Сделать стартовойДобавить в избранное
 
 
 
 
Мы армяне Гость номера Армянский бренд Это интересно Панармянские форумы Кулинарная Армения Вопросы и ответы
 
   
 
СЕКРЕТ 73

СЕКРЕТ 73...От Карена Кочаряна: "...никогда не забывайте слова нашего великого поэта Егише Чаренца - "...Наша сила в единстве..."
 

показать все статьи

 
     
 
   
 
Сингапурские чудеса армян

Сингапурские чудеса армян...За два столетия летопись острова и история армянских поселенцев настолько тесно переплелись между собой, что в пятидесятую годовщину независимости Сингапура символы армянского наследия небольшой общины были включены в праздничные мероприятия этой страны...
 

показать все статьи

 
     
 
   
 
НЕСГИБАЕМЫЙ АРЦАХ/Ашот Бегларян

НЕСГИБАЕМЫЙ АРЦАХ/Ашот Бегларян...Ашот Бегларян – помощник президента НКР, писатель, журналист, член союзов писателей Нагорного Карабаха и Армении
 

показать все статьи

 
     
 
   
 
Гимн СССР и Москвы: армянский след

Гимн СССР и Москвы: армянский след...Фамилии с окончанием на «...ян» встречаются при изучении истории гимна Москвы и СССР...
 

показать все статьи

 
     
 
   
 
Карен Робертович Кочарян — популярный телекомментатор, режиссер, сценарист, известный ведущий госконцертов и юбилеев

Карен Робертович Кочарян — популярный телекомментатор, режиссер, сценарист, известный ведущий госконцертов и юбилеев...Мы создали одну из первых независимых телекомпаний — "3-й канал"...Мы стали делать передачи для телекомпаний "Armenia TV", "Ереван", "Кентрон", "Hay-TV", даже для лос-анжелесской компании "AAN" и др. Образовательные, познавательные, развлекательные, исторические, музыкальные, театральные и другие программы "3-го канала", затем "3-го вагона" и "3-го клуба" помнят и любят до сих пор...
Каждый армянин должен оставить после себя что-то армянское, если он считает себя армянином. Я, например, оцифровывая свои старые передачи, выкладываю их в Интернете, чтобы молодежь знала как жила Армения, чем она дышала и чем она должна дышать...
Никогда не забывайте слова нашего великого поэта Егише Чаренца — в русском переводе они звучат так: "Наша сила в единстве"...
 

посмотреть всех гостей

 
     
 
   
 

Дорогие читатели "Armenian Art Hall - искусство оставаться армянином",

Сообщаем Вам, что вышел в свет очередной, СЕМИДЕСЯТЫЙ ТРЕТИЙ выпуск журнала


В соответствующих рубриках Вы можете прочитать следующие статьи : "Гость номера"Карен Робертович Кочарян — популярный телекомментатор, режиссер, сценарист, известный ведущий госконцертов и юбилеев, "Искусство оставаться армянином"СЕКРЕТ 73, "Армянский бренд"НЕСГИБАЕМЫЙ АРЦАХ/Ашот Бегларян, "Мы армяне"Сингапурские чудеса армян,"Это интересно"Гимн СССР и Москвы: армянский след, "Пан-Армянские Форумы" - Некоторые программы Министерства Диаспоры Республики Армении на 2017 год, "Кулинарная Армения" - Сыр и мороженое в домашних условиях. Полезные советы, "Вопросы и ответы" - Апостолы атомного века - Киракос Метаксян, Самвел Кочарянц, Артем Алиханов и другие, "Фоторепортажи" - Европейские армянские игры-2017 в Женеве

Со дня выхода первого номера журнала число просмотров всех его статей перевалило за 570 тысяч
 
 
     
 
     
 
 
Миф о "захвате" Арцаха Арменией
 
 
Это интересно
 
   
(Начало…Окончание в следующем номере)

Миф о "захвате" Арцаха Арменией Никакими фактами не обосновывается гипотеза, якобы , Армения "захватила" Арцах во времена Арташесидов (II-I вв. до.н.э.). Мовсес Хоренаци , как уже было отмечено выше, четко упоминает, что еще во времена Ервантидов область Утик была составной частью Армении, т.е. Армения простиралась до устья реки Кура еще в VI – III вв. до.н.э..

92 О присоединении к Армении прилегающих к ней некоторых территорий Артаксием и Зариадрием (II в.до.н.э.) подробно упоминает Страбон, однако бесспорно, что ни Арцах, ни Утик не относились к этим землям: "Далее рассказывают, что Армению, в прежние времена бывшей маленькой страной, увеличили войны Артаксий и Зариадрий. Они были первоначально полководцами Антиоха Великого, а впоследствии, после его поражения, стали царями (первый – царем Софены, Акилисены, Одомантиды и некоторых других областей, а последний – царем страны вокруг Артаксаты); они расширили совместно свои владения, отрезав часть областей окружающих народностей, а именно: у мидян они отняли Каспиану (Κασπιανήν), Фавнитиду (Φαυνῖτιν) и Басоропеды (Βασοροπέδαν); у иберов – предгорье Париадра (Παρυάδρου), Хорзену (Χορζηνὴν) и Гогарену (Γωγαρηνὴν), которая находится на другой стороне реки Кира; у халибов и мосинеков – Каренитиду (Καρηνῖτιν) и Ксерксену (Ξερξηνὴν), которая граничит с Малой Арменией или является ее частью; у катаонов – Акилисену (Άχιλισηνήν) и область вокруг Антитавра (Άντίταυρον); наконец, у сирийцев – Таронитиду (Ταρωνῖτιν). Поэтому все эти народности говорят теперь на одном языке" (ὥστε πάντας ὁμογλώττους εἶυαι ).

