ВОПРОС:
Встречал на просторах интернета Армян, как мне показалось исповедующих Ислам. Интересно есть ли Армяне - мусульмане ? Много ли их в процентном отношении от общего количества Армян ? Вопрос возник от того, что насколько я слышал, армяне считают себя первыми христианами. Меня очень интересует эта тема. Как все армяне смотрят на армян-мусульманОТВЕТ:
Отвечая на Ваш вопрос, мы также пересмотрели множество статей, посвященных данной тематике, и отобрали, как нам кажется, материалы дающие читателю достаточно полное представление по этой проблеме.
В нашей подборке мы также привели высказывания и точку зрения разных людей с разных форумов интернет-пространства. Вы можете добавить свою точку зрения в комментариях к данной подборке.***
[thumb=right]http://www.armenianarthall.com/uploads/posts/2014-01/1388568648_v_o-02.jpg[/[thumb=left]http://www.armenianarthall.com/uploads/posts/2014-01/1388568558_v_o-03.jpg[/thumb]thumb]Амше́нцы, хемши́лы, хемши́ны (самоназвания: хемшинли, хомшеци; арм. Համշե(ն)ցիներ; тур. Hemşinli) — субэтнические группы армян. Область расселения — побережье Чёрного моря на территории Турции, в области Амшен, Абхазии, Армении[2] и России. После насильственной депортации в 1944 году с территории Грузии небольшое число проживает в Казахстане и (с 1990-х годов) во внутренних районах России. Общая численность этноса может достигать 400 тыс. человек.
Говорят на диалектах армянского и турецкого языков. Большинство хемшилов, проживающих на территории Турции, исповедует ислам (сунниты ханифитского мазхаба), часть является приверженцами Армянской апостольской церкви.
***
Ежедневная газета армян Юга России "Еркрамас" (Краснодар) в своей статье "Армяне-мусульмане Турции перестают прятаться", вышедшей 29 апреля 2013 года писала:
"Они оставили свой язык и свою религию, чтобы выжить после геноцида 1915 года. Однако ныне, спустя почти сто лет, “тайные армяне” Турции хотят гордиться своей национальной идентичностью.
Некоторые из выживших после геноцида приняли ислам и смешались с курдами в Дерсимских горах в Восточной Турции – чтобы избежать дальнейших гонений.
Здесь уже сменилось несколько поколений. И вот в прошлую среду город Тунджели принял знаковую церемонию – День памяти жертв Геноцида. Ранее нечто подобное имело место только в Стамбуле и крупном городе Диарбекир.
Истребление армян и их изгнание из Оттоманской империи, что, как утверждают армянские источники, привело примерно к 1,5 миллиона убитых, во многих странах характеризуется как геноцид. Хотя Анкара по-прежнему отрицает эту формулировку.
Выступая перед развалинами Эргенской церкви (это – один из немногих сохранившихся следов армянского христианского наследия в регионе), президент Ассоциации дерсимских армян Мигран Пркич Гюльтекин пояснил, что открыто провозглашать себя армянином в Турции пока еще рано.
“Мы решили, что нам следует вернуться к своей истинной природе, что нынешний образ жизни неудовлетворителен, и что несправедливо продолжать жить с другой идентичносьтью и с иной верой”, — сказал он.
Несмотря на переобращение в неортодоксальное течение ислама – алавизм, и принятие турецких имен, этнические армяне, остающиеся на землях своих предков, продолжают подвергаться дискриминации, и взрослые нередко борются за свои воспоминания.
“Моя мать рассказывала, как была депортирована их семья, — сказала Таир Асланпенчеси, бодрая восьмидесятилетняя старушка из деревни Данабуран. — В то время она была ребенком, и ее мать в отчаянии хотела утопить ее. Моя мать часто говорит, что всех мучений, которые потом выпали на их долю, можно было бы избежать, если бы мать-таки утопила ее”.
Приняв ислам, многие так называемые “крипто-армяне” говорили, что все еще сталкиваются с притеснениями: у них часто отбирают землю, мужчин в армии унижают “проверкой на обрезание”, а кое-кто и подвергся пыткам.
