Сделать стартовойДобавить в избранное
 
 
 
 
Мы армяне Гость номера Армянский бренд Это интересно Панармянские форумы Кулинарная Армения Вопросы и ответы
 
   
 
СЕКРЕТ 73

СЕКРЕТ 73...От Карена Кочаряна: "...никогда не забывайте слова нашего великого поэта Егише Чаренца - "...Наша сила в единстве..."
 

показать все статьи

 
     
 
   
 
Сингапурские чудеса армян

Сингапурские чудеса армян...За два столетия летопись острова и история армянских поселенцев настолько тесно переплелись между собой, что в пятидесятую годовщину независимости Сингапура символы армянского наследия небольшой общины были включены в праздничные мероприятия этой страны...
 

показать все статьи

 
     
 
   
 
НЕСГИБАЕМЫЙ АРЦАХ/Ашот Бегларян

НЕСГИБАЕМЫЙ АРЦАХ/Ашот Бегларян...Ашот Бегларян – помощник президента НКР, писатель, журналист, член союзов писателей Нагорного Карабаха и Армении
 

показать все статьи

 
     
 
   
 
Гимн СССР и Москвы: армянский след

Гимн СССР и Москвы: армянский след...Фамилии с окончанием на «...ян» встречаются при изучении истории гимна Москвы и СССР...
 

показать все статьи

 
     
 
   
 
Карен Робертович Кочарян — популярный телекомментатор, режиссер, сценарист, известный ведущий госконцертов и юбилеев

Карен Робертович Кочарян — популярный телекомментатор, режиссер, сценарист, известный ведущий госконцертов и юбилеев...Мы создали одну из первых независимых телекомпаний — "3-й канал"...Мы стали делать передачи для телекомпаний "Armenia TV", "Ереван", "Кентрон", "Hay-TV", даже для лос-анжелесской компании "AAN" и др. Образовательные, познавательные, развлекательные, исторические, музыкальные, театральные и другие программы "3-го канала", затем "3-го вагона" и "3-го клуба" помнят и любят до сих пор...
Каждый армянин должен оставить после себя что-то армянское, если он считает себя армянином. Я, например, оцифровывая свои старые передачи, выкладываю их в Интернете, чтобы молодежь знала как жила Армения, чем она дышала и чем она должна дышать...
Никогда не забывайте слова нашего великого поэта Егише Чаренца — в русском переводе они звучат так: "Наша сила в единстве"...
 

посмотреть всех гостей

 
     
 
   
 

Дорогие читатели "Armenian Art Hall - искусство оставаться армянином",

Сообщаем Вам, что вышел в свет очередной, СЕМИДЕСЯТЫЙ ТРЕТИЙ выпуск журнала


В соответствующих рубриках Вы можете прочитать следующие статьи : "Гость номера"Карен Робертович Кочарян — популярный телекомментатор, режиссер, сценарист, известный ведущий госконцертов и юбилеев, "Искусство оставаться армянином"СЕКРЕТ 73, "Армянский бренд"НЕСГИБАЕМЫЙ АРЦАХ/Ашот Бегларян, "Мы армяне"Сингапурские чудеса армян,"Это интересно"Гимн СССР и Москвы: армянский след, "Пан-Армянские Форумы" - Некоторые программы Министерства Диаспоры Республики Армении на 2017 год, "Кулинарная Армения" - Сыр и мороженое в домашних условиях. Полезные советы, "Вопросы и ответы" - Апостолы атомного века - Киракос Метаксян, Самвел Кочарянц, Артем Алиханов и другие, "Фоторепортажи" - Европейские армянские игры-2017 в Женеве

Со дня выхода первого номера журнала число просмотров всех его статей перевалило за 570 тысяч
 
 
     
 
     
 
 
"...А воз и ныне там"
 
 
Вопросы и ответы
 
   
Вопрос: Меня зовут Седрак Паповян. Я – коренной тбилисец, жил на улице Туманяна, правда, давно покинул родной город. Теперь живу за Уралом. Помню, в начале 90-х развернулась настоящая война вокруг армянских церквей, особенно – Норашена. Грузинская церковь хотела их отнять у армянской.
Какова сегодня их судьба? Сумели договориться или все-таки отняли? Спасибо заранее.


