Сегодня, в канун Нового 2013 года и Св. Рождества, наряду с поздравлениями и пожеланиями, мы предлагаем Вам два интервью арцахского писателя-журналиста Ашота Бегларяна.
Люди, с которыми беседовал наш коллега, хоть и живут в Москве, но всегда остаются армянами.
Секрет их прост и состоит в том, что они чувствуют себя армянами.***
Институт общественных наук имени Иво Пилара ежегодно проводит в Вуковаре (Хорватия) научно-исследовательскую конференцию "Истина и опровержение. Между наукой и манипуляцией", посвященную проблемам конфликтологии. Помимо хорватских специалистов на форум приглашаются исследователи из разных стран. В этом году в рамки конференции была включена тема Геноцида армян. Армению в Вуковаре представляла молодая ученая, доктор культурологии, главный редактор журнала «Жам» Анна Гиваргизян. Предлагаем нашим читателям интервью с ней.АННА ГИВАРГИЗЯН:
"…Нас не стоит сравнивать с кочевыми племенами,
лишь недавно узнавшими цивилизацию…"
– Г-жа Гиваргизян, расскажите, пожалуйста, почему выбор в нынешнем году пал именно на Вас и чем было мотивировано Ваше участие в конференции?–Познакомил меня со специалистами из Хорватии и рекомендовал институту замечательный человек, мой коллега, профессор Артур Багдасаров, специалист по Хорватии, который много переводит на хорватский язык об Армении, нашей культуре, истории. А в самой Хорватии есть не менее замечательный человек, Виницие Люпис – доктор исторических наук, руководитель филиала Института общественных наук в Дубровнике, специалист по средневековой Армении. Доктор Люпис курировал мое пребывание и удивлял своей любовью к армянской истории и знанием ее тонкостей.
Тема моего выступления звучала так: "Культурный Геноцид. Век борьбы за справедливость". Именно тема геноцида и желание полнее представить Армянский геноцид общественности стали основным мотивом моего участия в конференции.
Первый геноцид ХХ века – это не только уничтожение многомиллионного коренного населения Малой Азии и Западной Армении, т.е. армян, греков, ассирийцев, но и уничтожение многотысячелетнего уникального культурного пласта, не только национального, но и мирового.
Уничтожение культуры армянского народа в самом сердце исторического и духовного ареала нации – это общечеловеческая потеря. Огромная часть мирового наследия: архитектура, живопись и музыка, богословие, историография, поэзия, ковроткачество, селекция животных – не просто была уменьшена в количестве в начале XX века, но и качественно уничтожается поныне.

Геноцид – это обкрадывание цивилизации. Этим геноцид отличен и страшен, ведь посмотрите на Эльзас и Лотарингию – сколько веков Германия и Франция бились за них, сколько людей убито, но Лотарингия и Эльзас существуют со своим собственным культурным лицом.
Западная Армения даже в названии заменяется на абсурдное «Восточная Анатолия», где нет памятников архитектуры Армянского нагорья, нет прекрасных садов, нет песен, нет и институтов, консерваторий, театров. Есть только некие «анатолийские» руины и курдские пастухи.
Поэтому вопрос признания и прекращения геноцида, а он не прекращается и поныне, это вопрос не компенсации денег жертвам, а вопрос создания условий для восстановления сектора культурного и духовного наследия человечества.
– Довольны ли Вы итогами конференции? – Большая часть участников была старше меня, однако мало кто знал об Армении. Я представляла там не только мое исследование по культурному геноциду, но и вообще старалась представить нашу культуру.
Сложно говорить о трагедии своего народа в зале, где люди недавно пережили свое горе. Народу свойственно замыкаться на нем. Однако каждодневные дискуссии позволили понять друг друга. К моей теме я подготовила небольшой фильм, своеобразную обзорную историко-культурную справку: кадры Западной Армении под музыку Комитаса. Он был особо впечатляющим. От спокойного отношения «у нас свое горе» реакция участников сменилась на слезы.