Дед Хыдыр Бозташа принял ислам, нарек своего сына турецким именем, а их клан породнился с курдской общиной в деревне Аланязы. “Мы ощущаем себя армянами, — сказал он. — Тем не менее, другие постоянно напоминают нам, кто мы такие и откуда пришли. Не имеет значения, сколько их дочерей мы взяли себе в жены, и сколько отдали им своих дочерей – они продолжают называть нас армянами”.
Армянская община разделила страдания курдов, когда правящий в Турции режим обрушился на курдских повстанцев – начиная с восстания 1938 года и до мятежей, начатых Курдской рабочей партией в 1984 году.
На протяжении длительного времени раскрыть свое армянское происхождение могли осмелиться только те, кто покинул свой отчий край. “Стамбульские армяне живут в большом городе, у них есть свое окружение, никто не может им ничего сделать. А в наших деревнях постоянно – запреты и оскорбления”, — сказал 86-летний Хыдыр Бозташ.
В среду участники кампании за права человека собрались в центре Стамбула, держа в руках портреты жертв геноцида. Собралось менее двухсот человек, однако протестующие подчеркивали, что еще лет десять назад подобная акция была бы просто немыслимой.
Один из племянников Хыдыра, 42-летний предприниматель по имени Мустафа – среди тех армян-мусульман, которые хотят гордиться своей национальной идентичностью. И их число растет. Мустафа решил назвать свою строительную фирму “Бедрос” – по имени деда Хыдыра, депортированного в годы геноцида. “Это – символ моего прошлого. Моего прапрадеда звали Бедрос, и я хотел, чтобы его имя продолжало жить. Я против радикализма, и я не хотел действовать на волне расизма или религиозного экстремизма. Но я не отрицаю своего происхождения, и каждый его знает”, — говорит Мустафа.
По его словам, он надеется, что беспрецедентная церемония в Тунджели в прошлую среду воодушевит многих членов общины и побудит их перестать прятаться. “Цель заключается в том, чтобы позволить людям более свободно заявлять о своей идентичности, а также привлечь больший интерес к небольшому христианскому наследству, еще оставшемуся в регионе”, — сказал Мигран Пркич Гюльтекин. Возглавляемая им община была создана три года назад. Сейчас в ней – около 80 членов."
Перевод с английского Ашота Гарегиняна, ИЦ "Еркрамас"
http://www.yerkramas.org/2013/04/29/armyane-musulmane-turcii-perestayut-pryatatsya/
***
ПОДБОРКА ВЫСКАЗЫВАНИЙ И ТОЧЕК ЗРЕНИЙ
ПО ДАННОЙ ПРОБЛЕМЕ, ВЗЯТЫХ С РАЗНЫХ ФОРУМОВ
…Если брать в пример исламизированных (отуреченных) армян бывшей Западной Армении, которые остались, пожертвовав верой, на своей исконной территории после Геноцида, то мое мнение, что они сделали правильно!!! Я бы сделал то же самое, но не стал бы мешать кровь с турками после этого и детям говорил бы, что мы - армяне!!! А веру они бы в наши дни и сами выбрали бы, только живя на своей древней, любимой территории, а не где-то в Америке, Франции, Ливане и еще где-нибудь. Главное - передать правду о своем народе, о том, кем ты родился...
***
…Исламизированные (после Геноцида) армяне восточных вилайетов Турции, для меня не армяне, так как они смешались (генетически) практически полностью с турками. То есть армянский ген все-еще пребывает на своей древней территории, но его носители уже на 90% - турки...
***
…Моё мнение, что Кровь выше всякой идеологии!
Желательно конечно, чтоб армяне имели единение вокруг хотя бы одной религии, но было бы ещё лучше, еслиб эта религия называлась Родина!
***
…Я смотрю положительно. "Главное, чтобы человек был хороший" (с). И делить один народ по отношению к религии не стоит, это разделяет нацию, а мы в каждом посте пишем о единении, братстве и т.д.
А так можно делить людей до беспредела. По религиозной принадлежности, по цвету глаз, по цвету кожи, по пристрастиям к музыке и т.д. и т.п.
