководец Вардан Мамиконян и другие герои армянского народаАрмянская Церковь на протяжении веков составляла неразрывное целое со своим народом и сыграла значительную роль в национальной истории. Католикосы Армянской Церкви всегда рассматривались как гаранты стабильного существования и возрождения Армянской Церкви. Следует отметить, что в истории Армянской Церкви с 302 г. и по сей день насчитывается 134 Католикоса.

Героями нашего небольшого очерка являются, возведенный в сонм Святых, одиннадцатый Католикос всех армян Овсеп Вайодзорци ( годы правления 437-452 гг.), иерей Гевонд, полководец Вардан Мамиконян и другие герои армянского народа

Будущий Каталикос родился в селе Охоцим области Вайоц- Дзор провинции Сюник. Ученик Месропа Маштоца.
Был избран Католикосом единогласно в тяжелое для армян время.. Пользовался непререкаемым авторитетом. Его в то время поддерживали практически все армянские нахарары.

После векового соперничества в 387 г. Византия и Персия пришли к соглашению о разделе Армении. В 391 г. в Западной Армении византийцы упразднили власть Аршакидов, а в 428 г. в Восточной Армении был лишен трона последний царь Армении Арташес.

После падения царской династии Аршакуни в 428 г. Армения перестала быть независимым государством. Ее западная (меньшая) часть вошла в состав Восточной Римской империи (Византии), а восточная часть – в состав персидского государства Сасанидов.

Византийская часть Армении управлялась куропалатом (губернатором), обычно армянином по происхождению, имевшим ограниченную власть. Персидская часть управлялась марзпаном (правителем). Марзпан обладал верховной властью: он мог даже выносить смертные приговоры, но не мог нарушать вековые привилегии армянских нахараров (князей), каждый из которых был полунезависимым правителем в собственном княжестве и имел собственную небольшую армию.

Первоначально персы предоставили Армении значительную автономию. Должности марзпана, спарапета (главнокомандующего) и азарапета (ведавшего экономикой) оставались в руках армян.

«Великим судьей» в стране был армянский католикос (глава христианской церкви), сборщиками налогов были армяне. Страна переживала культурный подъем, связанный с деятельностью просветителя и изобретателя армянского алфавита Месропа Маштоца и его учеников. Строились церкви и школы, распространялась грамотность.

Всё изменилось в середине V века. В 438 г. персидским царем стал Йездигерд II. К 447 г. ему удалось нормализовать отношения с историческим врагом – Византией и после многолетней войны победить кочевников – кушанов. Упрочив свое положение, Йездигерд II решил ужесточить политику в отношении Армении.

Нового правителя Персии, в отличие от его предшественника – Бахрам Гура, можно назвать истинным «фундаменталистом» зороастризма. Он поддерживал ортодоксальных магов и настроенных против христианства аристократов в столичном городе.

В 448 г. Иездигерд II отправил в Армению послание с требованием принятия зороастризма. «Чтобы никто не смел называть себя христианином, — говорится в указе, — в противном случае будет судим мечом, огнем и виселицей». Этот ультиматум вызвал народное возмущение в Армении. В 449 г. Католикос Св. Овсеп I, ученик и преемник Св. Саака, вступивший на патриарший престол в 437 году, собирает в Арташате Национально-Церковный Собор при участии всех князей и духовенства, для ответа на послание Йездигерда.

II Собор отвечает Йездигерду буквально следующее: «В политических вопросах мы подчиняемся тебе — царю персидскому, а в религиозных вопросах — Богу нашему, Иисусу Христу. Итак, стихиям природы не будем служить, солнцу и луне, ветру и огню не будем поклоняться... Мы верим, что христианство есть единственная и истинная религия. И от этой веры никто и ничто не может нас отлучить — ни ангелы и ни люди, ни меч и ни огонь. Ибо не с человеком у нас обет веры, чтобы, как дети лгать тебе, а нерасторжимо с Богом, с Которым нет способа порвать и прочь уйти, ни ныне, ни после, ни вовек, ни во веки веков».

Этим ответом Собор высшего духовенства и знати вежливо, но твердо отверг требования персов о принятии зороастризма. Армянский историк Егише приводит ответ армян персидскому царю: «… Если ты оставишь нам нашу веру, то здесь, на земле, не будет у нас другого повелителя, кроме тебя; а на небе – другого бога, кроме Иисуса Христа; так как нет другого бога, кроме него. Но если ты потребуешь от нас отречься от веры, то вот они мы: пытай нас, делай с нами что хочешь… мы умрем как мученики, и Он (бог) сделает нас бессмертными…».

