Сделать стартовойДобавить в избранное
 
 
 
 
Мы армяне Гость номера Армянский бренд Это интересно Панармянские форумы Кулинарная Армения Вопросы и ответы
 
   
 
СЕКРЕТ 73

СЕКРЕТ 73...От Карена Кочаряна: "...никогда не забывайте слова нашего великого поэта Егише Чаренца - "...Наша сила в единстве..."
 

показать все статьи

 
     
 
   
 
Сингапурские чудеса армян

Сингапурские чудеса армян...За два столетия летопись острова и история армянских поселенцев настолько тесно переплелись между собой, что в пятидесятую годовщину независимости Сингапура символы армянского наследия небольшой общины были включены в праздничные мероприятия этой страны...
 

показать все статьи

 
     
 
   
 
НЕСГИБАЕМЫЙ АРЦАХ/Ашот Бегларян

НЕСГИБАЕМЫЙ АРЦАХ/Ашот Бегларян...Ашот Бегларян – помощник президента НКР, писатель, журналист, член союзов писателей Нагорного Карабаха и Армении
 

показать все статьи

 
     
 
   
 
Гимн СССР и Москвы: армянский след

Гимн СССР и Москвы: армянский след...Фамилии с окончанием на «...ян» встречаются при изучении истории гимна Москвы и СССР...
 

показать все статьи

 
     
 
   
 
Карен Робертович Кочарян — популярный телекомментатор, режиссер, сценарист, известный ведущий госконцертов и юбилеев

Карен Робертович Кочарян — популярный телекомментатор, режиссер, сценарист, известный ведущий госконцертов и юбилеев...Мы создали одну из первых независимых телекомпаний — "3-й канал"...Мы стали делать передачи для телекомпаний "Armenia TV", "Ереван", "Кентрон", "Hay-TV", даже для лос-анжелесской компании "AAN" и др. Образовательные, познавательные, развлекательные, исторические, музыкальные, театральные и другие программы "3-го канала", затем "3-го вагона" и "3-го клуба" помнят и любят до сих пор...
Каждый армянин должен оставить после себя что-то армянское, если он считает себя армянином. Я, например, оцифровывая свои старые передачи, выкладываю их в Интернете, чтобы молодежь знала как жила Армения, чем она дышала и чем она должна дышать...
Никогда не забывайте слова нашего великого поэта Егише Чаренца — в русском переводе они звучат так: "Наша сила в единстве"...
 

посмотреть всех гостей

 
     
 
   
 

Дорогие читатели "Armenian Art Hall - искусство оставаться армянином",

Сообщаем Вам, что вышел в свет очередной, СЕМИДЕСЯТЫЙ ТРЕТИЙ выпуск журнала


В соответствующих рубриках Вы можете прочитать следующие статьи : "Гость номера"Карен Робертович Кочарян — популярный телекомментатор, режиссер, сценарист, известный ведущий госконцертов и юбилеев, "Искусство оставаться армянином"СЕКРЕТ 73, "Армянский бренд"НЕСГИБАЕМЫЙ АРЦАХ/Ашот Бегларян, "Мы армяне"Сингапурские чудеса армян,"Это интересно"Гимн СССР и Москвы: армянский след, "Пан-Армянские Форумы" - Некоторые программы Министерства Диаспоры Республики Армении на 2017 год, "Кулинарная Армения" - Сыр и мороженое в домашних условиях. Полезные советы, "Вопросы и ответы" - Апостолы атомного века - Киракос Метаксян, Самвел Кочарянц, Артем Алиханов и другие, "Фоторепортажи" - Европейские армянские игры-2017 в Женеве

Со дня выхода первого номера журнала число просмотров всех его статей перевалило за 570 тысяч
 
 
     
 
     
 
 
Секрет Десятый: Быть преданным и благодарным вере своих предков, всегда помнить тот вклад, который внесла Армянская Апостольская Церковь в сохранении нации, языка и культуры армянского народа
 
 
Искусство оставаться армянином
 
   
Секрет Десятый: Быть преданным и благодарным вере своих предков, всегда помнить тот вклад, который внесла Армянская Апостольская Церковь в сохранении нации, языка и культуры армянского народаНемного из истории армянской церкви

Государственная история Армении неразрывно связана с историей армянской церкви. Ее роль, как в государственном управлении, так и в судьбе армянского народа настолько велика, что переоценить ее невозможно.