"...А воз и ныне там"Ответ: 10-12 июня 2011 года в Тбилиси состоялся визит каталикоса всех армян Гарегина II и делегации Армянской Апостольской Православной Церкви в Грузию, в ходе которого Грузинская Православная церковь и Армянская сторона договорились решить этот вопрос на основе компромисса с обоих сторон.

ААПЦ обязалась передать, создаваемой в Армении грузинской епархии, ряд, т.н., халкидонистких церквей, построенных, в основном в Лорийском марзе в период вхождения этих мест в состав грузинского царства в средние века.

В ответ ГПЦ должна передать под управление армянской епархии в Грузии шесть секуляризованных в советское время церквей – Сурб Норашен (XVв.), Сурб Ншан (XVIIIв.), Шамхорецоц Сурб Аствацацин (второе наименование – Кармир Аветаран, XVIIIв.), Ереванцоц Сурб Минас (XVIIIв.) и Мугнецоц Сурб Геворк (XIVв.) в Тбилиси, а также находящаяся в Ахалцхе (регион Самцхе-Джавахетии) церковь Сурб Ншан (XIXв.).

Однако, по сей день эта проблема остается нерешенной.

***

"...А воз и ныне там"Церковь Шамхорецоц Сурб Аствацацин, т.е. Церковь Пресвятой Богородицы Шамхорцев называется так же "Кармир Аветаран", т.е. "Пурпурное Евангелие". Храм находится в нескольких десятках метров от церкви Нор Эчмиадзин. Само название "Церковь Шамкорцев" уже является свидетельством того, что церковь либо основана, либо реконструирована выходцами из Шамхора.
Не первое, но наиболее массовое переселение Гандзакских (Гянджа; Кировабад) и Шамкорских армян в Тифлис имело место в 1723 году, когда, возвращаясь из Гандзака в Тифлис, сэр-аскер Ибрагим-паша переселил сюда "около 3000 человек из покорённых и подчинённых армян", о чём сообщает турецкий историк Кучук Челеби-заде. Количество переселенцев из армянской среды (Араратская долина, Лори, Гандзак, Карабах и т.д.) особенно возросло во второй половине XVIII в., в частности при царе Ираклии II, который тем самым создавал условия для укрепления экономики царства.

В неоднократно цитированном реестре армянских памятников сказано : "Св. Богородица Шамкорцев; построена общественностью в 1809 г." Данный реестр, как правило, опирается на те докладные записи и отчёты, которые были получены Нерсесом Аштаракеци от непосредственных настоятелей или священнослужителей этих церквей, поэтому более достоверной представляется эта дата - 1809 г.

Подверглась разрушению в 90-е годы прошлого столетия. Причина – неустановленна, хотя очень большая вероятность целенаправленного разрушения армянской церкви.

***

"...А воз и ныне там"Армянская церковь Сурб Ншан расположена в центре Тбилиси недалеко от здания бывшего Кавказского Армянского Благотворительного Общества. Строительство храма было начато по инициативе Амира Бебутяна и его сына Асламаза в 1701 году.

Церковь последние десятки лет находилась в аварийном состоянии, и причиной повреждения могли стать последние дожди и землетрясение.

Ночью 9 января в монастыре Сурб Ншан произошел пожар, во время тушения которого полностью обрушилась юго-восточная колонна монастыря. Для выяснения причин пожара и обсуждения мер по восстановлению церкви в Тбилиси выехала комиссия армянских специалистов. Стороны договорились о проведении восстановительных работ, предварительная сумма которых оценивалась в 824 тысячи долларов.

Под колокольней были установлены опорные балки, однако и это не помогло, и есть предположение, что причиной разрушения могли стать произошедшее некоторое время спустя землетрясение и проливные дожди в Грузии.

Напомним, в Тбилиси в ночь на 13 мая 2011 года произошло наводнение, вызванное сильнейшим ливнем. Вышедшая из берегов Кура затопила проезжую часть, перевернула автомобили, были затоплены жилые дома.

