
По сведениям журнала Forbes, Лианозовы входили в первую десятку богатейших людей России начала XX в. Однако первоначальный капитал основателя династии Лианозовых – Лианосяна Геворка Мартиковича (на русский лад – Георгия Мартыновича Лианозова) приумножался не «черным золотом» – то бишь, нефтью, а черной, вернее серой, каспийской икрой.
Братья – Степан и Геворк Лианосяны были выходцами из Персии – потомками тех армян, которых шах-Абас в 1604 году насильственно перевез в Исфаган – столицу персидской империи. Ловля и продажа рыбных ресурсов Каспийского моря был основным бизнесом клана Лианосянов.
Даже, когда в 1872 г. нефтяные поля Апшерона были выставлены на аукцион, покупка астраханским 1-й гильдии купцом Степаном Мартыновичем Лианосяном участка с 6-тью нефтяными скважинами, производительностью всего в 4599 пудов сырой нефти за 26 220 рублей против изначальной его стоимости в 1310 рублей (переплатив почти в 20-тикратном размере аукционной цены), была не чем иным, как обычным финансовым вложением, а не каким-то особым даром предвидения перспектив нефтепромышленности. Он просто купил землю, собственный участок, в результате чего была создана еще одна фирма с красивым названием «РУНО».
Степан Мартынович ЛианосянВ 1873 г., Степан Мартынович получил от шахского правительства концессию, дающую монопольное право на рыбную ловлю в устьях, впадающих в Каспийское море, персидских рек. Договор был заключен на 5 лет, но неоднократно возобновлялся.
Рыболовный промысел осуществлялся в пяти районах: Астаре, Энзели, Сефидруде, Машадисере и Астрабаде, каждый из которых специализировался на ловле и производстве определенных видов рыбы.
Георгий (Геворк) Мартынович Лианозов (Лианосян)Георгий (Геворк) Мартынович Лианозов (Лианосян) – действитнльный статский советник, коммерции советник, московский купец I-ой гильдии. В 1870-1874гг. Георгий Мартынович –присяжный поверенный Московского коммерческого суда.
В 1888 году приобрёл село Алтуфьево. На его средства между селом Алтуфьевым и Савеловской железной дорогой был построен дачный поселок, ставший впоследствии частью нынешнего Лианозова. После Октябрьских событий 1917 года поселок сохранил свое название, даже, несмотря на то, что сын его основателя – надворный советник Степан Георгиевич Лианозов во время гражданской войны возглавлял Северо-Западное правительство в Эстонии; позже – уже в эмиграции он оставался активным противником Советской власти. Тем не менее, и сейчас, в Москве есть район Лианозово и одноименная станция Савеловской железной дороги; имя Лианозова носят электромеханический завод, колбасный завод, молочный комбинат, парк культуры и отдыха.
Почётный член общины «Утоли мои печали» (с 1882 года), почетный гражданин Москвы Г.М. Лианозов в порядке благотворительности помогал Александровской общине сестер милосердия, а кроме того, выполнял обязанности старшего члена совета московского Каспаровского приюта для бедных армян.
В 80-ых годах XIX столетия он основал фабрику по производству черной икры в порту Энзели (Персия). Добившись монополии на производство этой продукции, Георгий (Геворк) Лианозов (Лианосян), будучи российским поданным, прославил по всему миру черную икру, как «Русский Деликатес».

После смерти брата – Степана, унаследовал весь семейный рыбный бизнес и обратился к царскому правительству с просьбой сдать ему в аренду прибрежные воды Каспийского моря (по Туркманчайскому договору Каспийское море принадлежало России). 22 марта 1900 года между (Геворком Лианосяном) и Министерством земледелия и государственного имущества России был заключен договор сроком на 25 лет (после 1917 г. этот договор был расторгнут большевиками).
Таким образом, Георгий (Геворк) Лианозов (Лианосян) стал крупнейшим промышленником рыбы и морепродуктов в прибрежных водах Каспийского моря и устьях впадающих в него рек. Если в 90-е годы ХIХ в. валовой продукт рыболовных фирм ежегодно составлял в среднем 600 тыс. рублей, то в период с конца века до 1906 г. он достигал 900 тыс. рублей, а в 1907-1915 гг. - 2,25 млн. рублей.
Попутно развивая нефтяную ветвь своего бизнеса он, в 1896 году, в Петербурге основал «Русское нефтяное общество» и стал его председателем. Общество владело несколькими нефтяными промыслами в Бакинском уезде Бакинской губернии и керосиновым заводом в Баку. В 1903 году основной капитал общества составлял 3 408 750 руб.
Компании Лианозова участвовали в жестокой конкурентной борьбе с такими известными компаниями, как фирмы Ротшильда, «Товарищество братьев Нобель» и англо-голландской компании «Шелл».
В его доме по Мал. Гнездниковскому пер. д.7 ныне расположен Союз Кинематографистов России.
В Москве у семейства Лианозовых было еще два особняка: «мавританский дворец» на Воздвиженке и дом в Газетном переулке, известный сегодня, как театр МХАТ в нынешнем Камергерском переулке…
Похоронен Георгий (Геворк) Лианозов (Лианосян) на Армянском Ваганьковском кладбище в Москве. Могила не сохранилась.