93 Это единственный "факт" сторонников концепции захвата Арцаха и Утика Арменией, однако отсутствие в нем упоминания и Арцаха, и Утика, и албанцев, вероятно , дает нам право считать эту "концепцию" необоснованной. Отсутствие сведенний, говорящих о захвате Арменией области Арцах с сопоставлением явного отсутствия всяких сообщений о возможном обитании албанцев в Арцахе , дает нам право полагать также о бездоказательности концепции "армянизации" Арцаха. Авторы раннего средневековья , например , Каганкатваци (Xв.), иногда называют население правобережья Куры не "албанами" (как пытаются преподнести некоторые "историки"), а "народом Агванка" или "народом востока". Притом примечательно , что "народом востока" называют население правобережья Куры сами его уроженцы (Каганкатваци, Гандзакеци), подчеркивая тем самым его этническое единство с Арменией, однако временное геополитическое отдельность (с V века). Ряд авторов , исходя из определенных целей , навязчиво пытаются представить население Арцаха "албанским", делая фальсификации и манипуляции на фразах или формулировках, похожие на "народ Агванка", "албанская церковь", "албанский князь" и т.д. и т.п. В создании таких иллюзий они нередко ссылаются на летописцев армянского Агванка. Сознателно исскажая контексты, они игнорируют тот факт, что в текстах данных авторов (особенно цитируется Каганкатваци) "страна Агванк" была вовсе не идентична изначальной Кавказской Албании, и являлась только топонимом, с V века обозначающим также армянонаселенный Арцах. "Агванк" у Каганкатваци и др. это всего лишь "восточный край", "глубинная Армения" где обитает часть армянского народа.

Армяно-албанская граница в IV веке и армянский Арцах. На рубеже новых реалий.

Граница Великой Армении и Кавказской Албании на недлительное время изменилась, однако в середине IV века , о чем дает краткую , но давольно ценную информацию армянский автор Фавстос Бузанд (V в.) : "Пошел войною также на страну албанов и жестоко разгромил их. Отнял у них много гаваров, которые ими были захвачены — Ути (Утик/Отене), Шакашен (Сакасена) и Гардманадзор, Колт и сопредельные им гавары. Реку Куру сделал границей между своей страной и Албанией, как было раньше".

94Рассказывая о восстановлении (370-е гг.) центрлизированной власти армянским князем Мушегом Мамиконяном, Бузанд относительно области Арцах пишет отдельно

95 , а выше-представленную информацию – в следущей главе .

96 Таким образом даже в этом случае, когда речь идет о восточных провинциях Армении и походе албанцев, территория Арцаха никак не рассматривалась в контексте с Албанией или албанцами. Период захвата албанцами некоторых территорий правобережья Куры был относительно недлительным, ибо , по сведению того же Бузанда , в 30-гг. IV века восточной границей Армении являлась река Кура : "Он (маскутский царь Санесан) перешел свою границу, большую реку Куру и наводнил армянскую страну".

97 Относительно эпохи IV века немаловажны сведения Агатангелоса (V в.). У него находим следущие строки: "И вот парфянин с братом снарядились в дорогу и с семьями, женами и детьми и всем своим имуществом поднялись и двинулись в путь. Изучив дороги, [они] под видом остатков [истребленного рода], восставшего против персидского царя, направились в сторону Армении. Придя, он предстал перед царем Хосровом в области Ути, в городе Халхал, в зимней ставке армянского царя".

98 Рассказывая о событиях в самом начале IV века в связи с принятием в Армении христианства в качестве государственной религии (301г.) Агатангелос продолжает : "Тогда царь, немедля , со страхом и великой радостью позаботился о том , чтобы собрать главных нахараров и наместников страны : первым (был) ишхан Ангехтуна … двенадцатый – ишхан земли Цавда, тринадцатый – ишхан земли Утик". Цавд, один из наименований части края Арцах, а Утик, Отене или Ути , как было отмечено – вся правобережная равнина Куры. В заключении Агатангелос пишет: "Они суть избранные ишханы (князья) , наместники , краеначальники , тысяцкие, десятитысяцкие страны армянской , дома Торгомова".

