
Секрет Пятнадцатый: трудолюбие, честность, порядочность, доброта, отзывчивость, благородство, благожелательность, желание помочь собрату-армянину – вот характеристика данная армянам и завоеванная в веках в глазах народов, принявших армян в качестве беженцев, покинувших родину в тяжелые моменты ее истории.
Чем же это достигнуто? А тем, что настоящий армянин бережно относится не только к сохранению родного армянского языка, но и совершенствует свое знание языка народа, принявшего его в тяжелую для него минуту истории.
Не секрет, что большая часть армян осела в огромной России. Только этнических армян, граждан России, по разным подсчетам – более трех миллионов. А если учесть и количество покинувших родную Армению в последние годы и прибывших на заработки в Россию – то эта цифра приблизится почти к пяти миллионам, т.е. почти половина всех армян мира говорят и понимают по русски.
Как же относятся к русскому языку в самой Армении? Наряду с тем, что идут горячие споры об открытии некоторого количества русских школ и необходимости изучения русского языка в Армении, в то же время у государства нет средств поддержать единственный, оставшийся на постсоветском пространстве русскоязычный журнал такого класса и формата, как «Литературная Армения», который на протяжении многих десятилетий наводил мосты между армянскими и русскими поэтами и прозаиками. Благодаря этому журналу, русский мир – а это несколько сот миллионов человек в мире, узнал о современной армянской литературе.
И кому же это выгодно, чтобы этот журнал прекратил свое существование? Наверно тем, которые хотят вытеснить русский язык, а вместе с ним и саму Россию из этого региона. И для этого все средства хороши. Но с ними все понятно. Непонятно, как к этому относится сама Россия? Америка, Англия, Франция тратят огромные деньги, открывая разные издания, учебные заведения и т.д., чтобы войти на эту территорию. Россия пальцем не шевелит, чтобы поддержать уже раскрученный бренд, не говоря уже о каких-либо более дорогостоящих проектах поддержки русского языка в Армении. А ведь цена вопроса – всего каких-то 15-20 тысяч долларов в год – цифра до сумаcшествия мизерная для такого богатого и цивилизованного государства, каким является, или хочет казаться (кому как нравиться) российское государство.
В завершении этого краткого заявления, хотим привести статью Елены Шуваевой-Петросян «Последний читатель Литературной Армении» (http://diaspora-world.info/index.php?option=com_content&view=article&id=1271&Itemid=15&lang=ru), недавно появившейся в Интернете и любезно предоставленной нам из Нижнего Новгорода Виктором Коноплевым, редактором армянского портала и проектов "Армяне в мире" http://diaspora-world.info/; "Среда обитания" http://www.nashasreda.ru/; "Нижегородские армяне" http://armnn.ru/ ;
Похороним “отощалого, с бледненькой обложкой”?! В редакции “Литературной Армении” было холодно и мрачно. Альберт Налбандян и Сергей Мурадян стояли молча, глядя в окно на пустынный проспект Баграмяна. Ни людей, ни машин. И вдруг — похоронная процессия. Альберт Мамиконович вдруг нарушил тишину, выдав сакраментальное: “Надеюсь, это не наш последний читатель!” Это сценка из 90-х. И тогда “Литературная Армения” “умудрилась” выйти аж шесть раз в течение года.
Сейчас вроде бы наступило благополучие, а “Литературная Армения” на 53-м году жизни дышит на ладан.
В декабре 1958 года в Ереване вышел первый номер журнала “Литературная Армения”. А с января следующего года он стал выходить ежемесячно — как литературно-художественный и общественно-политический орган Союза писателей Армении.
Не будет преувеличением сказать, что журнал стал явлением в культурной жизни не только Армении, но и тогдашнего Союза, поскольку с самого начала занял прогрессивные, демократические позиции. Своей задачей он считал не просто пропаганду лучших образцов армянской литературы на русском языке, но и всемерное укрепление культурных связей между народами, бережное сохранение духовных ценностей прошлого и настоящего.
В шестидесятые и последующие годы, в условиях жесткой цензуры, на страницах “периферийной” “Литературной Армении” появлялись такие произведения, которые порой не могли пробить себе дорогу в центральных журналах.
Достаточно сказать, что здесь впервые были опубликованы цикл стихов О.Мандельштама “Армения” и его же “Путешествие в Армению”, роман С.Городецкого “Сады Семирамиды”, повесть В.Гроссмана “Добро вам” (до этого она несколько лет пролежала в редакции “Нового мира”), “Уроки Армении” А.Битова, “Тоска по Армении” Ю.Карабчиевского, стихи и проза А.Белого, М.Цветаевой, В.Брюсова, М.Волошина и многое, многое другое.
Публикации журнала вызывали живые отклики читателей, привлекали внимание таких авторитетных изданий, как “Новый мир”, “Дружба народов”, “Звезда”, “Знамя”, “Литературная газета”, не раз отмечавших и рецензировавших эти публикации.
До распада Советского Союза тираж “ЛА” достигал десяти тысяч экземпляров, на него подписывались во всех уголках необъятной страны, он регулярно поступал в розничную продажу.
