...Мы, армяне Тбилиси, даже в сильно урезанном количестве (по данным социального опроса в 2002 году армян в городе осталось около 80 тысяч человек) составляем неотъемлемую часть нашего общества.
У нас есть многое, но нет самого главного – сплочённости. Те разные группки, которые открываются как на дрожжах и насчитывают сегодня уже около сорока организаций, утверждающих, что они представляют весомую прослойку армян города, мягко говоря, путают желаемое с действительным.
Нет у нас ни координационного центра, который смог бы объединить усилия тех немногих организаций, существующих не только на бумаге, ни достойного лидера, словам которого могли бы поверить все армяне.
Что необходимо для выполнения первоочередных задач по сохранению национальной самобытности, стоящих перед армянским обществом города. Правильно. Я согласен – финансы.
А где их взять? А где берут евреи, греки, китайцы? Где берут армяне Ирана, Аргентины, Австралии или ещё какого-нибудь другого государства? Кто их им даёт? Они сами их зарабатывают.
Создали общественный фонд. Вложили туда какие-то свои средства. Выбрали достойных людей, которые управляют деньгами фонда. Выбрали ещё более достойных людей, которые контролируют действия людей, управляющих фондом. Раз в год все отчитываются за те деньги, которые прошли через фонд за истекший период и намечают, на что потратить и сколько в текущем году. В любой момент времени любой участник общественного фонда имеет доступ к документам фонда, которые публикуются в газете и в электронном виде.
Так поступают армяне в других странах. А мы что хуже их? Или среди 80 тысяч армян города не найдутся достойные, которым мы сможем доверить управлять нашими вложенными в фонд средствами? А ведь не так уж много и надо.
Даже исходя из данных социологического опроса 2002 года по поводу 80 тысяч армян – это в среднем около 20 тысяч семей. Пусть если даже не каждая, а только четвёртая армянская семья вложит в фонд один лар в месяц из своего бюджета, то это составит около 60 тысяч лар в год.
На эти деньги можно многое сделать. И открыть культурно-спортивные секции с бесплатным посещением детей, и выпускать периодические издания, и подготавливать бесплатно наших детей к поступлению в ВУЗ, и изучать культуру, историю и язык своего народа, и даже создавать новые рабочие места, и многое, многое другое, т.е. постоянно создавать для живущих в городе армян условия нормального интегрирования в гражданское общество Грузии.
Ведь всё так просто. За чем же дело стало? Необходимо созвать городскую конференцию и обсудить наболевшие вопросы.
А как это сделать, чтобы конференция не превратилась в сборище орущих и не слушающих друг друга людей, обменивающихся взаимными упрёками и компроматами?
Вот вопрос, на который жду ответа.
Вардан Мамиконян. Тбилиси
P.S. Иван Крылов
ЛЕБЕДЬ, ЩУКА И РАК
Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдет,
И выйдет из него не дело, только мука.
Однажды Лебедь, Рак, да Щука
Везти с поклажей воз взялись,
И вместе трое все в него впряглись;
Из кожи лезут вон, а возу все нет ходу!
Поклажа бы для них казалась и легка:
Да Лебедь рвется в облака,
Рак пятится назад, а Щука тянет в воду.
Кто виноват из них, кто прав, – судить не нам;
Да только воз и ныне там.
Ответ редакции на письмо В. МамиконянаВопрос очень сложный и требует специальных исследований в области общей психологии человека.
Раньше, во времена Советского Союза, была одна партия – Коммунистическая, и один из социальных признаков разделения в том обществе – коммунист человек, или беспартийный. И если коммунист – то партийный функционер или просто примкнувший.
Для партийного функционера, не важно, какого он был уровня, были открыты все двери к привилегиям и дефициту. Для партийцев низкого ранга двери были невысокие и узкие. Чем выше он поднимался по иерархической партийной ступеньке – двери становились все шире и выше. Остальные же члены общества довольствовались остатками от «общего пирога» и не задумывались о лучшем.
Но вот наступил день, когда огромный колосс на глиняных ногах, называемый СССР, рухнул так, что пронеслась ударная волна, затронувшая всех и вся далеко за пределами его территории. От когда-то мощной державы, державшей под прицелом остальной мир, в одночасье остались осколки, в виде пятнадцати «независимых» государств.
Что же стало с партийными деятелями, населявшими это огромное пространство?
Кое-кто из партийных функционеров высочайшего ранга стал президентом в своих государствах, вновь на высоте и живет припеваючи. Некоторые партийные функционеры рангом пониже превратились в крутых бизнесменов-олигархов, а некоторые занялись своим привычным делом – партийным строительством. Появилось множество партий. Это тоже стало частью бизнеса. Здесь стали крутиться большие деньги. При правильной организации «дела» возможен успех – как моральный, так и финансовый. И все это видят. Видят и наши соплеменники – братья армяне.
Надо отметить, что современный тбилисский армянин – это особый тип армянина, отличающийся от всех остальных. Сегодня, в большинстве своем он не знает родного языка, но претендует на исключительность, небезосновательно считая Тбилиси – одним из исторических центров армянства в мире. Патриотизма ему не занимать, но в нем сильно развито чувство недоверия ко всему. Есть среди них и бывшие партийные чиновники, и государственные служащие, и люди бизнеса, и люди, считающие себя представителями интеллигенции, и просто трудяги.
У многих из них есть желание воспрепятствовать усиливающимся тенденциям ассимиляции армян в городе, который создан руками их предков. И каждый видит свой путь в достижении цели, состоящей в самоидентификации армянами Грузии.
Одним кажется, что этот путь кардинально отличается от предлагаемых других путей и является единственно правильным. И только они и возглавляемая ими организация приведет армян к заветной цели, не смущаясь при этом тем обстоятельством, что организация состоит-то всего из одного человека – его самого.
Другие поступают хитрее. Создают сеть, состоящую из множества номинальных организаций, постепенно завоевывая привлекательность для грантодателей не своими делами и проектами, а наличием этой разветвленной сетью. Надо сказать, это приносит свои плоды.
Третьи – просто действуют, исходя из сегодняшних потребностей, и возможности удовлетворять эти потребности. Их немного, но они – те самые, на которых можно опереться и доверить общее дело.
Идея созыва городской конференции представителей армянских организаций не нова. Эта идея витает в воздухе уже несколько лет. Есть, разработанный специально к организации такой конференции, т.н. «Кодекс чести» участвующих в ней субъектов.
Но нет организатора, или – пока нет, способного собрать всех действующих ныне субъектов вместе, как раз по причине того, что Вы указали в своем письме, а именно – большой вероятности обмена упреками и компроматами. Хотя, на наш взгляд, Епархия Святой Армянской Апостольской Церкви в Грузии - именно та авторитетная организация, которая могла бы собрать за круглый стол всех и потребовать выполнения всеми участниками положений «Кодекса чести». Но она, по неизвестным для нас причинам, до сих пор уклоняется от каких-либо активных действий в этом направлении.
Большое стремление в деле объединения усилий разрозненных армянских организаций города в направлении сохранения языка, культуры, традиций и национальных обычаев проявляет недавно созданное министерство РА по делам Диаспоры, возглавляемое министром Грануш Акопян.
Нашей редакцией планируются проведение различных интервью с руководящим составом министерства и ответственными работниками по его различным программам. Также планируются встречи и интервью с различными общественными и политическими деятелями, действующими на "армянском поле" в Диаспоре.