100 Егише (Vв.) , в "Слове о войне армянской" Арцах и Албанию упоминает отдельно : "Подобно же поступал он и со всеми краями страны, где были крепости — в Тморике и Кордике, в Арцахе и Албании, в Иберии и в стране Халтик, рассылал [вести], настаивал, чтобы никого (из противной стороны) не удостаивали пристанища.".

101 Уже к V веку относятся сообщения Корюна, автора "Житие Маштоца". Описывая миссию Маштоца в Албании с целью расспространения албанской письменности, он пишет: "После этого (Маштоц) простился с царем, епископами и со всей церковью Алуанка … И поручив учеников и себя всехранящей милости Бога, отбыл из краев Алуанка, чтобы прибыть в страну Иверию", далее он продолжает : "И когда доехал он до Гардманского ущелья , вышел ему навстречу ишхан Гардмана по имени Хурс … Насладившись вдоволь соками и обильными плодами учения его (Маштоца), проводил он (князь) блаженного туда, куда он путь держал. И тот отправился в края (Иверов)".

102 Из вышеписанных строк явствует , что просветитель Маштоц "отбыв из краев Алуанка" на пути в Иберию, был в области Гардман (область Утик), что соотетствнно находилась в границах армянского царства. Арцах и Утик упомянуты также в средневековой официальной грамоте , упорядочивающей список мест тронов и бардзов ("подушек"), занимаемых армянскими аристократами при царском дворе Армении – Гахнамаке (дословно: "тронная грамота"). Документальные сведения Гахнамака потвердаются также сведениями Зоранамака (дословно:"воинская грамота") – официальной грамотой, определяющей количество и упорядочивающей распорядок воинских сил в древней Армении в IV – начале V вв.. По сообщению этого документального источника области Цавдек, Утик и Гардман в армии Великой Армении выступали по одной тысяче воинов . 103

Границы меняются – Арцах остается армянонаселенным

Однако в конце IV века в регионе происходят радикальные геополитические изменения. Армения делится между Сасанидской Персией и Римом , притом 3/4 переходит к Персии, к Персии присоеденяются также вся Иберия и Албания. Сасанидские власти вскоре проводят новое административное деление границ. Восточные области Армении – Утик и Арцах включаются в состав Албании (до 50 гг. V века ). Фавстос Бузанд свидетельтвует : "много гаваров было отторгнуто; и тогда, и после того армянское царство разделилось, распалось, уменьшилось и потеряло свое прежнее величие".

104 Анания Ширакаци, армянский географ VII века, размещает территорию самой Албании к северу от Куры: "Албания, то есть Агванк, находится к востоку от Иберии, смежна с Сарматией у Кавказа и простирается до Каспийского моря и до пределов армянских на Куре (Եւ ցՀայոց սահմանսն առ Կուր գետով)".

105Ширакаци также пишет: "Но мы рассказываем о собственно стране Албании, которая находится между большой рекой Курой и Кавказкими горами" (մեջս է մեծի գետուսն Կուրա եւ Կովկաս լերինն).

106 Однако он четко указывает присоединение к Албании правобережных армянских областей: "Албания заключает в себе следущие провинции : Ехни, Бех, Камбечан, Шака, Востани-Марцпан, Дашти-Балакасан , и другие провинции, кои были отторгнуты от Армении (Ի Հայոց հանեալ է) : Шикашен (Сакасена), Гардман, Колт, Заве и ещё двадцать (гаваров) областей до впадения Аракса в реку Куру".

107 Перечисляя провинции самой Великой Армении , Ширакаци включает в этот список также край Арцах : "Великая Армения разделяется на 15 следующих провинций ; …9. Арцах … 12. Ути…".

108 Армянский географ дословно пишет о присоединении к Албании 9-го гавара Великой Армении – Арцаха : "Арцах, рядом с Сюник. В нём заключается двенадцать провинций, которые присоединены к Албании…".

Миф о "захвате" Арцаха Арменией 109 И так с исторического периода V века граница Армении и Албании переходит от устья реки Курa на запад , вплоть до севанских и арцахских гор в области небольшой реки Агари (Hagari). Соответственно название "Албания" (Арран, Агванк) в результате определенной интеграции двух берегов вышеназванной реки переходит также на правобережье Куры. По этой причине с V века, и особенно после укрепленеия новых границ , территория, где рассположен гавар Арцах и всё правобережье в целом называется "Агванком", что армянское название Албании. Этнические границы однако , остаются прежними, и албаны , как раньше , так и потом , продолжают расселяться на левобережье Куры, в территории между Каспийским морем и Кавказским хребтом. Крайне важный исторический аспект этнических границ армян и албанцев становится ясным также по пораллельному анализу тех первоисточников, которые писали уже после присоеденения Арцаха к Албании. Павел Орозий , живший в IV-V вв., т.е. уже во времена присоединения к Албании Арцаха, продолжает размещать кавказских албан на левобережьи Куры : "Между колхами, которые находятся выше Киммерийского моря, и албанами, живущими у Каспийского моря, возвышается гора Кавказ".

110 У него же находим сведение о прикаспийских территориях северо-восточного Кавказа : "Так вот, [на пространстве] от моря Каспия… проживает тридцать четыре народа. Но в целом ближайшую область называют Албанией".

