Вопрос: Алексей Алексенко. Ростовская область
Я слышал, что в становлении Баку и Азербайджана, как одного из центров мировой добычи нефти немалая доля принадлежит армянам. Не могли бы вы подробнее освятить этот вопрос?Ответ: большое спасибо за вопрос. Мы приводим информацию из свободных источников в Интернете и некоторые выдержки из статьи Хачатура Дадаяна, посвященной данной тематике.

Азербайджан по-персидски означает: азер - огонь и байджан - страна, то есть страна огня.
Время появления армян в Баку, как, впрочем, и основания самого города, точно не известны. Некоторые ученые (М. Ж. Сэн - Мартэн, К. П. Патконян, Ахм. Кесриви Тебризи, С. Ашурбейли) склонны видеть в упоминаемом древнеармянскими источниками Багаване нынешний Баку. Если это так, то именно древнеармянские источники первыми называют этот город.
Мовсес Хоренаци уже в V веке н. э. сообщает о Багаване, в котором персидский царь Ардашир в III веке н. э. приказал неугасимо поддерживать вечный огонь Ормузда
Баку – (от армянского слова багин - капище, алтарь). Вновь очевидна связь с огнем. В VI в. до н.э. здесь существовал культ огня. Капища огнепоклонников просуществовали до 624 года, когда грузинский царь Ираклий через Муганские степи выступил в поход против персов и разрушил их, но через 12 лет эти алтари были восстановлены после завоевания Персии арабами.
Анания Ширакаци (VII в.) в своем знаменитом «Ашхарацуйце» («Географический атлас мира») среди 12 - ти областей провинции Пайтакаран – одной из 15 областей Армении, упоминает Алти-Багаван, в котором автор перевода К. Патканов усматривает нынешний Баку. Он (Анания Ширакаци) также указывает на полезные ископаемые и природные богатства этого района или Большого Айка: железо, уголь, нефть, салак, дзихк, кокс, дымчатый кварц, мышьяк, соли, горячие минеральные источники.
Кем же были местные жители? Обратимся к записям того времени - Варпед Гевонд (VIII в.) в своей “Истории халифов” описывает жестокое уничтожение армянских священников в церкви города Багаван. А историк XIII в. Киракоз Гандзакеци, приводя слова своего современника полководца Захарии, свидетельствует, что “почерневшие следы их крови и по сей день видны там”. Если предположение о том, что упомянутый этими источниками Багаван и есть современный Баку, верно, значит, по крайней мере в VIII в. здесь были армянские церкви, а следовательно, и армянское население.
По свидетельству арабского историка Истархие, в VIII веке местные жители использовали вместо дров пропитанную нефтью землю
(Обзор Бакинской нефтяной промышленности за два года национализации 1920-1922, с. 11.).
В одной из нефтяных скважин обнаружена выбитая на камне арабская надпись, согласно которой эту скважину в 1594 году обнаружил Аллах-Яр сын Мухаммед-Нура и отдал в пользование сеидам
(Сборник сведений о Кавказе, т. II, Тифлис, 1872 г., с. 23.).
"Татары Бакинской губернии происходят от разных племен тюркских, переселившихся в этот край во время нашествий и управления краем владетелей сельджукских, монгольских, Черного и Белого Барана, тюркменских и сефевидских. Различные племена эти составили при своем смешении с прежними обитателями края, как в восточном Закавказье, так и в северной части Персии, одно общее наречие языка тюрка, среднее между турецким (османских турок), кумыкским, ногайским и джагатайским".
(Н.Зейдлиц, русский кавказовед "Списки населенных мест Российской Империи по Кавказскому краю. Бакинская губерния", Тифлис, 1870 год, с.85,87) «В Баку, как и вообще в Бакинской губернии, более всего живет татар адербейджанских. Принадлежат они к монгольской расе и тюркскому поколению, говорят наречием, подвергшимся влиянию персидского языка. Поддерживаемые персидскими шахами, они в прошлом столетии из Адербейджана переселились в юго-восточную часть Закавказья и в приморскую часть от Баку до Дербента».