В ответ, разочаровалнный и разгневанный Йездигерда II, вызвал наиболее знатных нахараров (армянский дворянский титул) Армении, в том числе марзпана Васака Сюни и спарапета Вардана Мамиконяна в свою столицу Ктесифон. Там, вопреки традиции, царь не удостоил гостей торжественным приемом и потребовал от армян на рассвете с восходом солнца упасть на колени, приветствуя «великолепное светило» (почитание солнца и огня является важным элементом зороастризма).

Армяне подчинились этому требованию ради спасения жизней собственных и своих семей. Йездигерд II остался очень доволен, назвал армянских вождей «моими любимыми друзьями» и отправил их обратно с подарками и 700 магами (жрецами зороастризма), чтобы обратить в зороастризм и весь армянский народ.

Армянский народ, полтора века назад принявший христианство, отнюдь не горел желанием принимать новые порядки. В стране началось восстание, давшее начало созданию массового народного движения "ВАРДАНАНК", объединившего весь армянский народ: дворянство, духовенство и крестьянство.

Свое название движение получило в честь своего лидера – Вардана Мамиконяна. Вардан Мамиконян, отбывший было со своей семьей в византийскую Армению, где он хотел мирно доживать свои дни, был призван соотечественниками обратно и встал во главе восстания.

Первая вспышка восстания произошла в конце сентября 449 года, когда возвращавшиеся из Ктесифона армянские нахарары вместе с сопровождавшими их магами и отрядом войск достигли селения Ангх в области Багреванд.

Шинаканы во главе с Гевондом Иереем изгнали из селения магов, которые собирались превратить церковь в зороастрийское капище. Подобное выступление имело место и в городе Зарехаване.

После событий в Ангхе и Зарехаване движение охватило всю Армению; назревала народно-освободительная война. Нахарары, духовенство, крестьяне поклялись до конца бороться за независимость страны.

Непосредственное руководство восстанием взял на себя спарапет, Вардан Мамиконян, а марзпан Васак Сюни занялся подготовкой народного восстания.

В результате этого в течение 35 лет Армения будет находилась в состоянии непрерывной партизанской войны с персами.

Активный деятель антисасанидского движения в 449-451 гг. Католикос Овсеп вместе с некоторыми духовными лидерами побывал во всех регионах Армении, поднимая боевой дух народа.

Удалось достичь успеха у Атиллы – тот обещал вторгнутся в сасанидские владения в случае начало войны.

Народы Кавказа, на поддержку которых рассчитывали восставшие, в результате подрывной деятельности Васака Сюни, также не пришли на помощь – Васак Сюни, командовавший одной из трех повстанческих армий, открыто перешел на сторону персов. Так в стране началась гражданская война.

Война началась успешно для армянской стороны: армянские войска одержали ряд побед. Осенью 450 г. повстанцы оттеснили войска Васака Сюни в труднодоступную горную местность.

Повстанцы отправили посланников к византийскому императору Маркиану, но тот, занятый отражением угрозы со стороны гуннов под предводительством Аттилы, не смог, или не захотел оказать им никакой помощи.

Мамиконян, надеясь прекратить кровопролитие, отправил послание Ездигерду II, предлагая подчинение в обмен на религиозную свободу для армян.

Несмотря на благоприятный ответ Ездигерда II, война скоро вспыхнула вновь. Персидский царь послал в Армению огромную армию под командованием Мушкана Нисалавурта, к которой присоединился и Васак Сюни со своими сторонниками.

Узнав о походе сасанидской армии, собранная в Арташате армянская армия (ок. 66 000 человек) начала продвигается в сторону последней. Сасанидская армия, продвигаясь по северным берегам озера Урмия, а далее по левому берегу реки Аракс, уже к середине мая дошла до гавара Артаз. Здесь, имея впереди ровное поле и пешепроходимую реку Тхмут и надеясь этим в полной мере использовать численное преимущество, армия Мушкана встало лагерем и начала дожидаться армянской армии.

Ранним утром 26-ого мая 451 года, перед рассветом, накануне праздника Пятидесятницы в Васпуракане, к северу от озера Капутан (ныне оз. Урмия, территория современного Ирана — прим. ред.), войска выстроились для боя – армянская армия на северном, персидская армия на южном берегу реки Тхмут.

В армянской армии было много невоенных людей: священников, крестьян, взявшихся за оружие. Большую часть армии составляла пехота: лучники, копьеносцы и меченосцы. Но главную боевую силу представляла легкая и тяжелая кавалерия, вся в боевых доспехах.

Персидская армия была гораздо больше армянской, она состояла из 230 000 тыс. воинов. Наиболее сильными ее частями был 10-тысячный конный отряд "бессмертных" под непосредственным командованием Дохвча, а также отряд боевых слонов, на каждом из которых была железная башня, полная лучников.