111 Орозий буквально размещает племен самой Албании на пространстве вблизи Каспия, что соответствует с другими сведениями более ранних античных авторов , размещающих кавказских албан на прикаспийских равнинах вплоть до реки Кура и Кавказского хребта. Примечательны сведения сирийского автора VI века Захарии Митиленского : "Случилось в то время, что был послан (из Албании) туда Пробос с посольством от императора… Через 14 лет (буквально "две недели лет") он ушёл, и был другой армянский епископ по имени Макар…". Упоминание Митиленским армянских епископов ("был другой армянский епископ") из Албании, яркое доказательство того, что под наименованием "Албания" уже подразумевались две ее части – армянское правобережье и албанское левобережье. Это становится ясным также из следующих строк Митиленского : "Аран также земля, в той же земле Армении, со (своим) языком, с народом верующим и крещеным, у них есть царек, подчиненный персидскому царю". Здесь Митиленский уже подразумевает собственно страну Албания на левобережье Куры.

112 Из сведений Менандра Византийского (VI в.) явствует , что албаны в конце VI века продолжали жить на северном берегу реки Кура : "Римские военачальники опять вступили в Албанию, заставили савиров и албанов переселиться по сию сторону реки Кира…".

113 Ясно, однако, это переселение было временным и частичным явлением. Об армянском населении Арцаха того же периода более чем четко сообщает армянский автор раннего средневековья Степанос Сюнеци (VIIIв.): "И так же /следует/ знать все окраинные диалекты (զբառսն եզերականս) своего языка (զքո լեզուիդ), кои суть корчайский и хутский , и Четвертой Армении , и сперский , и сюникский , и арцахский (զՍիւնին, եւ զԱրցախայինն)". 114 В самом начале VIII века, после завоевания арабами всего Кавказа, наместничество (марзпанство) Персии Албания (Арран) упраздняется. На месте самой Албании – левобережье Куры, постепенно начинает формироваться новое политическое образование – Ширван, до XI века управляемое разными княжескими домами (ширваншахами) арабо-персидского происхождения.

Новая столица албанского наместническтва в области Утик

Историки, цель которых намеренное исскажение и фальсификация истории, часто в наборе сфабрикованных "фактов" указывают наличие города Барда/Партава (правый берег Куры, область Утик) , как столицы Албании, тем самым снова создавая иллюзии, якобы, правобережье этой реки также являлось собственно албанской территорией, как и левобережье . Не случайно, однако, эти же авторы не упоминают, когда и как город Барда стал столицей Албанского наместничества . В течение всей античности, когда албанское царство было суверенной страной , столицей его был город Кабала , находящийся соответственно на левобережье Куры. Об этом пишет Плиний Старший : "Главные города в Албании – Кабалака, а в Иверии Гермаст …" (praevalent oppida Albaniae Cabalaca … ).

115 Город Барда стал столицей албанского наместничества Персии только в 460-ых гг., т.е. уже тогда, когда Утик и Арцах были присоединены к Албании. Надо отметить , что Барда был основан по поручению персидского царя Пероза, изначально же наименовалася как Перозапат. Каганкатваци пишет : "По повелению Пероза, царя персидского, Вачэ построил великий город Перозапат, именуемый ныне Партавом".

116 Это же повторяется у Мхитара Айриванеци (XII-XIII вв.): "Царь Ваче построил город Партав".

117 Ряд арабских авторов основание города Барда (Барда’а) связывают с именем персидского царя Кавада I (V-VI вв.).

118Восточный край в средние века

Начиная с X- XI веков исторические сведения о народе "албаны" , как о существующей нации , в исторической литературе не встречются. Албаны – население левобережья Куры , в течении VII- IX вв. под арабским владычеством приняли ислам и были арабо-иранизированы, что не произошло с населением правобережья Куры – армянами . В XI- XII веках, в результате огромного потока огузских-сельджукских племен из Средней Азии, мизерное число албанского населения самой истори- ческой Албании было ассимилировано. Малочисленные потомки субэтнических групп кавказских албан (лезгины, лакцы, удины , цахуры, табасаранцы, рутулцы, агулцы, будуги, хиналугцы) по сей день проживают на севере Азербайджана, юге Дагестана и прилегающих к нему ограниченных территориях северо-востока Кавказа.

Армянский Агванк – правобережье Куры, и , в частности Арцах , будучи армянонаселенной областью , остается самоуправляемым княжеством и носителем , в том числе, наименовании "Арран" или "Хачен" (от арм. хач – крест). В 80-х гг. IX века, когда суверенность Армении была восстановлена и некоторое время Армения держалась как централизированное государство, Арцах/Хачен стал неотделимой частью багратидской Армении . О знаменитом князе Арцаха/Хачена этого периода Сахле Смбатяне пишет арабский летописец Абу-л-Фарадж (XIII век) : "Но его (Бабека) узнал Сахл ибн Сунбат; армянский батрик, и взял его в плен . Он хотел откупиться от него большими деньгами, но он (Сахль) не принял этого и отправил его к ал-Афшину после того, как армяне изнасиловали в его присутствии его мать, сестру и развратницу-жену. Так же поступал дьявол (Бабек) с людьми , когда он брал их в плен вместе с женами". У другого арабского летописца Ал-Макдиси (X в.) читаем: "Однако Сахл ибн Сумбат; христианин, один из армянских батриков , узнал его (Бабека)… ". Мас’уди (IX-X вв.) пишет : "Они достигли места в области Сахля ибн Сунбата, одного из армянских батриков …".