Интересно, что той же ночью в центре Тбилиси также обрушилась армянская церковь, воздвигнутая в начале XVIII века - это церковь Сурб Аствацацин (Св. Богородица) в Ортачале, которая давно не действовала. 9 января 2012 года обрушился купол данной церкви.

11 января 2012 года Верховный Духовный Совет Армянской Апостольской Церкви распространил заявления, в котором призвал грузинские власти предпринять срочные шаги для спасения армянской церкви Сурб Ншан в Тбилиси.

"С болью мы узнали, что 9 января обрушилась северо-восточная сторона здания армянской церкви Сурб Ншан, расположенной в столице Грузии - Тбилиси. Верховный Духовный Совет Армянской Апостольской Церкви выражает глубокую озабоченность и крайнюю обеспокоенность этим фактом, особенно учитывая случаи обрушением армянских церквей - Св. Богородицы Шамхорецоц и Св. Георгия (Мугни Сурб Геворк)", - отмечается в документе.

В заявлении подчеркивалось, что еще в июне 2011 года во время встреч Католикоса Всех Армян Гарегина Второго с президентом Грузии Михаилом Саакашвили и патриархом-католикосом Всея Грузии Илией Вторым, состоявшихся в рамках патриаршего визита главы ААЦ в Грузию, армянскую сторону заверили, что к обрушившемся и находящимся под угрозой обрушения армянским церквям будут относиться должным образом.
«Игнорирование предупреждений Первопрестольного Святого Эчмиадзина и Грузинской епархии ААЦ, невнимание и медлительность грузинской стороны в решении неотложных проблем, к сожалению, поставило нас перед этим печальным фактом», - говорилось в заявлении Верховного духовного Совета ААЦ.

***

"...А воз и ныне там"Церковь Мугни Сурб Геворг Аствацацин (1356 год) своей популярностью в армяно-грузинской среде была обязана частицам мощей Св. Георгия и особо почитаемой среди верующих иконе с его изображением. Согласно легенде, эти реликвии были доставлены из селения Мугни в столицу Грузии для исцеления царского сына. Чтобы оставить их в Тифлисе, и была построена церковь. В 1752 году храм был перестроен на частные сВ советский период в ее стенах был оборудован спортзал, а затем открыт Музей народного искусства. В 1980 году музей по причине аварийности здания был закрыт. Храм, уцелевший во время нашествия в 1795 году на Тифлис Ага-Магомет-хана, остался бесхозным. 16 ноября 2009 года здание его обрушилось.редства трех именитых семей - Мунтоянов, Бастамянов и Башинджаговых.

Захоронения во дворе церкви, а здесь погребены градоначальник Тифлиса Соломон Абисогомонянц, бельгийский вице-консул Виталий Магвинов (Барсег Мегуинянц), принимавший деятельное участие в изыскании минеральных богатств края, и многие другие покрыты толстым слоем асфальта еще с советских времен.

***

"...А воз и ныне там"Церковь Святого Минаса Ереванци, основанная в 1790 году, была возведена на средства жителей Авлабара. Ведущая к ней сегодня незаасфальтированная, замусоренная дорога была ужасна, хотя и проходила чуть ли не в нескольких шагах от станции метро "Авлабар". Согласно историческим справкам, первоначально храм был небольших размеров, но в 1870 году был перестроен и увеличен в размерах. Торжественное освящение произошло в январе 1883 года.