У Георгия (Геворк) Лианозова (Лианосян) было трое сыновей – Мартын, Степан и Лион (Левон).
Братья Мартын, Степан и Левон Лианосяны
Накануне Первой мировой войны рыбопромысел братьев Лианозовых (Лианосянов) представлял собой современные промышленные предприятия, оборудованные по последнему слову техники. Туда входили электростанции, холодильные помещения, телефонная связь, механические и другие мастерские, а также флотилия из 20 единиц, в том числе двух больших пароходов, один из которых назывался «Пирогов», а второй был назван в честь деда его владельцев – «Мартын».
В рыбном промысле работали 5900 человек, накануне войны капитальные вложения составляли около 3 млн. 380 тысяч франков, а в 1916 г. - 9 млн. рублей. Таким образом, вплоть до 1909 г., рыболовные предприятия Лианозовых (Лианосянов) были крупнейшими промышленными предприятиями как в Персии, так и в России
Главным держателем персидских акций был старший сын и наследник – Мартын Георгиевич. Он был блестяще образован, знал семь иностранных языков. Среди даров переданных музею в лианозовской школе №166 единственной в России наследницей клана Лианозовых, внучки Мартына Георгиевича – Светланой Яковлевной Колесниченко, есть такая справка. «Дана в том, что М.Г. Лианозов, один из главных участников бывшей фирмы Лианозовых в Персии, в 1923 году, прибывши в СССР, добровольно передал Советскому Союзу свои права на Южно-Каспийские рыболовные промыслы в Персии… После чего остался жить в Москве и числится за «Главрыбой», получая пожизненную субсидию в размере 400 рублей в месяц».
Мартын Георгиевич закончил свои дни в «семейном гнезде» на Берсеневской набережной, где советская власть Мартыну Лианозову выделила трехкомнатную квартиру. Несомненно, щедрый подарок, учитывая время и место.
Неизвестна в подробностях судьба младшего брата – Лиона. Известно только, что в Париже до недавнего времени жил и здравствовал сын Лиона Георгиевича – Лялек.
Среди братьев всегда особо отличался средний сын Геворка – Степан, который, оставив семейный бизнес для развития своим братьям, стал владельцем и совладельцем, председателем правления, свыше 20-ти нефтяных компаний.
Степан Георгиевич (Геворкович) Лианозов (Лианосян)Степан Георгиевич (Геворкович) Лианозов (Лианосян) – русский промышленник и политический деятель, крупнейший нефтяной магнат России XX века – современники называли его «русским Рокфеллером» родился 9 августа 1873 в Москве
В 1894 году окончил гимназию в Москве, а в 1898 – юридический факультет Московского университета. Проработав два года помощником присяжного поверенного округа Московской судебной палаты, ушел в бизнес и в 1901 году переехал в Баку, где занялся нефтяными делами.
После смерти отца Степан Лианозов (Лианосян) с головой окунулся в нефтяной бизнес, вследствие чего в мировой нефтепромышленности началась новая эпоха.
Степан Лианозов (Лианосян) стал первым, кто сломал стереотип мышления, о том, что национальный характер бизнеса ведет к тупику, национальным должен быть результат бизнеса - капитал.
В 1907 г. он создал в Петербурге акционерное товарищество «Г.М. Лианозов и сыновья» с основным капиталом в 2 млн. руб., директором-распорядителем которого был он сам, а в правление включил П.Леждновского и одного из крупнейших предпринимателей российской империи - владельца петербургского механического и чугунолитейного акционерного общества «Путиловский завод» А.Путилова.
Кроме нефтеносных земель, товарищество владело следующими предприятиями: в Баку и в Белом городе – керосиновый и масляной заводы, резервуары для хранения керосина и мазута. Кроме этого на берегу Каспийского моря им принадлежала нефтеналивная пристань и 10-верстовый нефтепровод, а в Батуми – резервуары и хранилища.
С привлечением представителей крупного российского капитала Степан Лианозов (Лианосян) быстро достиг успеха: в 1907 г. добыл 240,7 тыс. пудов нефти, в 1908 г. - 1.168 тыс., 1909 г. - 2.173 тыс., 1910 г. - 2.133 тыс. пудов. Но это было только началом.
«Г.М.Лианозов и сыновья» заключило 16 октября 1912 г. договор с Обществом николаевских заводов и верфей (ныне Черноморский судостроительный завод) на постройку нефтеналивного теплохода грузоподъемностью не менее 7350 т. Танкер, получивший название «Степан Лианозов», предназначался для перевозки керосина с Черного моря в порты Западной Европы. Танкер заложили 27 октября 1913 г., однако вспыхнувшая вскоре первая мировая война и переход завода к выполнению преимущественно военных заказов задержали постройку, и спустить судно на воду смогли лишь 7 марта 1915 г. История данного судна весьма примечательна. В связи с войной ему не пришлось послужить товариществу. Впоследствии, переданное морскому ведомству и переименованное в «Баку», оно находилось в составе, так называемой, русской морской базы в Константинополе, а затем в феврале 1921 г. вместе с последним отрядом белого флота корабль пришел в Бизерту (Тунис). Заинтересовавшись лучшими русскими транспортными судами, французские власти захватили плавучую мастерскую «Кронштадт», подняв на ней свой флаг. Такая же участь постигла в апреле 1922 г. и танкер «Баку». Переименованный в «Луар», он был включен в состав французского военного флота, где находился до середины 30-х голов.