Первые семена христианства посеяны рукой апостола Фаддея ( 34 г.) – одного из семидесяти первых последователей учения Христа. Он поставил Аддея первым епископом первой армянской церкви в Эдессе. Евангельские правила, переданные армянской Церкви апостолом Христа и доныне сохранились в армянских церковных книгах и Номоканоне (Канонагирк).

После 17 лет сподвижничества, Фаддей был замучен, по приказанию Санатрука, но еще при его жизни в Армении образовались пять епископий. Сподвижниками Фаддея в Армении были святые Варфоломей, Филипп и Варнава – последний проповедовал также в Персии и Индии.

Варфоломей, обративший в христианство сестру Санатрука, был, как и Фаддей, замучен в шестидсятые годы первого века нашей эры. Той же участи чуть позднее подвергся апостол Иуда, брат Якова( 72 г.).

Апостолы Фаддей, Варфоломей, Иуда и Фома почитаются основателями Христианской церкви в Армении и как св. Мученики поминаются в армянских Мартирологах. Число мучеников в Армении очень велико.

К ним причислены пять учеников Фаддея, под именем главного из них Воски ( 107 г.), семнадцать христиан под названием Сукиасиан, по имени старшего Сукиаса (130 г.), а также 10 000 армян, распятых на Арарате в царствование римского императора Адриана( 117 - 138 г. ).

Наибольшее гонение христианская церковь в Армении испытала в III-IV веках – до появления св. Григория Просветителя, который и сам был брошен в ров по приказу царя Трдата. После исцеления Трдата и принятия им христианства, Григорий Просветитель на месте могилы мученицы-христианки Рипсиме ( Евфросинья) основал монастырь Эчмиадзин.

Григорий Просветитель управлял армянской Церковью около 30 лет ( 302-331 гг.). После смерти он был причислен к лику святых, мощи его частично находятся в италии, Греции.
Правая рука его находится в Эчмиадзине и возлагается на голову каждого нового епископа во время обряда рукоположения.

В миру Григорий был женат и имел двух сыновей, которые в последствии стали епископами. После смерти Просветителя, армянской Церковью управлял его младший сын Аристакес, доставивший в июне 325 года из Никеи (ныне Изник, Турция) с Первого Вселенского Собора в Армению символы христианской веры. После его смерти главенство армяской церковью принял старший сын Григоря Лусаворича – Вртанес.

После этого управление армянской Церковью перешло к эчмиадзинскому архиепископу Нерсесу I Мец ( Великий). Он первый получил титул Патриарха и каталикоса всех армян. Собор, собранный им в Вагаршапате, определил независимость армянского каталикоса от духовной кафедры в Кесарии. Он управлял Церковью 34 года, и преемником его явился Саак, фактически нарушивший обычай обращения за грамотою на епископство в Кесарию.

После патриархов Завена и Аспуракеса следует Саак Партев или Мец, который в сотрудничестве с Месропом Маштоцем перевел тексты священного писания на армянский язык.

В правление Саака Партева, среди христиан распространилась ересь Нестория, для обличения которой был созван Третий вселенский собор. Ересь заключалась в том, что Несторий разделял в Иисусе Христе две сущности: сущность бога и сущность человека, и утверждал, что Спаситель родился человеком и лишь потом с ним соединилось Божество, почему его надо считать Богоносцем, а не Богочеловеком, а Деву Марию – не Богородицей, а Христородицей.

Саак Партев, находясь в персидском плену, не смог сам присутствовать на Вселенском Соборе, но все документы и решения Собора были ему переданы и он полностью согласился с ними.

Отделение Армянской Церкви от Греческой произошло позднее, в результате Халкидонского Собора 451 г. На нем рассматривалась новая ересь Евтихия, получившая название ереси монофизитов. По ней в Иисусе Христе естество человеческое было совершенно поглощено божественным, следовательно в Спасителе следует признавать только естество божественное.

Собор осудил эту ересь и признал в Христе два естества: божественное и человеческое, неслиянно и неизменно, нераздельно и неразлучно.

Но с постановлениями этого собора были многие не согласны. Отрицая ересь Евтихия, они, по мнению многих, впадали в ересь Нестория. Споры были настолько острые. Что императоры Василиск и Зенон последовательно издавали указы, запрещающие само упоминание о Халкидонском Соборе.

В этот период Армения вела тяжелые войны с Персией. Армянский патриарх Овсеп даже не смог присутствовать на Соборе. А тяжелое положение армян, несмотря на все обращения к императору, оставляли греков равнодушными. Кроме этого греческие патриархи, предавая анафеме Евтихия, не отлучили последователей Нестория, уже отлученных армянской Церковью.