***

"...А воз и ныне там"Церковь Сурб Норашен Аствацацин находится в центральном и старинном квартале Тбилиси, на нынешней улице Леселидзе, по соседству с Мейданом, а также с резиденцией грузинского патриарха, Кафедральным собором Св. Сиона, и греческой церковью « Джварис Мама». Наименование « Норашен» армянского происхождения и означает «новое строение».
Церковь Сурб Норашен Аствацацин была создана в 1467г. неким Садабом в память об отце его Султане, деде Тавакале, жене Вишел, Наримане, Шаримане и др. В 1650г. Ходжа Назар реконструировал церковь, находящуюся уже в аварийном состоянии. Свод построил уста ( мастер-рус.) Петрос. Исторические факты свидетельствуют, что церковь всегда ремонтировалась армянами: в 1795г. по приказу Бейбудяна Мелик-Аветика и по инициативе иерея Григора; в 1808г. под руководством священника Тер-Газара и г-на Мунтояна, после разрушительных набегов хана Ага Махмада.
С позволения Католикоса Нерсеса в 1875г. была отреставрирована черепичная крыша, а в 1897-ом и 1900-ом гг. ремонтные работы были проведены внутри церкви. В записях, оставленных армянскими и иностранными посетителями, церковь Сурб Норашен Аствацацин упоминается как одна из главных армянских церквей Тифлиса. До 1989г. этот факт не скрывали и грузинские исследователи.
Многие поколения армян Тбилиси крестились в « Норашене», у стен церкви покоится прах уважаемых граждан Тифлиса – князей Туманова, Тамамшева, Вартанова, Придоняна. Здесь покоится и прах протоиерея этой церкви Бажбеук-Меликова.
В советские годы, до 1931г., церковь Сурб Норашен Аствацацин находилась в распоряжении епархиального совета. Затем здание церкви было превращено в книгохранилище. По положению на 1962г., книгохранилище Сурб Норашен Аствацацин считалось третьим в своем роде после хранилищ старинной литературы Москвы и Киева.
ФАКТЫ ГРУЗИНИЗАЦИИ
С 1983г. начались «преобразования» церкви Сурб Норашен Аствацацин: в ходе работ по благоустройству окрестностей церкви и улицы Леселидзе, которые проводились работниками главного управления по охране памятников Грузии во главе с главным архитектором Грузии Ш. Кавлашвили, северный вход церкви с надписями разрушается, как «архитектурное излишество». В 1989г. заместитель директора управления по охране памятников Джансуг Бабунашвили стал первым должностным лицом, который объявил Сурб Норашен якобы грузинской православной церковью, построенной в 13-ом веке.
С 1994г. посягательства на церковь Сурб Норашен носят регулярный характер. 29 декабря того же года из церкви стали выносить книги. В этой связи в Тбилиси отправляется группа представителей армянской интеллигенции, которая встречается с секретарем Католикоса Илии Теодоросом Джохадзе. Теодорос Джохадзе заявляет, что существование армянской церкви по соседству с грузинским Св. Сионом недопустимо. «Мы должны сделать ее грузинской», - сказал секретарь Католикоса.
15 февраля 1995г. грузинские священнослужители по обряду Грузинской церкви освящают церковь, назвав ее Хареба (в переводе с груз. - обетованная).
С 1994г. и, особенно, с 1995г., с большим размахом идет процесс исчезновения армянских атрибутов церкви (купели, алтаря, вставленных в стены хачкаров, армянских надписей, литографий) и якобы «восстановительных» работ.
Согласно исследованиям руководителя Ереванского офиса общественной организации по изучению армянской архитектуры Самвела Карапетяна, все церкви в Грузии были грузинизированы под предлогом восстановления и четкими методами. Так, алтарь армянских церквей вместе со святым престолом находится на высоте примерно 80 см от уровня пола молельни, с двух сторон к алтарю ведут лестницы. В грузинской церкви, как в греческих и в целом ортодоксальных церквях, подобного помоста нет. В процессе присвоения армянских церквей грузины, прежде всего, разрушают, сравнивают с землей помост. В северной стене армянских церквей размещается купель, которая, обычно, сделана из монолита. В грузинской церкви также имеется обряд крещения, но их купель – это передвижной сосуд. Этого недвижимого строения у них нет, поэтому купель уничтожают. Затем очередь доходит и всех лапидарных, высеченных на камне надписей.
13 марта 1995г. по приглашению армянской общины Грузии в Тбилиси отправляются архиепископы Гарегин и Григорис, архимандрит Езрас и председатель Комиссии по правам человека Р. Папян. Они встречаются с Илией Вторым и соглашаются на некоторое время закрыть церковь, создать специальную группу, состоящую из армянских и грузинских специалистов, по изучению вопроса принадлежности церкви. До сих пор церковь должны изучить.

