
Идея собрать живописные тарелки тбилисских художников пришла ко мне в 2000 году. Я обнаружил у себя дома 10 белых фарфоровых тарелок и решил раздать знакомым художникам для создания живописных картин.
Условия были такие: выразить в своих работах сущность своего творчества и обеспечить узнаваемость автора. В остальном художники были свободны в своем выборе.
Идея эта понравилась, ее подхватили многие художники, и сегодня в коллекции – пятьдесят две тарелки, из них шестнадцать выполнены тбилисскими армянами.
Такое количество тарелок позволило провести их выставку и показать в одном выставочном зале палитру города в круглом пространстве тарелки.
Достаточное количество участвующих в выставке армянских художников, позволило создать отдельную стенку из их работ – это дало возможность оценить сегодняшний уровень тбилисской армянской школы живописи и проанализировать перспективу ее развития в будущем.
Как я уже писал выше, на стене были размещены шестнадцать тарелок. Должен заранее сказать, что все тарелки мне нравятся – иначе и не могло быть, ведь я сам выбирал художника, а он принимая предложение, знал, что тарелки написали или пишут и другие художники, т.е. получался как бы негласный конкурс, и все старались.
Пришедшие на выставку гости, увидели, представленные на тарелках разные направления и жанры живописи.
Это позволяет говорить и о современной палитре армянской составляющей живописной школы Грузии.
Не останавливаясь на этих вопросах, хочу рассказать только о тех ситуациях, которые связаны с получением тарелок и могут быть интересны читателю.
Когда я принес тарелку, вернее небольшое блюдо известной далеко за пределами Грузии художнице Гаяне Хачатурян, она сразу меня спросила: "Что нарисовать?" Я был в это время у нее в мастерской и увидел почти законченную работу с несколькими женщинами в шляпах. "Вот эту шляпу", - сказал я.

Гаяне эта идея понравилась и через несколько дней она дала мне тарелку с женской головкой в шляпе, не просто в шляпе, а только ее фантазии присущей шляпе. Тарелка прекрасна , – это один из шедевров живописи Гаяне. Прекрасная гармония цвета, мазок, а главное, я увидел исходящий из нее свет.
Здесь хотел бы сказать, что я впервые увидел исходящий из ее картин свет, кинув взгляд на одну из ранее приобретенных в коллекцию ее работ. Дело было так: вечером дома погас свет, и я зажег свечу, которая была на столе перед стенкой работ Гаяне. Я отошел и увидел из картин исходящий свет, в начале я не понял,что это такое – четвертое измерение или что еще, а потом где-то вычитал, как автор назвал этот свет "божьим", и это мне понравилось. Я тут же позвонил Гаяне. На другой день она пришла ко мне и мы вместе любовались "Божьим светом".
Лет двадцать назад я был в гостях у современной тбилисской художницы Яны Нерсесовой, знакомился с ее работами и вдруг взгляд мой упал на одну картину на стене. Висел натюрморт с двумя рыбами шамайками. Эта рыба в мою молодость считалась деликатесом, сейчас ее не встречаю ни в семьях, ни в ресторанах, а жаль.
Когда я увидел картину – все это всплыло в моей памяти. Спросил Яну: "Чья работа?". "Моего отца – Роберта ".
Так я познакомился с этим прекрасным художником. Картина не продавалась, и я остался в тот день без его работы. Спустя несколько лет, я предложил Роберту написать тарелку, и он согласился. Так что у меня есть уже его прекрасная тарелка "Натюрморт с рыбой".