119 То же самое отражено у Баладзори (IX в.), который в "Книге завоеваний стран" пишет : "Армянские батрики продолжали жить в своих владениях, защищая каждый свою область … Позднее Му’тасим-биаллах правителем этой страны назначил Хасана ибн-Алия бадагита, известного под прозвищем ал-Мамуни; он распустил батриков и свободных людей (дворян) страны и так мягко обходился с ними , что они пренебрежительно стали относится к власти (халифа) … В это время восстал Исхак ибн-Исма’ил ибн-Шушайб … а Сахл ибм-Санбат, батрик, напал представителя Хайдара ибн-Кауса ал-Афшина (наместника) в Армении …".

120 Мас’уди оставил интересное сообщение о княжеском роде Севордик (арм. "Черные сыны" – народная этимология) – правителей Гардмана : "Затем она (Кура) течет через земли Сийавурдия, которые являются ветвью армян ; они храбры и сильны, как мы упоминали в сообщении о них …". 1

21 К этому периоду относится документальное сведение императора Византии Константина VII Порфирородного (X век) , который , направляя официальные письма на имена князей Хачена (Χατζιένης) и Гардмана, адресует их "в Армению".

122 Сирийский историк Михаил Сириец (XII в.) гардманского епископа причисляет к числу армянских священников.

123 Чрезвычайно интересны сообщения армянского автора IX-X веков Иоанна Драсханакертци. Рассказывая о своей поездке "в страну восточную Албанию, к великому князю Сааку" (владыке Гардмана и Парисоса на правобережье Куры) и "к царю Атрнерсеху" (царство "Албания" армянских и византийских , "Эрети" грузинских и "Шакин" арабских авторов на левобережье Куры), он пишет : "прибыл в край Восточный – Алванк к великому ишхану Сааку и к царю их Атрнерсеху, что на северо-востоке Кавказа, ибо и они из нашего народа (զի եւ նոքա ի ժողովրդէն մերմէ) и паства пажити нашей (եւ խաշն արօտի մերոյ էին)".

124 В данной инфомации население края считается частью армянского народа и по признаку вероисповедальному (и паства пажити нашей) и по признаку национальному (они из нашего народа). Относительно истории армянского Агванка в эпоху раннего средневековья ключевое значение имеет труд Мовсеса Каганкатваци, уроженца гавара Утик .Так, анализируя его сообщения о просветительской деятельности Маштоца в Албании в начале V века, становится ясным, что Каганкатваци не причисляет к албанским племенам ни себя, ни свой "народ востока", тем самым четко различая армянское население правобережья Куры от собственно албанского населения левобережья: "Прибыли они к Месропу и с ними вместе (Месроп) создал письмена для изобилующего гортанными, грубейшими, варварскими и труднопроизносимыми звуками языка гаргарийцев". Соверешенно понятно, что армянину Мовсесу должен был показаться "гортанным", "грубейшим", "варварским" и "труднопроизносимым" язык албан-цев/гаргарийцев. Место расселения этого племе

125 ни становится ясным по сведениям атничных авторов, в том числе Страбона : "Метродор Скепсийский и Гипсикрат, также знакомые с этими местами, сообщают, что амазонки живут рядом с гаргареями на северных предгорьях Кавказских гор, называемых Керауния".

126 Ныне на этой территории проживает народ ингушей , самоназвание которых "галгай". Каганкатваци имеет четкое представление о наличии территории самой Албании на левобережье Куры . Так, он пишет: "Вернувшись в Армению, он (Маштоц) отправился в Восточный край, в гавар Ути", далее он продалжает : "Он возобновил и укрепил веру христианскую, распространив проповедование Евангелия в гаваре Ути, в Албании, в Лпинке, в Каспии, до ворот Чора".

127 Хотя Каганкатваци писал в X веке, т.е. уже тогда , когда правобережье Куры рассмотрвалось как часть Албании , (и соответственно называлась "Албанией"), тем не менее он четко различает армянский Агванк от самой Албании , прямое правобережье Куры – область Утик и Албанию, перечисляя отдельно. Однако уже в сведениях , относящихся особенно к поздним этапам истории, он неоднократно указывал Утик в рамках Албании своего времени. Если Хоренаци, автор V века, в рассказе о битве Ерванда с Смбатом видит Утик в границах Армении

128 , то Каганкатваци , живший в Х веке, в том же рассказе

129 помещает Утик уже в Албании свого времени (такие примеры ловко используются амбициозными историками). То, что Каганкатваци не причисляет себя к албанцам нетрудно поять из его же строк: "В то же время он (Маштоц) стал превосходным проповедником и апостолом для диких племен горцев, живущих у подножья гор, которым он на их же языке объяснял и знакомил [со Святым Писанием]".