(Кавказский календарь на 1908 год, Тифлис, 1907г., с. 71). Итак, до 1918г. здесь жили афшары, каджары, карапапахи, баят, устаджлу, румлу, шахсевен, айрум и т.д. - они объединялись в царской России, а затем и в СССР вплоть до 1936 года под термином "кавказские татары" или "азертюрки" (лишь в 1936 году вводится термин "азербайджанец" – прим. ред.). а также удинцы, талыши и христианское население – армяне. Армяне проживали в основном в больших городах – Баку и др., а также на территории древнего Арцаха (части современной НКР)
С XVIII века Россия начала осуществлять экспансионистскую политику на Кавказе и в Закавказье. В 1804г. под протекторат России перешло Гянджинское ханство. В 1801г. была завоевана Грузия, а согласно заключенному 12 октября 1813 г. Гюлистанскому договору от Персии к России отошли Карабахское, Бакинское, Шекинское (Нухинское), Ширванское (Шемахинское), Дербентское, Кубинское и Талышинское ханства. В 1827 г. по Туркманчайскому договору Эриванское ханство также вошло в состав российской империи.
Завоевание Россией Закавказья стало не только огромным военно-политическим событием, но и открыло широкие возможности для экономического развития. Здесь утвердился многочисленный контингент, состоящий из русского чиновничества и военных. Осуществление экономической деятельности в регионе происходило посредством трех основных народов Закавказья: армян, грузин и татар (т.е. современных азербайджанцев).
Основной формой хозяйствования российских властей был подряд, и именно армяне стали подрядчиками, тем самым вступив в этап формирования начального капитала восточного армянства.
Сразу после заключения Гюлистанского договора российская власть обратила самое пристальное внимание на бакинскую нефть. В 1813-1825 гг. добыча нефти и соли была отдана на откуп, принося казне ежегодный доход в 130 тысяч рублей (77% от нефти, 23% от соли).
Отметим, что в то время нефть не имела никакого промышленного значения, она использовалась в целях освещения, смазки кожи, колес и для лечения скота от накожных заболеваний.
Первый керосин, полученный путем переработки нефти стали вывозить в Москву и Нижний Новгород из Моздока в 1823 году, когда крепостные графини Паниной, братья Дубинины из Владимирской области основали производство «для превращения черной нефти в белую».
(Обзор Бакинской нефтяной промышленности за два года национализации 1920-1922, с.9).
В 1825 г. правительство стало самостоятельно распоряжаться нефтяными промыслами, но потерпело неудачу - доходы снизились до 76 тысяч рублей.

На следующий год государство отказалось от своей монополии и отдало нефтяные земли в аренду азербайджанцам. В 1826-1832 гг. доход, полученный местными жителями, был настолько мизерным, что правительство вновь самостоятельно занялось нефтедобычей. Но снова неудачно: ежегодный доход с нефтяных скважин и соляных копий составлял в среднем 100 тыс. рублей, и это вынудило государство с 1850 г. полностью отказаться от добычи и перейти на систему подрядов.
В 1850-1854 гг. крупнейшими подрядчиками стали тифлисские купцы Кукуджанян, Бабанасян и генерал Тер-Гукасян, выплачивая по 110 тыс. рублей ежегодной арендной платы.
В 1854-1863 гг. крупнейшим подрядчиком был Тер-Гукасян со 117 тыс. рублями, в 1863-1867, гг. - Ов.Мирзоян со 162 тысячами, а в 1867-1873 гг. - тот же Мирзоян, но уже со 136 тысячами рублей платы.
(Ст. Гулишамбаров, «Очерк развития и современное состояние нефтяной промышленности Бакинского района» - Сборник сведений о Кавказе, т. VII, Тифлис, 1880г., с. 333).
По официальным данным, в 1846 г. вся торговля Закавказья с Россией находилась в руках армян, и ее оборот составлял 5.534.600 рублей. Аренда бакинских нефтяных земель с 1850 г. свидетельствовала о том, что обогатившиеся за счет разных подрядов представители армянского торгового капитала, стремясь найти новые сферы для инвестиций и проявляя предусмотрительность, переориентировались и перешли в находящуюся еще в зачаточном состоянии нефтяную промышленность, которую они сами и должны были развить. ...
Нефть получали из колодцев - воронкообразных ям 25-30-метровой глубины, которые начинали углублять. Нефть выходила вместе с водой, но, будучи легче, всплывала на поверхность. Ее собирали, сливали в бурдюки и перевозили на запряженных волами телегах, ослах или верблюдах.

Получаемая так называемая сырая нефть имела очень узкую сферу применения; эту нефть необходимо было перерабатывать, и первую попытку такого рода сделал представитель русского торгового капитала, предприниматель Кокорев, который в 1857г. основал в Сураханах перегонный завод, а в 1863г. получил «светлый осветительный продукт» - керосин.