Весной 2005г. у южной стены церкви Сурб Норашен неожиданно появляется новое кладбище – 5 надгробий с грузинскими надписями, в числе которых надгробие некоего Маглакелидзе, умершего в 1874г. Самвел Карапетян отмечает, что согласно исследованию, в котором указаны места проживания грузинских династий в Грузии, Маглакелидзе проживали только в нескольких грузинских местностях, в том числе в селе Млети Душетского района, где до назначения духовного пастыря грузинизированной греческой церкви « Джварис Мама» священником был отец Тариэл.
«Из этого следует, что надгробия, призванные способствовать грузинизации церкви Норашен, отец Тариэл переместил из доверенного его приходу кладбища села Млети», - доказывает Самвел Карапетян.

В мае 2008г. под непосредственном руководством иерея Грузинской Православной Церкви, отца Тариэла Сикинчелашвили вокруг церкви Сурб Норашен началось строительство ограды, украшенной символами и крестами, характерными исключительно для ГПЦ. После посягательства, совершенного 22 октября под предлогом строительства ограды вокруг армянской церкви Сурб Норашен и смежной территории, благодаря многочисленным заявлениям-жалобам и усилиям армянской общины, мэрия Тбилиси приняла решение о демонтаже забора, которое по сей день не выполняется.
Вопреки этому, строительство ограды продолжается. Наконец, 16 ноября под руководством отца Тариэла представители Грузинской Православной Церкви при помощи тяжелой техники попытались сместить надгробия с могил представителей семьи армянских меценатов Тбилиси Тамамшянов, Михаила Ивановича Тамамшяна и Лидии Петровной Тамамшян, которые уже свыше 100 лет похоронены во дворе церкви Сурб Норашен. Этот шаг иерей Тариэл Сикинчелашвили предпринял «в рамках собственного проекта с целью благоустройства окрестностей церкви и очистки территории от мусора».
Усилиями армянской общины надгробия удалось вернуть обратно на место и вывести с территории тяжелую технику. Однако отец Тариэл за это не понес никакого наказания. Последний инцидент вызвал довольно большой резонанс в прессе, отклики поступили из различных кругов. Грузинские СМИ всегда представляют проблему армянских церквей таким образом, будто армяне предъявляют какие-то требования к грузинским церквям, не имея ни одного документа, свидетельствующего об их армянском происхождении.

***

"...А воз и ныне там"Ахалцихская церковь Сурб Ншан (Сурб Вардананц) – средневековая армянская церковь. Одно из первых упоминаний о церки Сурб Ншан относится к 1575 году. Спустя примерно два с половиной века возникла необходимость на месте старинной церкви Сурб Ншан, превратившейся в руины, построить новую. В 1861 году было получено разрешение на строительство новой церкви, все расходы взял на себя почетный горожанин Ахалцихе Вардан Варданян. Торжественное открытие нового сооружения состоялось 27 февраля 1864 года.
В советские годы церковь сначала использовалась в качестве склада для соли, затем – в качестве здания районного совета, а в 1984г. она была превращена в Музей дружбы народов. В 1970-ые годы здание частично было отремонтировано, в результате чего с северного входа исчезла надпись.
В 1991 году армянское население района попыталось мирным путём возродить предназначение церкви Сурб Ншан, однако тогдашними грузинскими властями это было воспринято как попытка дестабилизировать межнациональную политику района, а также как попытка захвата национальной исторической собственности Грузии.
В настоящее время церковь открыта для всех верующих христиан, однако церковная служба в Сурб Ншане не ведётся. Ахалцихская армянская диаспора, а также местные жители армяне своими силами отреставрировали крышу церкви, установили внутренние двери, поставили новые окна, озеленили территорию и т.д. Кроме этого, силами местных армян ежедневно проводятся уход и уборка как внутри, так и на прилегающей территории святыни.
Ахалцихские армяне, ахалцихские общественные организации, ахалцихская диаспора проживающая за пределами Грузии и многие христиане считают необходимым восстановить историческую справедливость и обращаются с просьбой ко всему прогрессивному населению мира, а также к Властям Грузии оказать помощь в возврате армянской святыни местному армянскому населению, а следовательно в лоно Святой Армянской Апостольской Церкви


Приближенный список армянских церквей
и их незавидная судьба в современной Грузии

Среди нижеперечисленных церквей в Тбилиси служба регулярно совершается только в 2-х.