130 После данной информации нелепо считать Каганкатваци албанцем, ибо он дословно называет чуждым для себя язык албанцев. Мовсес Каганкатваци размещает племена самой Албании на левобережье Куры, "у подножия Кавказских гор, в долинах и ущельях к югу, до того места, где начинается равнина", а создание северо-восточного наместничетсва Армении также относит к царю Валаршаку : "Здесь начинается [история] княжество страны Алуанк. От начала сотворения человеческого рода до царя армянского Валаршака о проживающих близ высоких гор Кавказа мы не можем ничего достоверного рассказать слушателям. При установлении порядка у жителей северных он созвал [представителей] пришлых диких племен, живущих в северной равнине и у подножия Кавказских гор, в долинах и ущельях к югу, до того места, где начинается равнина, и приказал им прекратить разбой и вероломство, платить покорно царские подати. Затем [царь] назначил им вождей и правителей, во главе которых по приказу Валаршака был поставлен некто из рода Сисака, одного из потомков Иафета, по имени Аран, который унаследовал долины и горы страны Алуанк, от реки Ерасх до крепости hЫнаракерт".

131 Для полного проявления этнополитической мозаики многонациональной Албании следует обратиться к одному из видных историографов средневековья – Матеосу Урхаеци (XI-XII вв.). Тонкий анализ его сообщений полностью изъясняет этнические и топонимические "диспараллели" , четко проявляющие всю этнополитическую картину Кавказской Албании после V века . И так, Урхаеци пишет : "Страна Агванк , которую называют глубинной Арменией (յաշխարհն Աղուանից, որ ասի` խորին աշխարհ Հայոց) … ".

132 Он же , рассказывая о попытке вторжения в Армению византийских войск в 970-е гг. сообщает, что в специальном собрании знатных князей страны присутствовали также правители армянского Агванка : "тогда все цари армянские (ամենայն թագաւորազունքն Հայոց) … съехались на собор к царю Армении Ашоту Багратуни". Далее автор перечисляет их имена: "Царь Капана – Филиппе и царь Агванка – Гугрен; Абас – владетель Карса … весь дом армян собрался в одном месте … (զամենայն տունն Հայոց ժողովեալ ի մի վայր…)".

133 В хронике Урхаеци четко отражена этнополитическая ситуация тогдашней Албании, в чем можно убеждатся из множеств сообщений средневекового автора : "… владыка Барсег, архиепископ Ширака , отправился в страну армянскую в гаварах Агванка (յաշխարհն Հայոց ի յԱղուան գաւառի)".

134 У него же сохранилось послание царя Лори Давида Анhохина (IX- X вв.) католикосу Албании Овсепу: "… Немедля созови всех епископов своих в стране твоей армянской, что в Агванке (Հայոց աշխարհիդ, որ յԱղուանսն են)…". Товма Арцруни (IX- X вв.) также причисляет князей Арцаха/Хачена (армянского Агванка) к армянским князьям : "После того, как Буха исполнил то, что задумал касательно нашей страны Армян

135 ской, добавил он к этому и уничтожение в стране нашей армянских вельмож … Из них известны по именам : спарапет Армении тэр Смбат … , Атрнерсех , ишхан Алуанка …,Сахл сын Смбата … , Нерсех, ишхан Гардмана, и, наконец Есайя Абумусэ …".

136 Об армянском населении Арцаха четко указывает Киракос Гандзакеци (XIII век.), уроженец правобережнего города Куры Гандзака (перс. Ганджа) : "А во второй части мы поместим главу о просветителях страны Агванк как сородичах (որպես զազգայնոց) и единоверцах наших (եւ զհաւատակցաց մերոց), наипаче что предводители их были армяноязычны, говорили по-армянски (հայալեզուք, հայերէանախօսք յոլովք էին), цари их подчинялись армянским царям (թագաւորքն` հնազանդք թագաւորացն հայոց), находились под их властью, а епископы рукополагались святым Григором и местоблюстителями его, народ жил вместе с нами".

137 Киракос Гандзакеци называет армянский Агванк "восточной областью": "Итак, первым побудителем просвещения областей восточных называют Егишэ…".

138 Мовсес Каганкатваци , как правило , армянский Агванк именует выражениями "Восточная страна", "Восток", "Восточный край". Каганкатваци даже единожды не упоменает в "Восточном

139 крае" племен албанцев. Он называет жителей армянского Агванака "жителями Востока".

140 Достаточно только одного примера из труда данного автора: "род Миhрана (зачинатель княжеского рода Миhранидов в VII веке) породнился сватовством с армянскими мужами, чтобы в результате родства этого совместно властвовать над Восточным краем Алуанком".