Пользуясь этим предлогом, а фактически, стремясь избежать любой зависимости от Константинополя, армянский патриарх объявил, что греческая Церковь, осуждая учение Евтихия, впадает в Ересь Нестория, преданного анафеме Армянской Церковью.

Несколько позднее, при патриархе Бабкене, армянская Церковь окончательно разъединилась с греческою.

Дальнейший ход истории привел к еще большему расхождению сначала армянкой и греческой, а затем и греческой и римской Церквей.

В основе этих споров, прежде всего, лежали государственные интересы. Армянская церковь, порой принимала решения, прямо противоположные решениям греческой Церкви, но тем самым обеспечивала политическую самостоятельность Армении.

Причиной же видимых разногласий всегда служили теологические споры. Ведь Христианская Церковь, как живой организм, проходил различные стадии роста, становления и развития. Армяне принимали в этом процессе самое деятельное участие. Но при этом они никогда не забывали своих национальных интересов. Такова была политика патриарха Захарии, каталикоса Нерсеса IV Шнорали (Благодатный).

Армянские патриархи в самые тяжкие минуты судьбы своего народа всегда выступали его защитниками, беря трудную и опасную миссию послов на себя. Их стараниями утихали междоусобицы и вражда. В трудные годы безвластия, они принимали на себя все полномочия армянских царей.

Но особо хочется сказать и о жестокой борьбе армянских патриархов за чистоту веры и нации. На рубеже X-XII вв., Армения, теснимая с востока Персией и турками, с Запада – хищными намерениями Константинополя и Рима, сумела сохранить себя и свой народ только благодаря Церкви.

Она сама отметала армян-переселенцев, которые, позарившись на посулы греков, целыми родами во главе с нахарарами переселялись в « безопасные» уделы. Подчеркивая их предательство, армянская Церковь вычеркивала их из числа армян. Благодаря такой жесткой позиции, армянская церковь сохранила нацию, ее язык и культуру.

Некоторые церковные уложения

Главной, принятой в Армянской церкви молитвой, как и в других христианских церквях, является Хайр-Мер (Матфей VI: 9-13) (Отче Наше). Молитвы читаются на древнеармянском языке; молящиеся повторяют фразу Тер, вогормя (Господи, помилуй).Веруюущие знают на память литургию и мысленно повторяют песнопения, исполняемые хором певчих. Зажжение восковых свечей перед образами, поддержание огня в лампадах, ладан при литургии, пожертвования для церкви в виде церковной утвари и священнических риз - всё это входит в обиход повседневного благочестия. Молитвы сопровождаются крестными знамениями, молящиеся внимают проповеди стоя, однако в некоторых церквях для паствы установлены ряды сидений, которые занимаются по её усмотрению.

Крещение детей совершается путём полного горизонтального погружения в воду, впрочем, допускается и крещение путём окропления. Конфирмация или святое мирропомазание совершается совместно с этим таинством тем же священником. Ребёнок, получивший крещение, допускается немедленно к причащению Св. Дарами. Эти три таинства происходят одновременно и только их совокупность делает таинство крещения действительным. Таким образом, ни обычая первого причащения, ни более поздней конфирмации, совершаемой епископом, Армянская церковь не знает.

Причащают всех верующих, после исповеди, без различия возраста и пола, при этом частицы Св. Даров опускаются в вино. Св. Дары изготавливают из хлеба, в котором нет дрожжей. Вино должно быть чистым, без примеси воды. Таинство венчания (псак) уполномочен совершать только священник, дающий благословение с разрешения епископа. Жертвоприношение в религиях восходит ко времени Ветхого Завета, в котором зафиксирован весь его канон. В древних требниках Армянской церкви, также как и в требниках других церквей, изложены каноны жертвоприношений. Понимание их смысла таково, что агнец, петух либо голубь приносятся в жертву с целью благодарения Богу за благодеяния. Принесённая жертва раздаётся страждущим, будучи непременно разделена на семь частей. С течением веков из требников выпала большая часть канонов, касающаяся жертвоприношений, сохранилась лишь небольшая часть их. При этом современная Армянская церковь не рекомендует своей пастве приносить в жертву животных и птиц, полагая за благо формы, не связанные с закланием. Это могут быть пожертвования неимущим и в пользу церкви, самая широкая благотвотворительность, возжигание свечей у освящённых картин с изображениями святых.