Произошло решающее сражение, известное под названием Аварайрской битвы, которая явилась первой во всеобщей истории вооруженной самозащитой христианства.

Патриарх Овсеп Вайодзорци, иерей Гевонд, полководец Вардан Мамиконян и другие герои армянского народаГлавнокомандующий армянской армии князь Вардан Мамиконян и верные ему князья дали обет отстоять родину и веру ценой жизни. Повстанцы, окрыленные проповедями католикоса Овсепа I и иерея Гевонда, призывами князя Вардана, были непоколебимы. «Если даст Господь победу рукам нашим – истребим силы их, чтобы поднялась сторона правая! – призывал князь. – А если время жизни нашей настигнет в этом сражении священная смерть, примем ее с радостным сердцем. Смерть неосознанная – смерть, смерть осознанная – бессмертие!».

Накануне битвы святые отцы отслужили молебен. С восходом солнца Князь Вардан повел свои полки навстречу персам. Лучники обоих сторон приблизились к краю реки и начали метание стрел.

После продолжительного обмена ударами лучников по всему фронту, битва постепенно начала разгораться. Мелкие отряды с той и с другой стороны начинали переходить реку и нападать друг на друга. В результате получилось так, что уже к полудню армянскому левому флангу удалось не только разгромить правый фланг персов, но и, нанеся ему чувствительные потери, отбросить далеко за речную полосу.

Почувствовав решающее значение момента, объединённые силы отдельного кавалерийского отряда левого фланга, часть сил левого фланга и центра, а также часть сил ополчения, под личным руководством спарапета Вардана Мамиконяна, нанесли правому флангу персов сокрушительный удар и прорвали его оборону.

Параллельно с этим, решительный удар по персам был нанесен и в центре и на правом фланге армян. По всему фронту разгорелся жаркий бой.

Преследуя отступавшие силу противника, отряд спарапета все более углублялся в ряды вражеской армии. Персы вынуждены были перебросить на этот участок новые силы. Вследствие этого было облегчено положение армян в центре и на правом фланге. Но если Мушкан Нисалвурт стремился взять отряд спарапета в тиски и раздавить его, то он тогда и не думал, что отряд спарапета... именно этого и добивается.

Преследуя врага и все большее углубляясь в ряды правого фланга противника, отряд Вардана Мамиконяна напал на "бессмертных" и, разбив и их, а потом обратив в бегство полк слонов и приставленную к ним пехоту, обратила превратившегося в беспорядочную массу весь правый фланг вражеской армии в бегство. После этого армянский отряд стал маневрировать в рядах сасанидского фланга, нанести вражеской армии страшный урон.

Персидская сторона, опираясь на численное превосходство и пользуясь тем, что сил отряда Вардана не хватает для преследования бежавших, вернулась в строевое состояние. Персидский резерв, остатки персидского правого фланга, полк слонов и "бессмертные" стали окружать отряд спарапета.

Князь Вардан рубил врага плечом к плечу с солдатами и священниками. Как сказал летописец, «каждый человек в душе был церковью и сам же священником». В разгоревшемся в глухом окружении многочасовой схватке к концу дня смертью храбрых пал сам Вардан и, нанеся противнику тяжелые потери, погибли почти все воины его отряда.
К вечеру армянская армия отступила по всему фронту и на северном берегу реки Тхмута заняла сильные оборонительные позиции. Персидская армия перешла в наступление, но армянская армия упорной обороной и частными контратаками раз за разом отбрасывала врага на южный берег реки. С наступлением темноты, битва стала утихать.

Обе армии расположились на своих берегах реки. Ночью, выжившие армянские князья, начали совещание. Совещание пришло к выводу, что Армянская армия выполнила свою боевую задачу – противнику нанесен сильный урон и армянская армия в течении ночи незаметно отступила.

Армяне потеряли около 38.000 человек; в их числе и 1.036 человек из княжеских родов – отряд Вардана Мамиконяна. Пали почти все командиры с помощниками флангов армянской армии и центра.
Сасанидская армия потеряла 130.000 убитых и раненных, из которых 9 человек из высшего командирского состава армии, а так же 3.544 человек потеряли армяне из армии Васака Сюни, выступавшие на стороне персов.

Отойдя в неприступные горные районы страны, армяне перешли к партизанским действиям и отказывались сдаваться.

Персидский командующий в своих донесениях царю отмечал, что все карательные действия приводят не к подчинению, а только к разорению страны, что противоречит учению зороастризма. Он также обвинил Васака Сюни в неспособности прекратить кровопролитие. Васак был отправлен в Ктесифон, где над ним состоялся суд. Йездигерд II приговорил Васака к смерти и тот умер в заключении.