Под конец конференции люди прониклись и нашей культурой и трагедией, произошедшей 100 лет назад. Были сложности, были и споры. Мне приходилось не раз повторять, что мы древний народ с историей не в одно тысячелетие, что нас не стоит сравнивать с кочевыми племенами, лишь недавно узнавшими цивилизацию, если уж сравнивать, то с коптами, ассирийцами, иранцами.
Встал вопрос о роли ЮНЕСКО, когда я сравнила эту организацию с врачом, который приходит к больному, констатирует состояние, но не лечит. Итог – это взаимопонимание. Подходили люди и признавались, что ничего не знали о Геноциде армян, а теперь понимают наше горе.
– Какое у Вас сложилось мнение о Хорватии и хорватах?– Хорватия встретила меня теплой осенью, очень напоминающей армянскую. Только у нас она золотая, а у хорватов – огненная. И природа, и люди в чем-то напоминают Армению и армян. Я встретила гостеприимство и радушие без европейской сдержанности и манерности.
Народы Югославии в 90-ых пережили тяжелые события, хорватов эта трагедия также не миновала. В Вуковаре события развивались подобно погромам армян в азербайджанском Сумгаите.
В России информация об этих событиях подается с сильным сербским акцентом.
Политическая конъюнктура ставит вопрос признания не факта трагедии, а занимается политическим торгом, оставляя народ в осознании своей замкнутости. Я видела везде памятники скорби, фокусировку на скорби. Рана Балкан очень свежа.
Наше поколение армян видит проблемы, переживает боль Геноцида, но не фокусируется на этой боли. Она стремится к объединению, сплочению, возвращению к истокам.
– Что бы Вы сказали об армянах Хорватии?– В Хорватии живет замечательная женщина Наира Асатрян, создатель и руководитель Армяно-хорватского содружества, продвигающего армянскую культуру в Хорватии. В частности, на день св. Влаха она приглашает известных певцов и музыкантов из Армении.
Любопытно, что покровителем хорватского города Дубровник является св. Влахо, вселенский святой IV в., от рождения армянин Барсег (Василий), епископ Себастии (области Армении). Святой Барсег является покровителем животных, ветеринаров, каменщиков и резчиков. Он так же является покровителем таких городов и стран, как Италия, Сицилия, Далмация, Сьюдад-дель-Эстре, Парагвай и Рубиера.
Хорваты любят и активно празднуют каждое 3 февраля День св. Влаха. Этот праздник внесен ЮНЕСКО в список шедевров устного и нематериального наследия человечества.
– Намерены ли Вы продолжить сотрудничество с хорватами?
– В начальных числах февраля я приглашена на празднества по случаю Дня св. Влаха, и с удовольствие приму участие в них.
В ближайшей перспективе мы намерены издать совместно с профессором Артуром Багдасаровым иллюстрированную книгу на хорватском языке про армянскую культуру и Армению в целом.
Я планирую также пригласить доктора Виницие Люписа в Москву, организовать встречи с учеными в России. Также очень хотелось бы и в Армении, в частности, в Институте Геноцида армян в Ереване.
Беседу вел Ашот Бегларян,
Степанакерт – Ереван – Москва – Ереван – Степанакерт
***
С 10 по 13 января в Ереване, в Dalan Art Gallery, пройдет выставка работ художника-самоучки Аркадия Севумяна /autodidattAS/, с которым карабахский писатель и журналист Ашот Бегларян познакомился в Москве на персональной выставке художника, организованной столичным армянским журналом «Жам» и лично его редактором Анной Гиваргизян.Аркадий Севумян:
«Любовь к искусству и живописи преследовала меня с детства»
Справка: Аркадий Севумян родился в 1968 в Тбилиси, потомок знаменитого армянского театрального деятеля и режиссера Ови Севумяна и примы La Scala Люси Севумян.
В 1973-м переехал в Ереван. Окончив в 1984-м среднюю школу, поступил в Политехнический институт.
В 1986-1988-м служил в армии. Окончив институт в 1991-м, уехал в Польшу.
В 1997-м по приглашению друга Тиграна Алавердяна переехал в Москву работать в его компании.
В 1999-м поступил на работу в крупную компанию ООО «Джилекс», где отвечал за связи с более чем 40 поставщиками за рубежом.
В 2004-м году получил предложение от итальянской компании SEKO-Group SPA открыть торговое представительство в Москве и наладить продвижение бренда на территории Москвы, а с 2010 года – в странах СНГ.
Художник-самоучка – именно так подписывает Аркадий Севумян свои картины – “Audodidatta”, что в переводе с итальянского означает “самоучка”.
Женат, имеет троих сыновей.
– Аркадий, расскажите, пожалуйста, как вы стали художником?– Любовь к искусству и живописи преследовала меня с детства. В юности я хотел получить художественное образование, однако родители были против. Поступил в Политехнический институт.
Получив техническое образование, занялся предпринимательской деятельностью, которая привела меня в Италию. На родине Леонардо да Винчи, Рафаэля и Джотто, помимо деловой карьеры, я занимался художеством все свободное время.

Рисовал для души, карандашом и углем. В январе 2012 года решил попробовать изобразить что-то на холсте, однако ввиду того, что у меня была определенная боязнь, счел необходимым посетить несколько уроков в Московской Художественной студии, где впервые и нарисовал на холсте.
Педагогу Надежде Рычаговой понравились первые мои работы темперой, и три из них были отобраны для участия в выставке «Вдохновение» в Доме Союза художников в Москве, организованной для непрофессиональных художников. Далее попробовал работать маслом.
Весь 2012 год я рисовал по вечерам, по выходным. Сегодня в общей сложности у меня около 40 работ маслом, темперой, пастелью.
– Что вы изображаете? Какие темы вам больше по душе?– Стараюсь выплескивать на холст все, что мне нравится, что волнует, все мои переживания. И русская церквушка, и итальянский собор, и армянский храм имеют свою прелесть и колорит. Больше всего люблю пейзажи.

С другой стороны, я просто хочу запечатлеть лица, отразить эмоции людей. В 2006 году в итальянской пиццерии мне довелось наблюдать по телевизору финал чемпионата мира по футболу, в котором сборная Италии боролась против сборной Франции. Кульминацией матча стал последний и решающий пенальти, обеспечивший триумф итальянцев. Мне навсегда запомнились лица людей в той пиццерии. Их переживания и последующая большая радость произвели на меня огромное впечатление. Спустя 6 лет, в 2012 году, я выплеснул эмоции людей на холст, отразив мгновения ДО и мгновения ПОСЛЕ великой победы…
Из работ на армянскую тематику я бы выделил картину с изображением средневековой крепости Амберд.
– Вы владеете несколькими языками. Это пристрастие или жизнь заставляет?– По роду своей деятельности я много путешествую, бизнес заставляет знать много языков – необходимо общаться с представителями различных стран. Я свободно владею армянским, русским, английским, польским, итальянским.
Италия дала миру великих мастеров живописи с их бесценными творениями, и, осознавая это, я к 12 годам стал самостоятельно изучать итальянский язык. Сама жизнь всегда держала меня ближе к Италии, где помимо успешной деловой карьеры я постоянно совершенствуя свои художественные навыки.
– Каковы Ваши ближайшие планы?– С 10 по 13 января планирую провести выставку в Ереване, а в апреле выставку моих работ организует муниципалитет Лацио. С удовольствием провел бы выставку и в Арцахе.
Беседу вел Ашот Бегларян