С октября 1991 года государство прекратило финансирование издания журналов и для “ЛА” настали трудные времена. Она стала выходить раз в три месяца — при огромных финансовых трудностях. Однако, как это ни странно, трудности эти почти не отразились на художественном уровне журнала, и это не раз отмечалось в армянской и российской печати.
Несколько лет назад “Литературная газета” посвятила “ЛА” пространную статью критика и прозаика Б.Евсеева, которая завершалась такими словами: “Хвала же отощалому с бледненькой обложкой и явно небогатому журналу, поддерживающему в столь скудные времена, как наши, никем не отменяемую русско-армянскую духовную связь”.
Увы, “скудные времена” продолжаются. О тяжелом положении “ЛА” писали “Литературная газета” (26-31 декабря 2007 г.), журнал “Знамя” (N4, 2009 г.), не говоря о республиканской периодике. И в этих условиях строить какие-то грандиозные планы, конечно же, несерьезно. Речь может идти лишь о выживании.
Вот что написал в своей недавней статье в “Литературной России” Леонид Тер-Акопян: “Едва ли не самое сильное мое впечатление от недавней поездки в Ереван — бедственная ситуация журнала “Литературная Армения”, практически переставшего выходить с началом нынешнего года.
Когда-то со страниц этого журнала вошли в нашу жизнь произведения Г.Матевосяна, В.Петросяна, Г.Эмина, П.Севака, С.Капутикян, С.Ханзадяна. Будет ли продолжена традиция открытий, теперь под вопросом.
Принцип экономии на литературе действует не только в России, но и за ее пределами. Потерять обретенное, накопленное поколениями мастеров перевода проще простого. Только как восстанавливать будем? Боюсь, что здесь уже не только частные проблемы попавшего в полосу испытаний журнала, но и всего нашего общественного сознания”.
В течение нескольких лет “Литературной Армении” в некоторой степени помогал Союз армян России (Ара Абрамян), но вот уже полтора года, как перестал оказывать эту помощь.
Мизерной государственной поддержки — благо, которого “ЛитАрмения” удостоилась совсем недавно, — и собственных средств хватает на оплату лишь половины расходов. Последний номер журнала вообще был напечатан в долг.
Журнал умирает и никому нет дела до этого. А между тем это единственное издание Армении, пропагандирующее армянскую литературу на русском далеко за пределами маленькой страны.
Но, видно, никто в этом не заинтересован. С уходом в небытие “Литературной Армении” уйдет целое поколение русскоязычных читателей-армян, для которых журнал был единственной отдушиной — покупать дорогие книги на русском языке они не могут, так как средств не хватает, а вот “Литературная Армения” была очень даже доступна.
Удивительное дело, этот журнал читали даже ереванские бомжи, выкинутые за борт жизни после развала Союза и ностальгирующие по русскому языку.
Власть имущие, дельцы от культуры и “пох”* имеющие не склонны поддерживать культурные проекты, особенно такие невыгодные, как какой-то русскоязычный литературный журнал. Но на похороны у них всегда находятся деньги. Потому что похороны должны быть пышными, пафосными, по ним судят о толщине кошелька и могущественности. И похоронят они отощалого, который так и остался в бледненькой обложке.
Есть не очень хорошая армянская поговорка — “умри, и я тебя полюблю”. Это же относится и к “Литературной Армении”, которую все будут вспоминать добрым словом — мол, был такой хороший журнал...
Альберт Налбандян надеется только на поддержку диаспоры, поэтому по опыту других толстых литературных журналов принял решение о создании попечительского совета. Что же это такое?
Попечительский совет — это вроде редакционной коллегии, имена попечителей публикуются в каждом номере. Если каждый из членов совета (коллективным членом совета может быть и целая организация) будет давать на нужды журнала 2 тысячи долларов в год (при составе из 7-8 человек), этого вполне хватит для издания “ЛА” с нынешней периодичностью один номер в квартал, в свою очередь журнал обязуется публиковать интервью и материалы о жизни и деятельности этих людей, а также размещать их рекламу на сайте “Литературной Армении”, за создание которого взялся один из энтузиастов и радетелей журнала из России.
Захочет ли кто-нибудь из местных войти в попечительский совет, верится с трудом. Это же не престижно, не круто. Престижно, к примеру, купить билет за 300 тысяч драмов на концерт Пугачевой. Или за те же 300 тысяч поместить свой фэйс на обложку глянцевого журнала. А за 150 тысяч можно засветиться в какой-нибудь передачке по ТВ.
P.S.
Поразительно... Говорим о высших материях, ценностях, дружбе двух народов, но когда дело доходит до действий, все умывают руки.
Неужели, те же посольство РФ, Дом Москвы, Российский центр науки и культуры — о своих сказано выше — не могут протянуть руку помощи умирающему русскоязычному журналу, который призван в первую очередь сохранять русскоязычие в Армении?!
Елена Шуваева-Петросян,
Армения, Ереван
P.S.
Любители литературы и ЛитАрмении приглашаются на презентацию сайта ЛитАрмении, которая по предварительной договорённости состоится 19 или 20 марта (субботу или воскресение) в Русском центре.
Все новости о дальнейшей судьбе журнала и его публикациях можно ознакомиться на, недавно созданном, сайте по адресу:
http://www.litarmenia.am/current
…………………………………………………………………………………………………………….
*пох (арм.). – деньги