Церковь Святого Карапета — переделана в грузинскую.
Ванкский собор — снесен.
Верийская церковь Св. Карапи — переделана в грузинскую.
Дзорабашская церковь Св. Георгия — снесена, на ее месте строится грузинская церковь.
Джиграшенская церковь Св. Благовещения — снесена.
Камояна церковь Св. Георгия — снесена.
"Карапи" церковь Св. Георгия — переделана в грузинскую.
Кукийской церковь Пресв. Богородицы — снесена.
Мугнинская церковь Св. Георгия — подверглась разрушению
Навтлугская церковь Св. Георгия — снесена.
Церковь Норашен, 1467 г. — не действует.
Девичий монастырь — переделан в грузинский.
Петхаинская церковь Пресв. Богродицы (Бетлехем) — переделана в грузинскую.
Церковь Свв. Архангелов — снесена, на ее месте строится грузинская церковь.
Церковь Св. Георгия Просветителя — снесена.
Церковь Зркинянц — снесена.
Церковь Камянц — снесена.
Церковь Св. Карапета — снесена.
Церковь Св. Креста.
Церковь Св. Минаса — не действует.
Церковь Сурб-Ншан - подверглась разрущению
Церковь Св. Саркиса — снесена.
Церковь Св. Степаноса — переделана в грузинскую.
Сурб Геворг на Мейдане — собор.
Церковь Нор Эчмиадзин — действующая.
Чугуретская церковь Пресв. Богородицы — переделана в грузинскую.
Шамхорская церковь Пресв. Богородицы — развалины.


Рядом с Тбилиси
Св. Геворга Селети (XVIII век)
Св. Геворга Шавнабад (XVIII век)
Blessed Virgin of Shindis (XVIII век)
St. Gevorg of Tsekhneti village (XIX век)
Blessed Virgin of Nakhshir Gora (XIX век)
St. Gevorg of Lisi village (XIX век)

Самцхе-Джавахетия
Церковь Сурб Хач (Сурб Хачатур), село Хандо.

Аспиндзский муниципалитет
Храм "Сурб Геворг", село Дамала
Церковь "Сурб Хач", село Дамала

Ахалкалакский муниципалитет
Церковь Св. Георгия, г. Ахалкалаки.
По утверждению духовного предводителя города Азалкалаки отца Татева Марукяна, во всех 72 сёлах Ахалкалакского муниципалитета есть армянские церкви, но большинство из них полуразрушены, а восстановлены только 3-4.

Ахалцихский муниципалитет
Церковь Богоявления Святого Креста, Ахалцихе
Церковь Сурб Ншан (Сурб Вардананц), г. Ахалцихе.

Кахетия
Сурб Геворк в Сигнахи (XVIII век)
Blessed Virgin of Velitsikhe (XIX век)
Blessed Virgin of Telavi (XVIII век)
Святой Троицы в Телави

Дедоплисцкаройский муниципалитет
Церковь Святой Богородицы, Дедоплисцкаро, 1885 год (с кладбищем)
Кладбище села Нор Сабатлу

Лагодехский муниципалитет
Церковь Святой Богородицы, г. Лагодехи, 1867 (с кладбищем)
г. Лагодехи, по состоянию на 1890 год в городе имелась каменная Армянская церковь

Сигнахский муниципалитет
Церковь Святого Саргиса, с. Нукриан
Церковь Святого Геворга, с. Анага
Церковь Святого Геворга, г. Сигнахи, 1793
Церковь Святого Карапета, г. Сигнахи (с кладбищем)
Церковь Святой Богородицы, г. Сигнахи
Церковь, г. Сигнахи, упоминается в 1796 (с кладбищем)

Аджария
Церковь Святого Христа Всеспасителя, 1885, Батуми

St. Gevorg of Tzegvi village (19th century)
Blessed Virgin of Akhalkalak (19th century)