Воспользовавшись затруднениями персов в Армении, их вновь атаковали гунны и имели успех, разорив провинцию Атрпатакан. Причиной поражения персов было ослабление армии, вызванное восстанием армян, но зороастрийские маги обвинили в поражении армянских священников. По их мнению, причиной поражения было то, что христиане потушили священные зороастрийские огни, тем самым оскорбив богов.

Самым известным из них был 70-летний иерей Гевонд Ванандеци (ок. 381-454). Он стал первым армянским священником, призвавшим к оружию против персидских посягательств на отечественные христианские святыни. А после Аварайрской битвы за родину и веру он в числе 35 священнослужителей не давал угаснуть волне национально-освободительного движения.

По приказу персидского царя Иездигерда II эти священники были арестованы и брошены в застенок, где им было предложено принять огнепоклонство в обмен на жизнь. Священники отклонили предложение и Йездигерд II приказал казнить армянского католикоса и многих других священников. 26 июля 454 г. Они были казнены.

Вот имена некоторых из них: католикос Овсеп I Вайоцдзореци, иерей Гевонд Ванандеци, Рштуникский епископ Саак, Басенский епископ Татик, священники Муше и Самвел, иереи Аршен и Овсеп, дьяконы Каджадж и Абраам. С ними вместе в застенке содержались иереи Абраам Хостованох Зенакеци и Хорен, которым персы отрезали уши и отправили на каторгу. Спустя двенадцать лет Хорен умер в ссылке, а Абрааму удалось вернуться на родину, где он стал епископом Бзнуникским.

В честь иерея Гевонда Армянская церковь объединила святых мучеников под именем Гевондянц по имени иерея Гевонда, первым поднявшего народ на защиту веры.
Тридцать пять армянских нахараров, которые явились в Ктесифон для ведения переговоров, были вероломно арестованы и сосланы на северо-восточные границы Персии воевать с кочевниками. Они смогли вернуться на родину только через 12 лет.

Армения была разорена, приток налогов и воинов оттуда в Иран резко сократился. В попытке исправить ситуацию Йездигерд II разрешил армянам исповедовать христианство, а тем, кто силой был вынужден перейти в зороастризм, разрешил вернуться к прежней вере.

В 484 году был подписан Нварсакский мирный договор между Арменией и Персией, в котором персы признали право армянского народа на свободу исповедания христианства.

***

Эпилог.

Патриарх Овсеп Вайодзорци, иерей Гевонд, полководец Вардан Мамиконян и другие герои армянского народаХотя армянские войска и потерпели поражение, однако Аварайрская битва возвысила и воспламенила армянский дух настолько, что он стал способен жить вечно.

Аварайрская битва стала свидетельством того, что воистину никакая сила не отвратит армян от христианской родины. Армянская церковь причислила князя Вардана и его 1036 соратников к лику святых. Церковь соединила день памяти Варданидов с днем мучеников Вачеанц. День Аварайрской битвы отмечается в Армении как национальный и церковный праздник.

Надо отметить и то, что в Халкидоне в 451г. в октябре состоялся IV Вселенский Собор, созванный в мае того же года императором Византийской империи Маркианом, который незадолго до этого указа отказал армянскому посольству в просьбе о военной помощи в защите христианского вероисповедания. Таким образом, еще до Собора были отвергнуты Слова Божии и наставления святых отцов.

Итак, мы видим, тогда как христианский мир в Халкидоне решал христологические споры, целый христианский народ, будучи брошенным на произвол судьбы своими братьями по вере во Христа, защищал христианскую веру, от нападок языческой Персии.

Когда в заточении под пытками находился Пастырь Армении со своею паствой, участники Собора со спокойной совестью решали вопрос о том, кто же умер на кресте?

Армянский народ сохранил в неравной борьбе, как свою веру, так и целостность Церкви, ибо «христианство для нас это не одежда, которую можно менять, оно наша кожа, которую невозможно снять». А вот Халкидонский Собор стал причиной разделения Церкви...
 
 

Смотрите также:

  • АРМИЯ ДРЕВНЕЙ АРМЕНИИ
  • Из истории Армении IV-III веков до н.э.
  • Секрет Шестой: почитать память тех, кто на протяжении веков фиксировал историю нашего народа
  • Кратко о летописцах тысячелетий армянской истории
  • Сардарапат, Каракилис и Баш-Аппаран...


  •  
     
    #1 написал: Антон (27 июля 2019 16:26)
    Перезвоните мне пожалуйста по номеру 8(999)529-09-18 Антон.
     
     
    Добавление комментария
    Включите эту картинку для отображения кода безопасности
    обновить если не виден код



     
         
     
     
      О проекте | Команда | Написать письмо в редакцию Rambler's Top100 Copyright © Armenian Art Hall. 2009