141 Здесь Каганкатваци не только называет армянский Агванк "Восточным краем", но также дословно именует его князей и правителей "армянскими мужами". Мхитар Гош (XII- XIII вв.), уроженец армянского Агванка, в 11 гл. своего знаменитого "Судебника" пишет следущие строки :"зная подобную привычку наших гайканцев (армян), зная вполне меру себе, не буду винить вас за это", после, он продолжает: "в годы, когда мы еще издавна были лишены нашего царства, когда остались (лишь) немногие князья в стране Хаченк; во времена Гасана (յամս անիշխանութեան թագաւորութեան մերոյ, ի վաղնջուց ժամանակի մնացելոց սակաւ իշխանացս ի կողմանս Խաչենոյ, ընդ ժամանակս անուանելոյ Հասանայ…), … во времена великого князя Рубена, главы прочих князей и земель Киликии (Киликийского Армянского Царства – ред.)…". Тем самым позиция Гоша, относительно этнополитической принад-лежности Хачена более чем понятна. Говоря о царе Армении Абгаре , он называет его "нашим царем" (մերն արքայ Աբգարիոս).

142 Армянская этническая принадлежность Арцаха потверждается персидским хроником XIII века : "Xачен страна труднодоступная, среди гор и лесов. Это одна из областей Аррана , где проживают армяне (население "есть армянское" – "армани анд"). Люди Абхаза называют их падишаха "тагавер"". Арабский автор Истахри (IX-X вв.) сообщает: "Население Бардаа и Шамкора имеет армянское происхождение, и именуется Сийавурдия".

Миф о "захвате" Арцаха Арменией 144 О правителях и князьях "Восточного края" отдельно пишут все его летописцы . Например, о знаменитом князе Арцаха/Агванка Гасан Джалале, который нередко нагло объявляется этническим "албанцем", сообщает Киракос Гандзакеци: "Вместе с другими прибыл к нему (Сартаху) и великий ишхан Xачена и областей Арцаха Гасан, которого ласково называли Джалалом (перс. – "слава", "величие", "великолепие") – муж благочестивый, богобоязненный и скромный, армянин по происхождению".

145 Он же Гасан Джалал в начале XIII века построил в Арцахе церковь Гандзасар (арм.- "гора сокровищ") на фасаде которой сохранились множество армянских надписей . Об армянском происхождении арцахских князей Мовсес Каганкатваци свидетельствует неоднократно : "Иафет, Гомер, Фирас, Торгом, hАйк … Из их же рода был Аран, назначенный правителем Алуанка".

146 Каганкатваци также пишет : "Этот затаил в своем сердце [желание] погубить древний род hАйказеан – Ераншаhиков, о которых в сей книге мы писали выше".

147 В этих строках Каганкатваци дословно называет правителей армянского Агванка , или так называемого "Восточного края" , армянами (hАйказеан). Данное сведение находит потверждение у Киракоса Гандзакеци : "И вот они, цари агванские, происшедшие от сородича Гайка Аррана".

http://www.caucasian-albania.net/

Тарон Саарян (Окончание в следующем номере)