***
…С вами согласен полностью, что если ты мусульманин и армянин, то смешиваться с турками не стоит не прикаких условиях, кто-бы что не говорил!!! :)) HAYASTAN FOREVER!!! ALLAHU AKBAR!!! :) :) :) Было бы интересно узнать по больше общественное мнение армян на форуме по этой теме.
***
…Я воспринимаю религию, любую, как мифологизированное мировоззрение древних. Для меня нет большой разницы между язычником, шаманистом, христианином, мусульманином и, скажем, буддистом. Но вот ААЦ в частности сыграла в своё время очень важную роль в сохранении и выживании моего народа. В этом смысле она от других религий отличается. Родовая вера древних армян сформировала наш народ в принципе. Это тоже не может не вызвать моего почтения к этой форме мировоззрения. А если ты лично предпочитаешь верить в Аллаха, ну, например, так сложилось в твоей семье, - то верь и никого не спрашивай. Это твоё дело. Но всё же я б советовал тебе разделить традицию от мировоззрения. Не в средние века живём.
***
…Да есть такое явление, армяне-мусульмане. Моё отношение к ним ? Да нормальное отношение. Есть армяне-католики, православные, огнепоклонники, родноверы, есть и мусульмане... Плохо ли это? Считаю, что нет. Часть моих предков приняла в своё время ислам... А что было делать ? Жизнь у них так уж сложилась.
***
…Нормально отношусь...каждый человек вправе сам выбирать для себя любой путь, в том числе духовный, и в кого верить.... главное не забывать что ты АРМЯНИН!
***
…На склоне Святого Кавказа,Средь снежных могучих вершин, Кто-то золотом выбил на камне:: "Гордись тем, что ты Армянин!"
Светлая память жертвам Геноцида!...
***
…Умеренно отрицательное. Но не к людям, а к самому факту измены веры. Человек не перестает быть армянином, также как и не перестают быть армянами те, кто меняют язык, обычаи, фамилии, имена и т.д., но факт измены уже не хорошо. Откроенно говоря, я считаю это предательством. Никому не в обиду, сам не верю в светое будущее моего родного языка.
***
…Интересно как армяне-мусульмане смотрят на армян-христиан? Вот, к примеру, если начнётся заварушка, что нож к шее и говори, что кроме Аллаха никого нет или как там происходит обращение неверных по корану? Вот где собака порылась на мой взгляд.
Если мусульманство унаследованное то это как бы не от человека зависело. Другое дело если новообращённый и идейный такой -- все суры прочитал и, анý, гяуров резать и камнями неверных жён закидывать.
Опять же, религия и вера вещи разные. Вон сволько среди армян атеистов или вообще об этом не задумывавшихся.
***
…Вот про измену веры (скорее религии) согласен. Все народы которые меняли религию как то отличаются. На память приходят литовцы (вроде православными раньше были) ну и потом множество наших окатоличенных братиев. Кто ещё? А да, наши соседи "албанцы"...
Однако, приходилось встречать армян и русских у которых армянской или русской крови было ноль целых ноль десятых. И всё же, учили армянский/русский и крестились взрослыми уже потому что принимали соответствующую церковную доктрину. А также встречал кучи 100% по крови армян и русских которым ни до Родины ни до религии дела нет. Причём тут кровь?
***
"...Намерение армян-амшенцев из Кыргызстана переселиться в Нагорный Карабах можно только приветствовать..." - заявил глава ереванского офиса "Ай Дат", член АРФ "Дашнакцутюн" Киро Маноян, подчеркнув, что ввиду событий на Ближнем Востоке, будет расти численность армян этого региона, которые будут стремится вернуться на родину – в Армению и Карабах. По его словам, государство должно оказывать содействие подобным процессам по мере своих возможностей, однако в этом вопросе необходима поддержка всего армянства.
Касаясь того факта, что киргизские армяне-амшенцы являются мусульманами, он заметил, что общественность Армении должна иметь единую позицию в отношении армян, которые исповедуют ислам – пока они чувствуют себя армянами, необходимо делать все возможное, чтобы они интегрировались в армянское общество, даже оставаясь мусульманами.