Посвящение в духовный сан производится посредством наложения рук и возложения на шею знаков, свойственных сану посвящаемого.
Иерархия в Армянской церкви состоит из следующих ступеней:

католикос (патриарк)
архиепископы (аркепископос)
епископы (епископос)
архимандриты (вардапет)
пресвитеры (каана)
дьяконы (саркаваг)
клирики или псаломщики (дпир)

Резиденция Верховного патриарха, Католикоса всех армян издавна находится в Эчмиадзине, близ Еревана. Сану католикоса присвоены особые почести, в качестве внешних атрибутов выступают пастырский посох, панагия овальной формы, украшённая драгоценностями, служащими оправой для изображения Богоматери и Христа, также конкер в память пастырской сумы, носимый им у пояса, с левой стороны. Митра католикоса украшена бриллиантовым крестом.

Права и обязанности, присвоенные исключительно католикосам, состоят в посвящении епископов и освящении святого мирра. Посвящения производятся по мере потребности, что же касается св. мирра, то оно освящается в промежуток времени не менее пяти лет и изготавливают его в количестве, достаточном для нужд всех приходов.

Католикосы в Армянской церкви избираются пожизненно. Избрание католикоса производится Национально-церковным Собором, который созывается в Первопристольном Эчмиадзине. Собор состоит как из духовенства, так и из мирян, представляющих все цековные епархии и общины Армянской церкви во всём мире. Обычно на Соборе присутствуют от 300 до 400 представителей. Как правило, католикоса избирают из числа епископов. Выборы разделены на два этапа. На первом - тайным голосованием, по большинству поданных голосов, избираются пять епископов, претендентов на сан католикоса. На втором этапе, тайным же голосованием, происходят выборы католикоса из числа ранее избранных пяти епископов. После выборов в Эчмиадзинском соборе происходит торжественная литургия, во время которой 12 епископов помазывают св. мирром избранного в католикосы. Ныне на Эчмиадзинском Престоле Католикос Гарегин II, избранный в 1999 году.

Мирра (лат.murra, греч. myron) - состав, в основу которого входит кипячённое масло с примесями бальзама и эссенции, извлечённой из сорока видов растений, и душистого клея. В него добавляют около литра св. мирра, оставленного от прежде заготовленного, с целью, чтобы каждый раз в новое входила некоторая доля от того, что было заготовлено впервые и по преданию освящено Христом, а затем привезено в Армению апостолами. Мирра освящается десницей св. Григория Просветителя, тем копьём, которым пронзили распятого Христа и частицей Св. Креста.

Основы догматов

Чтобы лучше понять, прежде всего установим, что догмат следует отличать от учения. Догмат - это положение, извлечённое из священных книг и выраженное в ясной и отчётливой формуле. Учение - есть выражение или разъяснение, также почерпнутое из св. Писания и подтверждённое преданием. Иными словами догмат-это постановление церкви, учение же относится к области школы. Догматы принадлежат религии, учения-богословам.

Древние церкви прибегают ко Вселенским Соборам всякий раз, когда приходиться разрешать затруднения, возникшие по поводу догматов. Это правило строго соблюдается от первых веков до наших дней и Вселенские Соборы являются источниками догматов древних церквей. Армянская церковь признаёт законным только первые три Вселенских Собора, начиная с Никейского в 325 году, в котором принимал участие от имени Армянской церкви сын Григория Просветителя - Аристакес (будущий католикос Армении). Греко-православная церковь признаёт первые семь, кончая вторым Никейским Собором в VIII веке. Римско-католическая церковь признаёт все происшедшие Соборы.

Позиция Армянской церкви в этом вопросе такова, что в течение периода с 325 до 431 года, когда созывались первые три Вселенских Собора, - все большие церкви были единодушны в концепции догматов. Это касалось обсуждения вопроса о божественной сущности Христа, Св. Духа и слияния божественного с человеческим во Христе, а также основных положений христианства о троичности, воплощении и искуплении. В дальнейшем антагонизм патриарших престолов привёл к новым определениям обстоятельств и способов воплощения божественного человеческого во Христе. Начало этому пути положил IV Халкедонскй Вселенский Собор (451 год), решения которого, равно как и всех последующих Соборов, отвергаются Армянской церковью.

Греко-православная и Римско-католическая церковь по вопросу о естестве принимают такую формулу: " Одно божественное лицо, две совершенные природы - божественная и человеческая, две воли и два проявления энергии".