В 1862г. керосиновый завод основал А.Вермишян, в 1863 - Дж.Меликян, в 1865 - Татосян, в 1869 - Тер-Акопян и Шарабандян, в 1870 - Калантарян, в 1871 – Дилдарян и Тараян. Тем самым была основана нефтяная промышленность в прямом смысле слова.
Но что из себя представлял тогда Баку? В 1851 г. посетивший город Спасский-Автомонов писал:
"Город состоит из чрезвычайно кривых и тесных переулков, по которым только проходить или верхом с трудом проезжать можно. Площади малы и неправильны, базарная улица также узка, лавки дурно устроены.
Всех домов в крепости и на форштадте - 1992, лавок - 505, улиц - 23, площадей - 3 и мостов - 2.
Заводов нет никаких, коммерческих учреждений не существует. Всех местных торговцев - 294, из них судохозяев - 75, торгующих заводскими, фабричными и мануфактурными произведениями - 67, прочими товарами - 231, иногородных торговцев - 28, персидскоподданных - 2"
(Кавказский календарь на 1852 год, Тифлис, 1851 г., с. 304, 306).
Провинциальный город Каспийской губернии 6 ноября 1859 г. стал административным центром основанной тогда же Бакинской губернии. Нефтепромышленность стала развиваться...
Согласно установленному порядку, нефтяное месторождение сдавалось в аренду на четыре года, и его хозяин, естественно, не был заинтересован в осуществлении крупных инвестиций, бурении новых скважин, проведении геологоразведочных работ, поскольку после истечения срока аренды кто-то другой мог заплатить большую цену и владеть месторождением.
Это обстоятельство явно мешало развитию нефтепромышленности, между тем, империя находилась на экономическом подъеме и нуждалась в больших объемах нефти и нефтепродуктов, а ведущее положение на российском рынке занимала американская нефть.
В ноябре 1872 г. правительство выставило на торги 68 нефтеносных участков общей площадью 460 десятин, установив начальную цену в 552.240 рублей. Результаты торгов ошеломляют: вместо стартовой цены государственная казна получила 2.980.307 рублей.
Собственниками стали 12 русских, которые заплатили 1.485.860 рублей (1.333.328 рублей за 60 десятин заплатили Кокорев и Губонин), 11 армян (Ов.Мирзоян, Г. Лианосян (Лианозов), Бежанян, Оникян, Вермишян, Цуринян, Лалаян, Карабекян, Тер-Акопян, братья Саркисяны) и одна армянская компания - «Соучастники» (основатели Богдан Долуханян, Минас Качкачян, С.Квитко) которые заплатили 1.459.182 рубля.
Один только Ов. Мирзоян - 1 млн 220 тысяч за 40 десятин. Помимо Баку, он с 1867 г. арендовал Кайтаго-Табасаранское нефтяное месторождение. В 1865-188 гг., выплачивая ежегодно 13.250 рублей, он арендовал только две обнаруженные в Грозном нефтяные скважины, довел производительность до 66.500 пудов, основал керосиновый завод, на котором работали в основном армяне.
Кроме того, в 1878-1886 гг. за ежегодную плату в 7.850 рублей он арендовал и эксплуатировал Загликский квасцовый завод в Елизаветпольской губернии
(Кавказский календарь на 1878 год, Тифлис, 1877г., с. 210).
Он первым в 1868 г. в Сураханах основал два керосиновых завода и получил 160 тыс. пудов керосина на сумму в 260 тыс. рублей. Он же стал первым экспортером керосина. Это было немыслимое количество: достаточно отметить, что в том году все остальные очистительные заводы вместе добыли всего 60 тыс. пудов керосина на 64 тыс. рублей.
В 1867 г. Ов. Мирзоян добыл 665 тыс. пудов нефти, в 1868 г. - 716 тыс., 1872 г. - 1 млн. 365 тыс. пудов, в 1871 г. поставил в Балаханах первую буровую, а в 1872 г. - вторую
(Ст. Гулишамбаров, Очерк развития…, с. 345).
Именно после этого нефтепромышленники перешли к буровой нефтедобыче, и в 1879 г. не осталось ни одного нефтяного колодца. После смерти Ов.Мирзояна (1885г.) его вдова Дарья и сыновья - временные купцы московской 1-й гильдии, дворяне Григор и Мелкон, а также дочь, княгиня Мария Аргутинская-Долгорукая, в 1886 г. основали нефтепромышленное и торговое товарищество «Братья Мирзоевы и К°» с основным капиталом в 2,1 млн. рублей.