Ванкские церкви Пресвятой Богоматери — уничтожены землетрясением 1920 года
Церковь Норашен — взорвана в 1930-е годы
Церковь Святого Вознесения — уничтожена землетрясением 1920 года
Церковь Святого Воскресения — уничтожена землетрясением 1920 года
Церковь Святого Георгия — уничтожена землетрясением 1920 года
Церковь Святого Степаноса — уничтожена землетрясением 1920 года

Blessed Virgin of Doesi (19th century)
St. Gevorg of Bergu village (19th century)
Blessed Virgin of Zerti village (18th century)

Хашурский муниципалитет
Церковь Святого Григория Просветителя, Сурами (XVIII век)
Blessed Virgin of Vahga village (19 век)

Св. Геворга в Кутаиси (XVIII век)

Св. Геворга в Марнеули (XIX век)

Teleti Blessed Virign (XVIII век)

Св. Геворга в с. Мухад (XIX век)


Абхазия
Часовня Сурб Рипсиме, Гагра - резиденция духовного пастыря армян Абхазии Тер Нарека Авакяна

г. Цхинвали
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы,[7] 1718 год,
St. Gevorg of Akhalgori town (18th century)
 
 

Смотрите также:

  • Только голые факты вокруг церкви Норашен в Тбилиси
  • Шесть «спорных» церквей в Тбилиси – многолетний конфликт между Грузинской Православной и Армянской Апостольской Церквями
  • Конфликт двух церквей, проповедующих христианство
  • Визит Католикоса всех армян Гарегина II в Тбилиси
  • Шарль Азнаур на родине предков - в Тбилиси и Ахалцихе


  •  
     
    #1 написал: Prudy (22 мая 2016 02:44)
    Информация удалена из-за несоответствия формату журнала - комментарии коммерческого характера недопустимы
     
     
    #2 написал: Ladainian (22 мая 2016 03:35)
    Информация удалена из-за несоответствия формату журнала - комментарии коммерческого характера недопустимы
     
     
    Добавление комментария
    Включите эту картинку для отображения кода безопасности
    обновить если не виден код



     
         
     
     
       
     
     
    Приемная консулаДобро пожаловать в Приемную Консула Республики Армения в Грузии. Здесь Вы можете задать вопрос по любой, волнующей Вас, теме, связанной с консульскими услугами и, заполнив форму, направить электронное послание в адрес нашей редакции.
     

    войти в приемную

     
         
     
       
     
    Некоторые программы Министерства Диаспоры Республики Армении на 2017 год

    Некоторые программы Министерства Диаспоры Республики Армении на 2017 год..."Ари Тун", Летняя школа "Спюрк", фестиваль "Поем песни Комитаса" и другие мероприятия, организованные Министерством Диаспоры Республика Армении в 2017 году...
     

    показать все статьи

     
         
     
       
     
    Сыр и мороженое в домашних условиях. Полезные советы...

    Сыр и мороженое в домашних условиях. Полезные советы......Молоко, сметана, лимон и немного времени для вкусного и полезного домашнего сыра...Мороженое за 3 минуты плюс время на заморозку, по вкусу не уступает пломбиру...15 продуктов, которые не только помогут вам укрепить память, но и заставят ваш мозг работать более быстро и также регенерировать костную ткань.
     

    показать все статьи

     
         
     
       
     
    Европейские армянские игры-2017 в Женеве
     
    Европейские армянские игры-2017 в Женеве
    показать все репортажи
     
         
     
       
     
    Апостолы атомного века - Киракос Метаксян, Самвел Кочарянц, Артем Алиханов и другие

    Апостолы атомного века - Киракос Метаксян, Самвел Кочарянц, Артем Алиханов и другие...Нам остается неотъемлемое право гордиться тем, что все эти действительно выдающиеся люди – наши соотечественники, тем, что в их жилах текла армянская кровь...
     

    показать все вопросы и ответы

     
         
     
       
     
     
         
     
      О проекте | Команда | Написать письмо в редакцию Rambler's Top100 Copyright © Armenian Art Hall. 2009