Армянская церковь принимает определение св. Кирилла Александрийского имеющего следующую формулу: " Одно божественное лицо, две совершенные природы, гармонично соединённые в одну, единая соединённая гармоничная воля, единое соединённое гармоничное проявление энергии".

Поскольку таинство воплощения Христа - есть таинство Богочеловека, то у Богочеловека, то есть в воплотившемся Христе, должны быть единая Богочеловеческая воля и проявление, хотя и могущие состоять из двух начал. Если не будет одной гармоничной цельной воли и необходимо будет постоянно говорить о двух волях, то это будет означать, что полного, цельного и гармоничного воплощения не произошло.

Бытовало мнение о том, что Армянская церковь являлась монофизитской (от греческого, monos - одна + physis - природа, естество) - это мнение ошибочно. Армянская церковь в христологических спорах отвергает обе крайности, как ариан, последователей Ария, в начале IV века признававших во Христе только человеческое начало, также и последователей монаха Евтихия, в середине V века призвавшего к исповеданию только божественного естества во Христе.

Следуя этим толкам, одно из начал Богочеловека выглядит всегда в другом его начале " как капля мёда в океане ", в личности Христа не происходит гармоничного и полного воплощения " божества в человеке " и спасения человеческого естества от уз смерти.

Именно о гармонии природы, воли и энергии в таинстве воплощения Христа говорит символ веры, положенный в основу вероучения Армянской церкви. Он содержится в формуле св. Афанасия, зародившейся во время Никейского Собора IV века. Эта формула почти исключительно содержит догмат воплощения, уцелевший без изменений и добавлений.

В этой связи иконопочитания, равно как и нахождение священных изображений в домах армян, было Армянской церковью ограничено. Что же касается немногочисленных предметов живописи и барельефов, устанавливаемых в алтарях и храмах, то их освящают и помазывают святым мирром в отличие от обыкновенных предметов искусства.

В деле догматов Армянская церковь предпочитает простоту и возможно меньше преувеличений. Принцип "свобода подвергать сомнению" применяется Армянской церковью в самом широком значении, и думается, что только на этих началах, указанных здравым смыслом, возможно проведение принципа " милосердие ко всем ".
 
 

Смотрите также:

  • Секрет ПЯТЬДЕСЯТ ВОСЬМОЙ:
  • Как празднуют Рождество в Армении
  • Коптская литургия в армянском храме Тбилиси
  • Матах – это не жертвоприношение, а благотворительная трапеза
  • Есть ли армянские церкви в Лондоне?


  •  
     
    Добавление комментария
    Включите эту картинку для отображения кода безопасности
    обновить если не виден код



     
         
     
     
       
     
     
    Приемная консулаДобро пожаловать в Приемную Консула Республики Армения в Грузии. Здесь Вы можете задать вопрос по любой, волнующей Вас, теме, связанной с консульскими услугами и, заполнив форму, направить электронное послание в адрес нашей редакции.
     

    войти в приемную

     
         
     
       
     
    Некоторые программы Министерства Диаспоры Республики Армении на 2017 год

    Некоторые программы Министерства Диаспоры Республики Армении на 2017 год..."Ари Тун", Летняя школа "Спюрк", фестиваль "Поем песни Комитаса" и другие мероприятия, организованные Министерством Диаспоры Республика Армении в 2017 году...
     

    показать все статьи

     
         
     
       
     
    Сыр и мороженое в домашних условиях. Полезные советы...

    Сыр и мороженое в домашних условиях. Полезные советы......Молоко, сметана, лимон и немного времени для вкусного и полезного домашнего сыра...Мороженое за 3 минуты плюс время на заморозку, по вкусу не уступает пломбиру...15 продуктов, которые не только помогут вам укрепить память, но и заставят ваш мозг работать более быстро и также регенерировать костную ткань.
     

    показать все статьи

     
         
     
       
     
    Европейские армянские игры-2017 в Женеве
     
    Европейские армянские игры-2017 в Женеве
    показать все репортажи
     
         
     
       
     
    Апостолы атомного века - Киракос Метаксян, Самвел Кочарянц, Артем Алиханов и другие

    Апостолы атомного века - Киракос Метаксян, Самвел Кочарянц, Артем Алиханов и другие...Нам остается неотъемлемое право гордиться тем, что все эти действительно выдающиеся люди – наши соотечественники, тем, что в их жилах текла армянская кровь...
     

    показать все вопросы и ответы

     
         
     
       
     
     
         
     
      О проекте | Команда | Написать письмо в редакцию Rambler's Top100 Copyright © Armenian Art Hall. 2009