Фирме принадлежали нефтяные промыслы в Балаханах и Сабунчах, заводские строения в Сураханах, нефтепровод в Балаханах, завод керосина и смазочных масел в Баку, а также разные мастерские и химическая лаборатория, пристань на побережье Каспийского моря, 4 парусника («Москва», «Арсений», «Пруссия», «Сан-Дадаш»), производственные площади в Батуми, склады нефтепродуктов в Москве, Царицыне и Нижнем Новгороде (Устав нефтепромышленного и торгового товарищества “Братьев Мирзоевьгх и К°”, Тифлис, 1901г.).
Вернемся к 1872 году и зададимся вопросом: участвовали ли в торгах азербайджанцы? Да, двое. Первый, Селимханов, заплатил 3000 рублей за участок со стартовой ценой в 1 рубль и не сыграл какой-либо роли в нефтепромышленности. О втором из них, Гаджи Зейнал-Абдин Тагиеве, стоит поговорить подробнее.
В течение всего дореволюционного периода было три сравнительно крупных азербайджанских нефтепромышленника (двое других - Муса Нагиев и Шамси Асадуллаев), однако Тагиев был единственным, кто, переняв опыт у армян, стал попечителем ряда мусульманских учебных заведений и построил здание Бакинского театра.
Появление Тагиева в бизнесе было курьезом. Он был ремесленником, каменщиком и, по неизвестным причинам, стал компаньоном братьев Багдасара и Погоса Саркисянов; они заплатили 14.961 рубль и стали совладельцами 20 участков.
В 1882 г. братья приняли участие в проходившей в Москве Всероссийской промышленно-художественной выставке и удостоились бронзовой медали за произведенный керосин. После этого имена братьев Саркисянов в нефтебизнесе почти не упоминаются, известно только, что П.Сарсисян был членом Бакинской городской думы и входил в совет попечителей мужской армянской двухклассной школы Баку.
Его супруга Елизавета, будучи пламенной сторонницей идей одного из лучших периодических изданий в истории армянской печати - «Мшака», назвала принадлежащий им пароход именем редактора-основателя этого издания: «Григор Арцруни». По иронии судьбы большевики экспроприировали этот пароход и в 1921 г. передали государственной нефтепромышленной компании «Азнефть».
Итак, с 1 января 1873 г. в нефтепромышленности Баку появились первые собственники, которые могли по своему усмотрению распоряжаться своей нефтью, продавать участки, сдавать их в аренду, заключать разные сделки, основывать акционерные общества и т.д. Эта приватизация вызвала не только «нефтяную лихорадку», но и послужила толчком для крупных финансовых инвестиций, резкого роста населения, бурного развития города.
Если в 1813-1873 гг. были периодом зарождения, становления нефтепромышленности, то 1873-1899 гг. стали эпохой гигантского прогресса, обозначившего тенденции развития геополитических интересов и межнациональных взаимоотношений, которые усиливались с каждым пудом добытой, переработанной и экспортированной нефти.
Если в 1850 г. было добыто 260 тыс. пудов, в 1863г. - 340 тыс., то в 1872 г. - 1.535.981 пудов, а в 1896 г. - 386 млн.
Если в 1862 г. в Баку было 13.392 жителя, в 1873 г. - 15.604, то в 1886 г. в городе проживали 83 тыс. человек, а в 1897 г. – 104 тыс.
Приватизация создала такую ситуацию, которая давала экономическую свободу и гарантировала получение стабильных высоких доходов от капиталовложений. Это послужило причиной не только притока в нефтепромышленность финансовых инвестиций со всего Закавказья и России, но и того, что Баку стал местожительством представителей самых разных народов, вследствие чего город стал многонациональным...

Перспективы нефтепромышленности заметили крупнейшие представители русского капитала того времени, в особенности русскоподданные шведы братья Нобель, создавшие в России более 30 промышленных предприятий. В 1875 г. они приобрели в Баку маленький керосиновый завод, нефтяные промыслы и с европейской основательностью в течение 4 лет вели подготовительные работы.
С 1879 г. фирма «Братья Нобель» основала огромный современный комплекс по добыче, переработке и экспорту нефти, с множеством вспомогательных инфраструктур, который по своим экономическим показателям занимал ведущее место в нефтепромышленности Баку...
Пока не появился Степан Лианосян (Лианозов)...
(продолжение статьи в следующем номере)