***

92. См. прим. 3,4
93. кн. XI, 14, 5
94. "История Армении", кн.V, гл.13
95. кн.V, гл.12, "Об Арцахе"
96. кн.V, гл.13, "Об Албании"
97. кн.III,гл.6, "О разбойничьем набеге царя мазкутов на землю, подвластную армянскому царю…"
98. "Житие и история святого Григора", 28
99. "История Армении"; "Спасительное обращение страны нашей Армении через святого мужа-мученика" , 795 CXII
100. там же ; 796
101. гл.4
102. "Житие Маштоца",18
103. Матенадаран, рук. № 1379, л.1а ; Адонц Н., Армения в эпоху Юстиниана , 2 изд., Е.,1971 , гл.10-11
104. кн.VI,гл.1
105. Моисей Хоренский. Армянская География VII в. Перевод Патканова К.П. СПб., 1877. стр. 40,17
106. М.Хоренаци, "География", Венеция 1881, стр. 29 (на арм.яз.)
107. Армянская География VII в. стр.41,17
108. там же, стр.42-43,17
109. арм. текст, стр.19
110. "Истории против язычников 7 книг" ; кн. I,2,36
111. кн. I,2, 49-50
112. Сирийский источник VI в. о народах Кавказа , Вестник древней истории, №1 М. 1939
113. L.Dindorfius. Historici Graeci Minores, I, p. 80,83 ; С. Дестунис, "Византийские историки", II, СПб, 1860, стр. 411-412
114. Н.Адонц. "Дионисий Фракийский и армянские толкователи", Пг., 1915, 181-219
115. кн. VI, 29
116. "История страны Агванк", кн. I, гл.15
117. Хронографическая история, составленная отцом Мхитаром, вардапетом Айриванкским. СПб.1869
118. ибн Хордадбе, ибн ал-Факих, Баладзори, ибн ал-Асир, Якут и др.. См.:СМОМПК, вып. 31 – Тифлис, 1902, отд. I , стр. 11,15; вып. 32, отд I, стр. 15; Баладзори. Книга завоевания стран, стр. 5
119. З.Буниятов. Азербайджан в VII-IX вв. Баку, 1965, стр. 324-325, 329
120. Баладзори, "Книга завоевания стран", Баку, 1927, стр. 21
121. В.Ф. Минорский . История Ширвана и Дербенда X- XI вв. М., 1963, стр.214
122. Constantini Porphyrogeniti De cerimoniis aulae Byzantinae. Vol. II. Bonnae, 1829, p. 687-688
123. Michel le Syrien Chronique, ed. J.-B. Chabot, Paris, 1901, pp. 497-498
124. "История Армении"; гл. ХLIV
125. кн.II,гл.3
126. кн.XI, 5, 1
127. кн.I, гл.27
128. См. прим. 2,3
129. кн. I, гл. 8
130. См. прим. 125
131. кн. I,гл. 4
132. Матеос Урхаеци, "Хроника" , Вагаршапат, 1898 ; на арм.яз., стр. 230-231
133. стр.17
134. стр. 220-221
135. стр. 81
136. Товма Арцруни и Аноним, "История дома Арцруни", гл.11
137. "История Армении" ; гл. 10
138. гл. 10
139. кн. II, гл. 20; кн. I, гл. 8; кн. I, гл. 27; кн. II, гл. 1; кн. II, гл. 27; кн. II, гл. 37
140. кн. I, гл. 6
141. кн. III, гл.23
142. М.Гош, "Армянский Судебник", Вагаршапат, 1880, стр. 301 (на арм. яз.); "Армянский Судебник Мхитара Гоша", Ер.,1954, стр.141
143. ЛО ИВ РАН, рукопись А-253, л. 202 б ; Ср.: Н.Д. Миклухо-Маклай. Географическое сочинение XIII в. на персидском языке. Ученые записки Института Востоковедения. Том IX. М.-Л. 1954, с. 204-205
144."Арабские авторы об Армении, Виенна, 1919 г. стр. 25 (на арм.яз.); Ср.: Mordman, Das Buch der Lдnder, стр.90 ; СМОМПК вып. 29, стр.33,
145. гл.55
146. кн. I, гл. 15
 
 

Смотрите также:

  • Грач Силванян - Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Армения в Грузии
  • Владыко Вазген епископ Мирзаханян - глава Епархии св. Армянской Апостольской церкви в Грузии /ВИДЕООБРАЩЕНИЕ/
  • Секрет ПЯТЬДЕСЯТ ДЕВЯТЫЙ от Грачья Задикяна из Днепропетровска:
  • Летняя школа Спюрка. Второй сезон.
  • Левон Шант – армянский писатель, новеллист и политический деятель


  •  
     
    #1 написал: Sandy (1 января 2017 04:11)
    Информация удалена из-за несоответствия формату журнала - комментарии коммерческого характера недопустимы
     
     
    #2 написал: Антон (13 августа 2019 11:12)
    Перезвоните мне пожалуйста 8 (962) 685-78-93 Антон.
     
     
    Добавление комментария
    Включите эту картинку для отображения кода безопасности
    обновить если не виден код



     
         
     
     
       
     
     
    Приемная консулаДобро пожаловать в Приемную Консула Республики Армения в Грузии. Здесь Вы можете задать вопрос по любой, волнующей Вас, теме, связанной с консульскими услугами и, заполнив форму, направить электронное послание в адрес нашей редакции.
     

    войти в приемную

     
         
     
       
     
    Некоторые программы Министерства Диаспоры Республики Армении на 2017 год

    Некоторые программы Министерства Диаспоры Республики Армении на 2017 год..."Ари Тун", Летняя школа "Спюрк", фестиваль "Поем песни Комитаса" и другие мероприятия, организованные Министерством Диаспоры Республика Армении в 2017 году...
     

    показать все статьи

     
         
     
       
     
    Сыр и мороженое в домашних условиях. Полезные советы...

    Сыр и мороженое в домашних условиях. Полезные советы......Молоко, сметана, лимон и немного времени для вкусного и полезного домашнего сыра...Мороженое за 3 минуты плюс время на заморозку, по вкусу не уступает пломбиру...15 продуктов, которые не только помогут вам укрепить память, но и заставят ваш мозг работать более быстро и также регенерировать костную ткань.
     

    показать все статьи

     
         
     
       
     
    Европейские армянские игры-2017 в Женеве
     
    Европейские армянские игры-2017 в Женеве
    показать все репортажи
     
         
     
       
     
    Апостолы атомного века - Киракос Метаксян, Самвел Кочарянц, Артем Алиханов и другие

    Апостолы атомного века - Киракос Метаксян, Самвел Кочарянц, Артем Алиханов и другие...Нам остается неотъемлемое право гордиться тем, что все эти действительно выдающиеся люди – наши соотечественники, тем, что в их жилах текла армянская кровь...
     

    показать все вопросы и ответы

     
         
     
       
     
     
         
     
      О проекте | Команда | Написать письмо в редакцию Rambler's Top100 Copyright © Armenian Art Hall. 2009