Коллекционирование картин сопровождалось иногда с открытием новых имен. Так произошло и в этот раз. Меня в одном из городских антикварных магазинов познакомили с одним художником, причем, подчеркнули, что он армянский художник. Звали его Нико Никогосов.
Рекомендатор был серьезным знатоком живописи, и я, не видя работ Нико, предложил ему нарисовать тарелку. Он согласился и очень скромно мне ее преподнес. Когда я увидел, что он принес – пришел в восторг. Это была скрипка, написанная в стиле импрессионизма. А сколько исходило из нее лирики.
Так я откры для себя нового армянского художника.
Как-то посетив выставку, где были представлены и армянские художники, я увидел работы Миграна Дилбаряна. Мне очень понравился натюрморт с керосиновыми лампами. Как я в тот момент жалел, что работа не моя. В беседе с Миграном я узнал, что он подарил ее художнику Меружану Шаумяну, и этим вопрос был исчерпан.
Мигран по профессии архитектор, но в молодые годы пропадал в мастерской у своего дяди – известного мастера тифлисской школы живописи Альберта Дилбаряна (Дилбо) и учился у него искусству рисования, что и видно по его работам.
Я предложил ему сделать тарелку, и он, несмотря на свою занятость, не то из уважения ко мне, не то из желания участвовать в проекте, согласился. Я был очень рад – у меня блестящая его работа "Натюрморт с рыбами".
Как-то я зашел еще к одной молодой, но очень перспективной художнице Ирине Оганджановой, посмотреть ее работы. Скажу сразу - они мне понравились, но я также увидел несколько разрисованных тарелок. Когда она узнала, что я их собираю, тут же сняла со стенки одну из них и подарила мне. Так у меня появилась в коллекции первая ее работа, правда сегодня их у меня уже несколько.
В Тбилиси сравнительно недавно стал писать картины музыкант по профессии – Артем Алабулянц. Не получив специального художественного образования, он много работал, выставлялся на выставках и быстро получил признание у публики.
Я к его работам отношусь несколько настороженно. Правда, у меня в коллекции есть его прекрасная графика.
Он сделал для меня тарелку – вернее большое блюдо в своем стиле, но когда я ее увидел, скажу откровенно, пришел в восторг. Да и не только я, но и вся моя семья, среди них и моя внучка Вика, будущий искусствовед – она студентка, заканчивает третий курс МГУ им. Ломоносова.
Я очень рад, что тарелка у меня и представляет работу самобытного художника.

По его рекомендации, тарелку для меня нарисовал и молодой художник Артем Антаносян. Прекрасная живописная тарелка, изображающая цыганский танец, в котором чувствуется рука будущего мастера.
Последней пока тарелкой в коллекции является работа Аллы Антонян. Когда я увидел ее "Натюрморт роз", я сразу пришел в восторг и запел в слух "Это роза стыливвая, чайная, признаюсь, взволновала меня..." Это мое первое знакомство с работами Аллы и, надеюсь, не последняя. Очень хочу иметь в коллекции ее картину.
Все вышесказанное, показывает, что в современной тбилисской армянской живописи имеются высокохудожественные работы, правда, окончательно об уровне живописи и их авторов можно будет более определенно говорить, если проанализировать работы, выполненные на холсте или картоне, причем не выборочно и по желанию исследователя, а большую часть действующих художников.
Пока проведенная выставка показала, что есть еще перспективы роста художественного мастерства, и это безусловно радует.
Александр ПИРАДОВ
Коллекционер работ тифлисских мастеров живописи
***

В выставке также приняли участие работы Тенгиза Микоянца, Зулейки Бажбеук-Меликовой, Меружана Шаумяна, Людмилы Вартановой, Юрия Багдасарова, Эрны Далмазовой, Андо Амбарцумяна
Среди грузинских художников в выставке приняли участие Народные художники Грузии Зураб Нижарадзе и Дмитрий Эристави, профессор Академии художеств и ТГУ Тазо Хуцишвили, известные далеко за пределами Грузии художники Гоги Вазарашвили, Лоретта Шенгелия-Абашидзе, Гия Буадзе, Джовани Вепхвадзе, Джемал Кухалашвили, Мамука Цецхладзе, Тенгиз Мирзашвили, Ирина Элиашвили и др.
***
ПАЛИТРА РАБОТ АРМЯНСКИХ ХУДОЖНИКОВ В КРУГЛОМ ПРОСТРАНСТВЕ ТАРЕЛОК