В 1912 г. мировая нефтепромышленность благодаря Степану Лианозову (Лианосян) вступила в совершенно новый этап своего развития: 28 июля этого года он создал в Лондоне «Русскую генеральную нефтяную корпорацию» («Russian General Oil Corporation» сокращенно «Ойл») с основным капиталом в 2,5 млн. фунтов стерлингов.
Сюда вошли ведущие бакинские нефтепромышленные фирмы - три армянские и одна русская, элита русского банковского капитала, представители высшего света английского общества, но отсутствовали Нобели и Ротшильды.
Личный вклад Степана Лианозова (Лианосян) заключался в том, что он сумел сделать то, что до него никому не удавалось: он сделал привлекательным для иностранцев нефтяную промышленность Баку и положил начало грандиозным инвестициям иностранного капитала.
В 1912 г. в Англии он основал компанию «Brirish Lianosoff Wife Oil Соmрапу», во Франции - «La Lianosoff Frangais», а в 1913 г. вместе с немецкими капиталистами с основным капиталом в 1 млн. марок создал в Гамбурге фирму «Deutsche Lianozoff Mineralol Import Act. Ges», цель которой заключалась в том, чтобы ввозить в Германию российскую (то есть бакинскую) нефть и нефтепродукты, перерабатывать их и продавать.
Для осуществления всех этих планов Степан Лианозов (Лианосян) привлек крупные европейские финансовые учреждения: банки «О.А. Розенберг и К» (Париж), «Л. Дрейфус и К°» (Париж), Б. Маргулиеса (Брюсель).
Директор-распорядитель и член правления свыше 20 нефтепромышленных и др. компаний он был избран гласным Бакинской городской думы и членом Бакинского биржевого комитета.
После Октябрьской революции 1917 года перебрался в Финляндию, где стал одним из организаторов антибольшевистского движения. В январе 1919 участвовал в съезде представителей промышленности и торговли в Выборге.

Входил в состав Политического совещания при генерале Н. Н. Юдениче. Генерал Юденич, перед наступлением на Петроград, пригласил его в качестве управляющего отделом финансов. Подпись Степана Лианозова (Лианосян) помещена на деньгах рядом с подписью самого «генерала от инфантерии». По некоторым сведениям эти деньги были напечатаны в Швеции. На лицевой стороне 1000-рублевого билета под двуглавым орлом изображены, незадолго до этого расстрелянные в Екатеринбурге, Николай II и его жена – Александра Федоровна, в ореоле «великомученников».
Позже Степан Лианозов (Лианосян) возглавил Северо-Западное правительство, сформированное в Эстонии английским генералом Маршем.
После неудачи наступления Юденича на Петроград С. Лианозов (Лианосян) эмигрировал в Париж. Активный враг Советской власти. В 1920 в Париже совместно с Г. Л. Нобелем, П. П. Рябушинским, Н. Х. Денисовым, П. О. и А. О. Гукасовыми участвовал в создании контрреволюционной организации «Торгово-финансовый и промышленный комитет» («Торгпром») для защиты интересов русских собственников-эмигрантов, главной задачей которого была официально объявлена борьба с советской властью.
Но, как пишет в майском номере 2007 года газеты «Звездный бульвар» Борис Вишневский – большая игра велась очень тонко. Промышленники активно и негласно финансировали большевиков. После эмиграции во Францию их сотрудничество не прекратилось. Есть версия, что именно Степан Лианозов, воспользовавшись старыми связями, организовал контрабандную доставку во Францию художественных ценностей и черной каспийской икры. Советам была нужна валюта… Говорят, что безопасность этого канала, налаженного из персидского порта Энзели через Баку, Грузию и Батуми в Черное, а потом в Средиземное море, якобы лично обеспечивал товарищ Лаврентий Берия. В то время он возглавлял грузинскую ЧК.
В Париже Степан Георгиевич участвовал в работе масонских лож . Член Достопочтенной ложи «Астрея» № 500 Великой Ложи Франции. Посвящён по рекомендации Путилова и Кандаурова 11.11.1922, возведен во 2-ю и 3-ю степени 26.5.1923. Член лож «Гермес» (1924-1931), «Друзья Любомудрия» (1935-1938), «Лотос» (1935-1949). С 1935 года – член Капитула Астрея (15-18) Верховного Совета Франции. Возведен в 33-ю степень в последние дни жизни.
Скончался Степан Лианозов (Лианосян) в 1949 году в Париже. Похоронен на кладбище в Пасси.
***
Т
аковы были правила игры. Лианозовы в ней уцелели, это главное. В отличие от подавляющего большинства «классовых врагов пролетариата». И даже сохранили о себе память, не вытравленную официальной пропагандой. Материал подобран из свободных источников в Интернете